ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ, СТРУКТУРА
1.1 Понятие механизма государства
1.2 Основные черты механизма государства
1.3 Структура механизма государства
Вывод по первой главе
ГЛАВА 2 РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ В РФ
2.1 Учение о разделении властей и его реализация в конституции РФ
2.2 Органы исполнительной власти
2.3 Органы законодательной власти
2.4 Органы судебной власти в системе разделения властей
Вывод по второй главе
ГЛАВА 3 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ КАК ВИДА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Вывод по третьей главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Выбранная тема курсового исследования посвящена признакам судебной власти как вида государственной власти в РФ. Актуальность темы подтверждается тем, что в настоящий момент продолжается реформирование судебной системы РФ.
Целью курсовой работы является изучение признаков судебной власти характеризующих её как один из видов государственной власти в РФ.
Для достижения поставленной в курсовой работе цели предполагается выполнение следующих задач:
- изучение понятия – механизм государства;
- охарактеризовать современное состояние принципа разделения властей в РФ;
- выделить понятие и признаки судебной власти в системе разделения властей;
Структурно с целью выполнения поставленной цели и задач работа поделена на три главы: в первой главе изучается понятие механизма государства, во второй главе рассматривается вопрос о разделении властей в РФ, в третьей главе дается характеристика судебной власти как самостоятельного вида государственной власти.
При написании курсовой работы предполагается использование нормативно-правовых актов, а также научно-практической и комментирующей литературы, по вопросам организации государственной власти и развитии судебной системы в РФ.
ГЛАВА 1 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ, СТРУКТУРА.
- ПОНЯТИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА
Государство реально действует, проявляет себя только как система, как упорядоченная совокупность специальных органов, коллективов людей, осуществляющих управление делами общества от его имени и в пределах предоставленных полномочий. Такие коллективы действуют постоянно и, как правило, на профессиональной основе, что выделяет их из общества и ставит над обществом. Граждане могут принимать то или иное участие в делах государства, но в конечном итоге государственные органы, должностные лица несут персональную ответственность за эффективность своей работы.
Подобная система государственных органов, профессиональных коллективов и называется механизмом государства. Следовательно, механизм государства — это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой государство проводит ту или иную политику. [7, 12-13]
В юридической науке понятие «механизм государства» и «государственный аппарат» обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государства» включаются наряду с государственным аппаратом еще и государственные учреждения и организации, а также «материальные придатки» государственного аппарата (вооруженные силы, милиция, уголовно-исполнительные учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат действует.
Существует научная позиция, в соответствии с которой под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства — те же органы, но в динамике. Изучая аппарат государства, говорят прежде всего о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства — непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимосвязи между собой в процессе осуществления тех или иных функций государства (В. В. Лазарев, С.В. Липень) [9, 79].
- ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА
Говоря о механизме государства необходимо раскрыть характерные черты данного института государства и права:
а) он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов, взаимосвязанных между собой. В механизм государства входят законодательные органы (парламент), президент со своей администрацией, исполнительные органы (правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы и т.п.), судебные органы (конституционные, верховные, арбитражные и иные суды), прокурорские и иные надзорные органы, милиция, налоговая полиция, вооруженные силы и т.д. Все вместе они составляют единую систему властвования;
б) его целостность обеспечивается едиными целями и задачами. Именно цели и задачи объединяют столь разные государственные подразделения в единый организм, ориентируют их на решение общих проблем, направляют их энергию в определенное позитивное русло;
в) его основным элементом выступают государственные органы, обладающие властными полномочиями;
г) он является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов. [12,67]
Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем. Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев, элементов, их соподчинен-ность, соотношение и взаимосвязь.
- СТРУКТУРА МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА
Структура механизма государства включает в себя:
1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций. Особенностью этих органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.);
2) государственные организации — это такие подразделения механизма государства (его «материальные придатки»), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);
3) государственные учреждения — это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотеки, поликлиники, больницы, почта, телеграф, научно-исследовательские институты, вузы, школы, театры и т.д.);
4) государственные предприятия — это такие подразделения механизма государства, которые также не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли;
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ
Конституция Российской Федерации принята 12.12.1993 г.
Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» № 1-ФКЗ от 31 декабря 1996 г. // Федеральное законодательство. М., 2007
Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации». Принят Государственной Думой 24 июня 1994 г. и одобрен Советом Федерации 12 июля 1994 г. // Вестник Конституционного Суда российской Федерации. 1995. № 1.
Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Арбитражный Процессуальный кодекс Российской Федерации. М.: «Ось-89» ,2007г.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Авдонан В.С., Карпов Е.А. и др. Правоохранительные органы / М.. 1998.
Братко А.Г. Правоохранительная система (вопросы теории). М., 2001.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. М.: 2005г.
Гуценко К.Ф., Ковалева М.А. Правоохранительные органы. М., 2008.
Жуйков В. Новая Конституция и судебная власть в Российской Федерации // Российская юстиция. 1997. № 1.
Лазарев В.В. «Общая теория права и государства».М., 2006г.
Туманов В.А., Вицин С.Е. Система судов общей юрисдикции: настоящее и будущее // Российская юстиция. 2005. № 10.
Коваленко И.И . , Конституционное право РФ , Артания, Москва ,2005
Козлов А. Е. Конституционное право России, Москва , БЕК , 2006
Мишин А.А Теория разделения властей, М. 2003
Чиркин В. Е. , Конституционное право : Россия и зарубежный опыт , Зерцало , Москва , 2006
Румянцева О.Г. Основы конституционного строя России , Юрист , Москва ,2004.
Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права учебник для ВУЗов \\ под. ред. Качанова В.А. – М.-2003 г.