Введение
- Правовое регулирование статуса федеральных органов исполнительной власти
1.1. Понятие и структура федеральных органов исполнительной власти
1.2. Система федеральных органов исполнительной власти и их права
- Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
2.1. Понятие территориальных органов федеральных органов исполнительной власти
2.2. Правовой статус территориальных органов федеральной исполнительной власти
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Актуальность темы. Система управления как консолидированный компонент государственного сектора является первичным объектом воздействия административной реформы, начавшейся на рубеже XX — XXI веков. Исследуемые органы государственной власти реализуют функции государственного управления посредством осуществления деятельности от имени и по поручению государства, наделены полномочиями государственно—властного характера и действуют в пределах компетенции, установленной для них нормативными правовыми актами. Исполнительная власть, являясь ветвью государственной власти, реализуется в деятельности специально создаваемых органов - органов исполнительной власти, которые осуществляют функции исполнительной власти в своей совокупности, т.е. в пределах ее системы. Федеральные органы исполнительной власти (далее - ФОИВ) образуют исполнительную власть в России на федеральном уровне.
Объектом курсовой работы являются правоотношения, складывающиеся в процессе реализации федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации.
Предмет курсовой работы составляет федеральные органы исполнительной власти в Российской Федерации.
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы охарактеризовать систему, структуру и правовой статус федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации.
Цель курсовой работы обусловила задачи:
- рассмотреть понятие федерального органа исполнительной власти;
- выделить полномочия федеральных органов исполнительной власти;
- раскрыть полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере обеспечения национальной безопасности
Методы курсовой работы: формально—юридический, сравнительно—правовой, юридико—догматический, метод толкования права, логический и другие методы.
Нормативную базу курсовой работы составляют Конституция РФ, ГК РФ, КоАП РФ, положения Федеральных законов и иных нормативных правовых актов.
Теоретической базой работы послужили труды ученых—правоведов в исследуемой сфере, таких как: и других.
По структуре работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы.
1. Правовое регулирование статуса федеральных органов исполнительной власти
1.1. Понятие и структура федеральных органов исполнительной власти
Система государственного управления исторически обусловлена внутренним совершенствованием, что проявляется в создании новых компетенций, новых государственных структур и качественном обновлении кадрового состава, изменении компетенции органа. Связано это со стремлением улучшить деятельность аппарата государственного управления, перед которым стоят достаточно обширные задачи.
Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти определяются Конституцией[1] (ст. ст. 80, 83, 90, 110, 112, 114 и 115) и на ее основе — Законом о Правительстве РФ и указом Президента РФ, которым утверждена структура федеральных органов исполнительной власти и перечень наименований входящих в нее органов. Понятие структуры федеральных органов исполнительной власти содержится в ст. 112 Конституции.
Из этой статьи следует, что содержащееся в ней понятие «структура федеральных органов исполнительной власти» включает перечень конкретных органов, входящих в систему федеральных органов исполнительной власти и обеспечивающих реализацию Правительством РФ возложенных на него задач и полномочий. Структура федеральных органов исполнительной власти утверждается Президентом РФ[2].
Под органом исполнительной власти в литературе понимается самостоятельная структурная единица в системе исполнительной власти, реализующая функции государственного управления в пределах предоставленных ей полномочий в определенной сфере, предмете (объекте) государственного ведения.
Из данного определения выделяют следующие признаки органа исполнительной власти:
а) выполнение публичных, государственных функций на основе государственно—властных полномочий, включающих исполнительные, регулятивные, координационные, контрольно—надзорные и иные формы управленческой деятельности в определенной сфере, отрасли, регионе;
б) оформление правового статуса этого органа положением, которое утверждается вышестоящим органом государственной власти или законом;
в) право принимать в процессе исполнительно—распорядительной деятельности управленческие решения в форме правовых актов, виды и порядок принятия которых установлены законом, которые должны соответствовать действующему законодательству и обязательны для исполнения в сфере ведения данного органа;
г) сложная внутренняя структура;
д) финансирование из государственного бюджета (федерального или субъекта РФ). Орган и его служащие не могут заниматься какой—либо хозяйственной или коммерческой деятельностью;
е) включение органа в систему соподчинения в системе исполнительной власти и отчетность перед органом государственной власти, учреждающим его.
Таким образом, под органом исполнительной власти следует понимать юридически и организационно обособленный орган государственной власти, наделенный государственно—властными полномочиями для осуществления задач и функций государства в различных сферах жизни общества.
Исходя из федеративного государственного устройства Российской Федерации на первый план выдвигается территориальный масштаб деятельности исполнительных органов. В соответствии с данным критерием из их единой системы выделяются: а) федеральные органы исполнительной власти; б) органы исполнительной власти субъектов Федерации.
1.2. Система федеральных органов исполнительной власти и их права
Государственный орган - это юридически оформленная действующая в установленном государством порядке часть системы органов государственной власти, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для реализации задач и функций, возложенных государством.
Исполнительные органы - это те органы, которые осуществляют государственную власть путем организации исполнения законов. Высшим исполнительным органом в государстве является правительство.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Конституции РФ государственную власть в России осуществляют Президент России, Федеральное Собрание России, Правительство России, суды РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального конституционного закона от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»[3] исполнительную власть РФ осуществляют Правительство РФ и иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти под общим руководством Президента РФ, а также органы исполнительной власти субъектов РФ.
Указ Президента РФ от 21.01.2020 № 21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»[4] определяет структуру федеральных органов исполнительной власти. В систему федеральных органов исполнительной власти входят Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.