Введение
- Орган исполнительной власти и защита прав, свобод и законных интересов граждан
1.1. Орган исполнительной власти
1.2. Защита прав, свобод и законных интересов граждан
- Защита прав, свобод и законных интересов граждан органами исполнительной власти
2.1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации: обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина и охране общественного порядка по предметам ведения РФ, субъектов РФ или совместного ведения
2.2. Административно-правовая защита органами исполнительной власти личных прав граждан
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Актуальность темы. Исполнительные органы власти, органы местного управления, а также административные органы должны заботиться о создании для каждого, кто находится под юрисдикцией Российской Федерации, правовых, организационных и материальных условий для осуществления конституционных прав и свобод. Правительство Российской Федерации, в частности, в соответствии со статьей 114 Конституции Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан.
Объект исследования - общественные отношения, складывающиеся при реализации полномочий органов исполнительной власти по защите прав, свобод и законных интересов граждан.
Предметом исследования являются теоретические положения и правовое регулирование полномочий органов исполнительной власти по защите прав, свобод и законных интересов граждан.
Цель исследования заключается в том, чтобы охарактеризовать полномочия органов исполнительной власти по защите прав, свобод и законных интересов граждан.
Цель исследования обусловила задачи:
- Рассмотреть орган исполнительной власти;
- Изучить защиту прав, свобод и законных интересов граждан;
- Определить органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации: обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина и охране общественного порядка по предметам ведения РФ, субъектов РФ или совместного ведения;
- Выделить административно-правовую защиту органами исполнительной власти личных прав граждан.
Методы исследования: формально—юридический, сравнительно—правовой, метод толкования права, логический и другие методы.
Нормативной основой исследования послужили Конституция Российской Федерации, федеральные законы, иные нормативные правовые акты.
Теоретической базой работы послужили труды ученых—правоведов в исследуемой сфере.
По структуре работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы.
1. Орган исполнительной власти и защита прав, свобод и законных интересов граждан
1.1. Орган исполнительной власти
Вопросы компетенции органа являются первоочередными в ходе формирования государственного органа и организации его деятельности. Компетенция выступает организационно-юридической основой, выражает политическую сущность государственного органа, перераспределяется между структурными подразделениями органа, аппаратом - государственными служащими. В зависимости от ее характера и объема устанавливаются организационная структура и штаты органа, определяются формы и методы деятельности государственных служащих в структурных подразделениях. Классифицировать компетенцию органа исполнительной власти можно по объему полномочий: общая компетенция - для высших органов исполнительной власти федерального и регионального уровня; отраслевая компетенция - для находящихся во главе отдельных отраслей управления федеральных министерств (за исключением указанных выше органов) и межотраслевая компетенция - для отдельных федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств.
Общие направления и предметы ведения органа исполнительной власти, его место и роль в системе государственного аппарата определены в компетенции органа исполнительной власти, которая разрабатывается, утверждается в ходе его формирования и может изменяться в последующем. Предметами ведения органа исполнительной власти выступают объекты сферы деятельности (или отдельные вопросы), в которых проявляется функция этого органа[1].
Цифровизация государственного управления оказала влияние на все элементы административно-правового статуса органов исполнительной власти, наибольшему воздействию подверглась практика реализации органами исполнительной власти контрольно-надзорных полномочий и полномочий по оказанию государственных услуг[2].
Административное усмотрение как реализация должностным лицом принципов права. Следует учитывать, что «применение личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, связано с ограничением многих основных конституционных прав и свобод личности, таких как: свобода и личная неприкосновенность; охрана достоинства личности; неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна; недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия; частная собственность (ч. 1 ст. 22, ч. 1 ст. 21, ч. 1 ст. 23, ч. 1 ст. 24, ст. 35 Конституции Российской Федерации)»[3]. Исходя из этого должностные лица органов исполнительной власти должны осуществлять применение рассматриваемых пресекательных и обеспечительных мер принуждения в соответствии с общими принципами права (законности, гуманизма, уважения человеческого достоинства, личной безопасности, охраны здоровья граждан, половой неприкосновенности и т.д.) и по критериям справедливости, соразмерности и правовой безопасности для того, чтобы гарантировать эффективную защиту прав и свобод досматриваемого лица[4].
Таким образом, проанализировав положения федерального законодательства в свете административной реформы, выявив наличие определенных пробелов, следует сделать вывод, что упорядочивание компетенции органов исполнительной власти в типовых положениях о федеральном министерстве (федеральной службе, федеральном агентстве) позволит тщательно скорректировать их компетенцию с целью недопущения дублирующих полномочий, избытка госаппарата и совершенствования государственного управления в целом.