ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДДЕРЖКИ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, МАЛОГО БИЗНЕСА
В РОССИИ
1.1.Понятие поддержки развития предпринимательства
1.2.Формы и методы поддержки развития предпринимательства
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, МАЛОГО БИЗНЕСА
В ЮЖНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
2.1. Стратегия социально-экономического развития округа
2.2. Анализ поддержки предпринимательства и малого бизнеса
в регионах округа
2.3. Предложения по совершенствованию развития предпринимательства
в округе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Общеизвестно утверждение о значимости предпринимательства для развития и становления рыночной экономики. Предпринимательство обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности.
Развитие предпринимательства и, прежде всего, малого и среднего бизнеса, является необходимым условием обеспечения устойчивого роста экономики. Субъекты малого и среднего предпринимательства способны быстро реагировать на изменения рыночной конъюнктуры и использовать свободные рыночные ниши в потребительской и производственной сферах. Кроме того, малое и среднее предпринимательство, являясь основным источником формирования среднего класса, расширяет социальную базу поддержки проводимых в стране реформ, обеспечивая необходимую стабильность в обществе.
Становление и развитие предпринимательства является долговременным процессом, во многом зависящим от наличия благоприятных экономических, правовых, политических и других условий, в значительной степени определяемых органами государственной власти и управления. Как показывает практика, действующие в настоящее время нормативно-правовая база регулирования и система государственной поддержки предпринимательства уже не обеспечивают решения проблем, стоящих на пути развития предпринимательства. Существенной проблемой являются недостаточная динамика развития законодательства, финансирования в сфере предпринимательства, не отвечающая потребностям социально-экономического развития страны. Проблема эффективной поддержки предпринимательства препятствует использованию колоссального потенциала малого и среднего бизнеса в России. Это обстоятельство не просто досадно, это обстоятельство чрезвычайно опасно и для экономики, и для политической стабильности государства.
Для спасения ситуации необходимо коренное изменение государственной политики в сфере отношений с малым и средним бизнесом и совершенствование системы поддержки предпринимательства. В связи с этим тема данного исследования имеет огромную актуальность в нашей стране на сегодняшний день при создании эффективной рыночной экономики.
Цель курсовой работы заключается в изучении теоретических основ, практическом анализе поддержки развития предпринимательства в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- раскрыть понятие поддержки развития предпринимательства;
- изучить формы и методы поддержки развития предпринимательства;
- провести анализ системы поддержки предпринимательства и малого бизнеса на примере округа РФ.
Объектом работы является Южный Федеральный округ РФ.
Предметом исследования выступает система поддержки развития предпринимательства.
При написании настоящей работы были использованы работы Бабаева Л.Б., Белова В.Н., Кислова Д.В. и др.
Структура данной работы включает введение, две главы, заключение, список литературных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДДЕРЖКИ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, МАЛОГО БИЗНЕСА
В РОССИИ
1.1.Понятие поддержки развития предпринимательства
Под предпринимательской деятельностью Гражданский кодекс РФ подразумевает самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Предпринимательскую деятельность могут осуществлять дееспособные (достигшие совершеннолетия) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица[1].
Предпринимательство - инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений (в том числе и осуществление организационной инновации), осуществляемая на свой страх и под свою имущественную ответственность, направленная на получение прибыли.
Существуют различные формы предпринимательской деятельности, установленные законодательством Российской Федерации. Одной из них является предпринимательская деятельность граждан. Согласно ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Предпринимательство — это прежде всего вид человеческой деятельности. Причем предпринимательская деятельность не сводится к простой совокупности действий. Она состоит из связанных и последовательных предпринимательских мероприятий (действий), имеющих единую цель. Основная цель предпринимательской деятельности — производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит прибыль. Однако ориентация на достижение коммерческого успеха не является самодовлеющей целью в современном бизнесе. Наряду с извлечением прибыли для субъектов предпринимательской деятельности принципиальное значение приобретает также вопрос о создании собственного дела (бизнеса), в рамках которого осуществляются производство товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Государственная поддержка и регулирование - необходимый и неизбежный процесс, задачами которого в развитых рыночных экономиках является поддержание и обеспечение равного доступа субъектов предпринимательства к необходимой им инфраструктуре, защита конкуренции от попыток монополизации, а потребителя - от недобросовестных продавцов или поставщиков товаров и услуг[2]. Для того чтобы такое регулирование было эффективным и не сопровождалось негативными явлениями, необходимо наличие факторов, сдерживающих неизбежные бюрократизацию всякого государственного регулирования и превращение его из эффективного элемента государственной политики в чиновничью "кормушку".
В настоящее время положительные стороны государственного регулирования - в силу слабости и самого государства, и сдерживающего его чрезмерные притязания гражданского общества - выражены недостаточно, тогда как негативные превратились в особую группу факторов, препятствующих нормальному развитию малого предпринимательства.
Об актуальности поддержки государством малого и среднего бизнеса убедительно свидетельствует вклад малого и среднего бизнеса в достижение современной экономики во всех индустриально развитых странах. Этому предшествовала большая и продолжительная работа по формированию у людей мотивации и уважения к предпринимательству, хотя опыт управления малым бизнесом, накопленный в странах Западной Европы, в национальном и межгосударственном масштабах еще слабо используется в России. Между тем именно малое предпринимательство создает основу рыночной экономики.
Государственное регулирование - это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленных на достижение намеченных целей, осуществляемых органами государственного управления.
В зависимости от целей государственное регулирование направлено на решение как макроэкономических задач, так и задач на макроуровне - экономических субъектов рынка и рыночных отношений.
Суть государственного регулирования предпринимательства состоит в выполнении государством определенных видов деятельности (функций) для достижения конкретных целей, направленных на обеспечение эффективности предпринимательской деятельности в рыночных условиях хозяйствования с применением мер и средств, составляющих его экономический механизм[3]. В его задачи входит:
- создание правовой основы предпринимательства и контроль за соблюдением правовых норм и законодательства, направленного на защиту интересов экономических субъектов рынка;
- совершенствование рыночного механизма и условий свободного предпринимательства;
- обеспечение социально-экономического развития страны и повышение на этой основе благосостояния населения и его платежеспособного спроса.