Введение
Глава 1. Сущность и особенности института правоохранительной службы
1.1. Понятие и особенности института правоохранительной службы
1.2. Критерии выделения правоохранительной службы среди других видов государственно-служебной деятельности
Глава 2. Характеристика признаков правоохранительной службы
2.1. Группировка признаков правоохранительной службы
2.2. Сущностные признаки правоохранительной службы
Глава 3. Регулирование законодательства РФ о правоохранительной службе
Заключение
Библиография
Актуальность темы исследования. Государственная служба как система представляет собой упорядоченную совокупность элементов (подсистем), взаимосвязей между ними и с внешней социальной средой в процессе достижения целей государственного управления. Система государственной службы образуется подсистемой приоритетов, целей и принципов властно-управленческого воздействия на общественную жизнедеятельность, выражаемого обычно в правовых формах, и включает следующие виды государственной службы: в зависимости от уровня власти выделяют федеральную государственную службу и государственную службу субъектов РФ, от ветви власти - государственную службу законодательной ветви власти, исполнительной и судебной, в зависимости от видовой дифференциации - гражданскую, военную и правоохранительную.
Объединение трех названных видов государственной службы в единую систему создает для государственных служащих возможность перехода с государственной службы одного вида на государственную службу другого вида. Каждый из трех видов государственной службы - гражданская, военная и правоохранительная - является по своей природе государственной службой... Поэтому само разделение государственной службы на три вида не должно существенным образом менять статус государственного служащего.
Одним из элементов системы государственной службы является государственная правоохранительная служба. К сожалению, следует констатировать, что с точки зрения правового регулирования именно правоохранительная служба, по сравнению с двумя другими видами государственной службы РФ, оставляет наиболее широкое поле для вопросов.
Несмотря на то что правоохранительная служба играет важную роль в механизме современного Российского государства, правовое регулирование ее деятельности в настоящее время не вполне систематизировано, отсутствуют единые правовые основы и теоретические подходы к определению специфики данного вида государственной службы. На государственном уровне также не принята концепция и не сформирована единая программа развития правоохранительной системы в целом. Не вполне четко определены и субъекты правоохранительной службы.
Учитывая вышеизложенное, исследование института государственной правоохранительной службы в административном праве России, является актуальным и необходимым.
Теоретическую основу исследования составили научные труды таких ученых в области административного права как Артемьев А.М., Бакун В.М., Белова Н.В., Буянов И.В., Калинина Н.С., Липатов Э.Г., Масленникова Е.В., Татаринова Л.Н., Чаннов С.Е., Магомедов Ф.Б., Нагорных Р.В., Патрашко Е.Л., Погребежский К.А., Пресняков М.В., Россинский Б.В., Сергун П.П., Соколова О.С., Харченко О.В., Шеенкова А.С., Щукин В.В. и другие.
Юридическую базу работы составляют Конституция РФ, Федеральные законы РФ «О системе государственной службы РФ», «О полиции», Указ Президента РФ от 29 июля 2011 г. «О Комиссии при Президенте РФ по вопросам кадровой политики в правоохранительных органах», Указ Президента РФ от 10 марта 2009 г. N 261 «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы РФ (2009-2013 годы)», и другие нормативные акты.
Объектом настоящего исследования являются нормы административного законодательства РФ о государственной правоохранительной службе в законодательстве РФ.
Предметом настоящего исследования данной работы выступает государственная правоохранительная служба как самостоятельный правовой институт административного права.
Целью настоящего исследования является комплексное изучение института государственной правоохранительной службе в административном праве. Автором будут разработаны теоретические положения по исследуемой проблематике.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- исследовать понятие и особенности государственной правоохранительной службы;
- рассмотреть признаки государственной правоохранительной службы;
- проанализировать необходимость совершенствования законодательства РФ о правоохранительной службе на современном этапе.
Методами исследования темы настоящей работы являются: метод анализа, метод исследования правовых процессов и явлений, позволяющих видеть их в развитии, методы взаимодействия и развития; частно-научные и специальные методы познания; системный метод, комплексный метод, сравнительно-правовой метод, системно-структурный метод, функциональный метод.
По своей структуре настоящая работа состоит из введения, трех глав, разбитых на подпункты, заключения и списка использованных нормативных актов и литературы.
Глава 1. Сущность и особенности института правоохранительной службы
1.1. Понятие и особенности института правоохранительной службы
Статья 7 Федерального закона «О системе государственной службы РФ»[1] содержит определение правоохранительной службы. Сам термин «правоохранительная служба» является новым для российского законодательства, впервые он введен указанным законом. Следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О системе государственной службы РФ» определение правоохранительной службы как вида федеральной государственной службы применяется со дня вступления в силу федерального закона о правоохранительной службе. В настоящее время такой закон пока не принят.
Государственная правоохранительная служба также является видом профессиональной деятельности. Специфика правоохранительной службы предопределяется ее функциями, которыми является обеспечение безопасности, законности и правопорядка, борьба с преступностью, защита прав и свобод человека и гражданина.
Перечень должностей, относимых к правоохранительной службе в будущем будет определен соответствующим указом Президента РФ. В настоящее время можно лишь предполагать, прохождение службы на каких должностях будет считаться правоохранительной службой. По-видимому, к правоохранительным служащим будут отнесены прокуроры; следователи; лица, производящие дознание; лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность; сотрудники федеральных органов внутренних дел, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров; сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; сотрудники органов федеральной службы безопасности; сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; судебные исполнители; сотрудники федеральных органов государственной охраны.[2] В настоящее время служебная деятельность указанных лиц регулируется различными законодательными и подзаконными актами.
Для правоохранительной службы характерны следующие особенности:
1) служащий в своей деятельности руководствуется законодательством РФ; никто кроме лиц, уполномоченных федеральным законом, не вправе вмешиваться в его деятельность; при получении приказа или указания, явно противоречащего закону, служащий обязан принять меры, исключающие нарушение закона;
2) при исполнении возложенных на служащего служебных обязанностей он подчиняется только прямым руководителям; прямыми руководителями служащего являются руководители, которым служащий подчинен по службе, хотя бы и временно; ближайший к служащему прямой руководитель является его непосредственным руководителем; служащие, не подчиненные друг другу по службе, могут быть старшими или младшими; старшинство определяется замещаемой должностью, а при равной должности - специальным званием (классным чином);
3) служащий не вправе отказаться от исполнения своих служебных обязанностей по причине угрозы его жизни или здоровью, если эти обязанности предусмотрены контрактом и приняты необходимые меры безопасности;
4) служащий, непрерывно замещающий одну и ту же должность руководителя в течение шести лет, подлежит обязательному переводу для замещения равнозначной должности, в том числе, в случае отсутствия такой должности, - и в другую местность (ротация);
5) в правоохранительном органе не допускается создание структурных подразделений политических партий и религиозных объединений, а также деятельность политических партий, религиозных объединений и их структурных подразделений; служебная деятельность служащего не может осуществляться в интересах профессиональных союзов, религиозных, а также созданных вне правоохранительного органа иных общественных объединений;
6) в правоохранительных органах не допускается проведение забастовок;
7) за деятельностью правоохранительных органов осуществляется общественный контроль в формах, порядке и на условиях, установленных законодательством РФ[3].
Должности правоохранительной службы учреждаются для непосредственного осуществления на постоянной или временной основе мер по исполнению функций правоохранительного органа с правом использования в соответствии с федеральным законом в этих целях властных, в том числе принудительных полномочий. Перечни типовых должностей правоохранительной службы утверждаются Президентом РФ. На основании перечней типовых должностей правоохранительной службы руководителем правоохранительного органа утверждается в соответствии с особенностями функционирования указанного органа перечень должностей правоохранительной службы, включающий в себя также нетиповые должности правоохранительной службы.