ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ
1.1. Лица, имеющие право на страховую пенсию
1.2. Условия назначения страховой пенсии (перерасчет, перевод), индексация и корректировка пенсий, размеры и сроки
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ СТРАХОВЫХ ПЕНСИЙ
2.1. Досрочная страховая пенсия по старости
2.2. Страховая пенсия по потере кормильца
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность — Российская Федерация является социальным государством, в котором во главе угла стоят права и интересы граждан. Одним из таких прав выступает право на пенсионное обеспечение. Законодательство гарантирует назначение пенсий каждому гражданину по достижению им определенного возрастного предела. Однако существуют некоторые категории граждан, которые в силу специфических особенностей их деятельности, которым пенсия назначается в особом порядке.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере страховых пенсий.
Предмет исследования – нормы права, закрепляющие правовое регулирование страховых пенсий.
Цель работы заключается в определении страховых пенсий и условий их назначения (перерасчет, перевод), индексации и корректировки пенсий, размеров и сроков.
Цель исследования обусловила задачи:
- Рассмотреть лиц, имеющих право на страховую пенсию;
- Изучить условия назначения страховой пенсии (перерасчет, перевод), индексация и корректировка пенсий, размеры и сроки;
- Определить досрочную страховую пенсию по старости;
- Раскрыть страховую пенсию по потере кормильца.
Методы исследования: формально-юридический, сравнительно-правовой, юридико-догматический, метод толкования права, логический и другие методы.
Нормативной основой исследования послужили Конституция Российской Федерации, федеральные законы, иные нормативные правовые акты, а также материалы судебной практики.
Теоретической базой работы послужили труды ученых—правоведов в исследуемой сфере, таких как: А.В. Брызгалин, О.С. Федорова, О.Е. Аникеева, М.В. Королева, Д.А. Ильиных, В.А. Кочетков и других.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в возможности использовать в последующей исследовательской деятельности полученные выводы при прохождении обучения по результатам проведенного исследования.
Практическая значимость исследования, заключается в сформулированных выводах о наличии правовых проблем, и путей их решения в области страховых пенсий.
Проведенное исследование опирается на диалектический метод научного познания, отражающий взаимосвязь теории и практики.
Обоснование положений, содержащихся в работе, осуществлено путем комплексного применения логико-юридического метода правового исследования.
В соответствии с указанными задачами определена структура настоящей работы.
Структура работы содержит введение, две основные части, а также заключение и список использованной литературы.
Во введении обосновываются актуальность темы, показана степень изученности проблем, формулируется основная цель и вытекающие из неё задачи исследования, указана нормативная, теоретическая основа и методика исследования.
В первой главе исследования проанализированы лица, имеющие право на страховую пенсию, условия назначения страховой пенсии (перерасчет, перевод), индексация и корректировка пенсий, размеры и сроки.
Во второй главе были проанализированы досрочная страховая пенсия по старости, страховая пенсия по потере кормильца.
В заключении приводятся обоснованные выводы.
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ
1.1. Лица, имеющие право на страховую пенсию
Право выхода на страховую пенсию по старости в 55 лет в 2022 г.
По общему правилу страховая пенсия по старости назначается, если соблюдены приведенные ниже условия ее назначения.
- Наличие страхового стажа соответствующей продолжительности: не менее 13 лет в 2022 г. (ч. 2 ст. 8, ч. 2 ст. 35 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ[1]; Приложение 3 к Закону № 400-ФЗ).
- Наличие определенной величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК, так называемые пенсионные баллы): в 2022 г. - не ниже 23,4 (ч. 3 ст. 8, ч. 3 ст. 35 Закона № 400-ФЗ).
- Достижение установленного пенсионного возраста. Так в 2022 г. выйти на пенсию могут следующие граждане (ч. 1, 1.1 ст. 8 Закона № 400-ФЗ; Приложения 5, 6 к Закону № 400-ФЗ; ч. 3 ст. 10 Закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ[2]):
- мужчины и женщины, не относящиеся к госслужащим, которым во II полугодии 2020 г. исполнилось соответственно 60 и 55 лет;
- госслужащие: мужчины и женщины, которым в 2020 г. исполнилось соответственно 60 и 55 лет.
Указанным категориям лиц пенсия может быть назначена в 2022 г. по достижении возраста: для первых - 61,5 и 56,5 лет, для вторых - 62 и 57 лет (соответственно мужчины и женщины).
Также лицам, в том числе госслужащим, достигшим возраста 60 или 55 лет (для мужчин и женщин соответственно) и имеющим страховой стаж соответственно не менее 42 или 37 лет, пенсия может назначаться на 24 месяца раньше достижения установленного пенсионного возраста. Это дает возможность при наличии соответствующей величины страхового стажа выйти на пенсию в 2022 г. по достижении 61 и 56 лет (для мужчин и женщин) (ч. 1.2 ст. 8 Закона № 400-ФЗ).
Указанные выше положения не позволяют в 2022 г. выйти на пенсию в 55 лет.
Вместе с тем за гражданами, достигшими пенсионного возраста до 01.01.2019, но не обратившимися за назначением пенсии либо не реализовавшими право на ее назначение в связи с несоблюдением двух других условий, сохраняется право на ее назначение без учета повышения пенсионного возраста. В таком случае продолжительность страхового стажа и величина ИПК определяются на день достижения установленного до 01.01.2019 пенсионного возраста (ст. 8, ч. 2, 3 ст. 35 Закона № 400-ФЗ; Приложения 3, 5 к Закону № 400-ФЗ; ч. 2 ст. 10 Закона № 350-ФЗ).
Дополнительно отметим, что работнику, уволенному, в частности, в связи с ликвидацией организации, при его согласии может быть назначена пенсия досрочно (по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для его трудоустройства) - на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе досрочной), но не ранее чем за два года до наступления такого возраста. По достижении лицом этого возраста и при соблюдении условий назначения страховой пенсии по старости (в том числе досрочной) ему назначается страховая пенсия по старости в беззаявительном порядке (п. 2 ст. 32 Закона от 19.04.1991 № 1032-1[3]; ч. 6.3 ст. 22 Закона № 400-ФЗ).
Отдельным категориям граждан досрочная страховая пенсия по старости назначается при наличии в 2022 г. величины ИПК не ниже 23,4 и определенного стажа на соответствующих видах работ. В частности, она назначается мужчинам, достигшим 55 лет, которые (п. п. 2, 10, 14, 17 ч. 1, ч. 2 ст. 30 Закона № 400-ФЗ):
- проработали не менее 12,5 лет на работах с тяжелыми условиями труда или на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации и имеют страховой стаж не менее 25 лет;
- проработали не менее 20 лет в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах и имеют страховой стаж не менее 25 лет;
- были заняты не менее 15 лет на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Также некоторым категориям граждан страховая пенсия по старости назначается независимо от возраста при наличии в 2022 г. величины ИПК не ниже 23,4 и определенного стажа на соответствующих видах работ. К таким лицам, в частности, относятся (п. п. 13, 19 - 21 ч. 1, ч. 2 ст. 30 Закона № 400-ФЗ):
- мужчины и женщины, проработавшие соответственно не менее 25 и 20 лет в летном составе гражданской авиации;
- педагоги, отработавшие в организациях для детей не менее 25 лет;
- лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах;