Введение
Глава 1. Правовое регулирование налоговых отношений по налогу на прибыль
1.1. Понятийный аппарат по налогу на прибыль (плательщики, объект налогообложения, налоговая база, ставки, необлагаемые операции, налоговые вычеты).
1.2. Сравнительный анализ с системой налогообложения по налогу на прибыль в российской и мировой экономике
1.3. Механизм исчисления налога на прибыль и порядок уплаты в бюджет
Глава 2. Планирование и прогнозирование в налогообложении на предприятии ООО «»
- Структура организации и экономический анализ основных показателей.
- Налоговая нагрузка, методы расчета и приемы оптимального налогообложения в организации по налогу на прибыль
- Учетная политика как инструмент налогового планирования
Глава 3. Организация и методика проведения налоговых проверок в организации ООО «»
3.1. Налоговый учет и отчетность по налогу на прибыль в организации.
3.2. Контроль налоговых органов в применении налоговых санкций
3.3. Организация внутреннего аудита
Заключение
Список использованных нормативных правовых актов и литературы
Одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов являются налоги. Они выполняют две основные функции: фискальную и регулирующую, - которые взаимосвязаны и взаимозависимы, причем ни одна из них не должна развиваться в ущерб другой.
Налог, как экономическая категория представляет собой обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц. С переходом экономики нашего государства на основы рыночного хозяйства усиливается многоаспектное значение прибыли. Акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять полученную прибыль. Прибыль, как экономическая категория - это обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности, определяемый как разность между выручкой от хозяйственной деятельности и суммой затрат на эту деятельность. Соединив в одно целое две вышеупомянутые экономические категории, мы получаем один из видов налога, посредством которого налоговая система государства может выполнять свойственные ей функции - это налог на прибыль предприятий и организаций. Переход экономики России на рыночные отношения потребовал создания системы налогообложения прибыли предприятий (юридических лиц). В налоговой системе РФ налог на прибыль организации является одним из наиболее значимых. Вопросы, связанные с этим налогом, имеют большое значение как для государства, так как он является важной доходной статьей бюджета, так и для отдельных предприятий, так как сумма его выплат обычно одна из самых крупных. И по характеру, содержанию и разнообразию выполняемых функций, по своим возможностям воздействия на деятельность предприятий и предпринимателей, по степени влияния на ход и результаты коммерческой деятельности налог на прибыль является основным предпринимательским налогом. В последнее время возникает множество споров по поводу эффективности применения этого налога. Актуальность рассмотрения данной темы подтверждается и тем фактом, что налог на прибыль является одной из основных доходных статей бюджетов большинства развитых стран, а в бюджете Российской федерации занимает второе место после Налога на добавленную стоимость. Целью настоящей работы является рассмотрение теоретических аспектов налога на прибыль как экономической категории и анализ действующей российской системы налогообложения прибыли предприятий и организаций и перспектив ее развития в будущем.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи: показать роль налога на прибыль в формировании доходной части бюджетов разных уровней в современной российской экономике; проанализировать опыт налогообложения прибыли в зарубежных странах и изучить возможность его использования в России; механизм исчисления налога на прибыль и порядок уплаты в бюджет; конкретно рассмотреть планирование и прогнозирование в налогообложении на предприятии ООО «», а именно выявить структуру организации и экономический анализ основных показателей, организацию и методику налогового планирования в организации, учетную политику; охарактеризовать организацию и методику проведения налоговых проверок в организации.
-
Правовое регулирование налоговых отношений по налогу на прибыль.
1.1. Понятийный аппарат по налогу на прибыль (плательщики, объект налогообложения, налоговая база, ставка, необлагаемые операции, налоговые вычеты).
Размер поступлений от этого налога, как правило, уступает размеру поступлений от НДС, однако налог на прибыль организаций остается все-таки одним из значительных доходных источников российской бюджетной системы. Статья 246 НК РФ устанавливает, что налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются: российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ. При этом под постоянным представительством иностранной организации понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое она регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную с пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов, проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, продажей товаров с расположенных на территории РФ и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов, осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности за исключением случаев, перечисленных в НК РФ (см. п. 4 ст. 306). Согласно ст. 246 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом прибылью считается: для российских организаций — полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с гл. 25 НК РФ; для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства,— полученный через эти постоянные представительства доход, уменьшенный на величину произведенных ими расходов, также определяемых в соответствии с гл. 25 НК РФ. Налоговый кодекс РФ различает доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы (ст. 248 НК РФ). Доходом от реализации признаются: выручка от реализации товаров (работ, услуг), как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущества и имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги), иное имущество либо имущественные права и выраженных в денежной и (или) натуральной формах. Иные доходы признаются внереализационными. К ним, в частности, относятся доходы: от долевого участия в других организациях; от операций купли — продажи иностранной валюты; от сдачи имущества в аренду (субаренду) и т.д. Статья 252 НК РФ содержит понятие расходов, которые учитываются для уменьшения получаемых доходов: налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
1 Аванесов, Ю.А. Основы коммерциологии на рынке товаров и услуг: учебник / Ю.А. Аванесов, А.М. Клочко, Е.В.Васькин – М.: ТОО «Люкс – арт», 1995.- 319с.
2 Аванесов, Ю.А. Экономика предприятий сферы товарного обращения: учебник / Ю.А. Аванесов, Р.С. Князева – М.: МИПП, 1996. – 254 с.
3 Альбеков, А.У. Экономика коммерческого предприятия. Серия «Учебники, учебные пособия». А.У. Альбеков, С.А. Согомонян – Ростов н/Д: Феникс, 2002.- 196 с.
4 Арустамов, Э.А. Оборудование предприятий: учебник для вузов / Э.А. Арустамов – М.: Дашков и Ко, 2000. – 278 с.
5 Бланк, А.И. Управление торговым предприятием. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», изд-во ЭКМОС, 1998. – 285 с.
6 Блев, О. Деньги в пути, или как избежать увода капитала из компании / О. Блев, А. Молотников // Управление компанией. – 2005.-№1. – С. 30-33.
7 Бухгалтерский финансовый учет: учебное пособие / Е.А. Еленевская [и др.]; общ. ред. Е.А. Еленевской. – 3-е изд. - М.: Дашков и Ко, 2008. – 524 с.
8 Винокурова, О.С. Оптимизация программ лояльности на рынке розничной торговли / О.С. Винокурова // Экономический анализ. – 2010.- №11. – С. 51-60.
9 Воронова, Е.Ю. Анализ соотношения «затраты – объем – прибыль»: количественный и стоимостный подходы // Аудитор. – 2007. – №10. – С. 46 – 52.
10 Готовчиков, И.Ф. Практические предложения по оптимизации управления финансовой деятельностью предприятия / И.Ф. Готовчиков // Финансовый менеджмент. – 2008.- №2. – С. 22-30.
11 Губанова, И.Р. Проблемы обеспечения эффективности работы предприятий розничной торговли / И.Р. Губанова // Экономический анализ. – 2009.- №11. – С. 60-67.
12 Дашков, Л.П. Коммерция и технология торговли: учебник для вузов. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Маркетинг, 2001. – 364 с.
13 Ермолаева, Н.Н. Качество услуг в розничной торговле / Н.Н. Ермолаева // Экономический вестник Республики Татарстан. – 2007.- №2. – С. 94-98.
14 Жминько, А.Е. Сущность и экономическое содержание прибыли / А.Е. Жминько // Экономический анализ. – 2008.- №7. – С. 60-64.
15 Заров, К.Г. Обобщенный анализ возможностей повышения прибыли коммерческого предприятия / К.Г. Заров // Финансовый менеджмент. – 2008.- №1. – С. 3-8.
16 Зимакова, Л.А. Методические и практические основы управленческой отчетности // Экономический анализ: теория и практика. – 2008. – №1. – С. 7–16.
17 Керимов, В.Э. Бухгалтерский финансовый учет / В.Э. Керимов. – М.: Дашков и Ко, 2008. – 704 с.
18 Ковалев, В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / В.В.Ковалев, О.Н.Волкова. – М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2005. – 424 с.
19 Кравченко, Н. Финансовый анализ конкурентных стратегий российских предприятий / Н.Кравченко [и др.] // Проблемы управления. – 2004.- №1. – С. 77-84.
20 Крылов, Э. Анализ финансовых результатов, рентабельности и себестоимости продукции: финансы и статистика. / Э. Крылов, В.Власов, И.Журакова. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 715 с.
21 Крыш, З.А. Анализ взаимосвязи глубины кризиса и опасности банкротства предприятия / З.А. Крыш, Л.В. Лущикова // Экономический анализ. – 2008.- №21. – С. 39-43.
22 Лазунов, В.Н. Финансовый анализ в управлении доходом предприятия / В.Н. Лазунов // Финансы. – 2005.- №3. – С. 54-57.
23 Липчиу, Н.В. Проблемы формирования конечных финансовых результатов (прибыли) деятельности организации / Н.В. Липчиу, Ю.С. Шевченко // Экономический анализ. – 2007.- №7. – С. 13-16.
24 Лумпов, Н. А. Формула прибыли: учет различных видов деятельности // Финансовый менеджмент. – 2007. -№6. – С. 5 -24.
25 Магомедов, Ш.Р. Метод оценки конкурентоспособности предприятия розничной торговли / Ш.Р. Магомедов // Маркетинг. – 2007.- №5. – С. 91-102.
26 Макарьева, В.И., Андреева, Л.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 264 с.
27 Мельник, М.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебное пособие/ М.В.Мельник. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007.- 192 с.
28 Никитина, Н. Антикризисное финансовое управление предприятия: исследование факторов внутренней и внешней среды / Н. Никитина // Проблемы управления. – 2007.- №7. – С. 91-101.
29 Островская, В.Н. Конкурентно – интеграционный бенчмаркинг в условиях современного состояния розничной торговли в России/ В.Н. Островская // Экономический анализ. – 2009.- №25. – С. 21-25.
30 Пласков, Н.С. Стратегический и текущий экономический анализ: учебник/ Н.С. Пласков. – М.: Эксмо, 2007.- 656 с.
31 Полисюк Г.Б. Анализ финансового результата деятельности ОАО «Партнер-проект» / Г.Б. Полисюк // Экономический анализ. – 2008. - №21. – С. 17-23.
32 Протасов, В.Ф. Анализ деятельности предприятия (фирмы): производство, экономика, финансы, инвестиции, маркетинг. – М.: «Финансы и статистика», 2006 – 536 с.: ил.
33 Пястолов, С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.М. Пястолов. – М.: Издательский центр Академия, 2008. – 336 с.
34 Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: учебник/ Г.В. Савицкая.- 3-е изд., переаб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004.-425 с.
35 Слуцкин, М.Л. Маржинальный анализ в контроллинге // Аудитор. – 2007. – № 6. – С. 41 – 45.
36 Тарбеева, Е.М. Оцениваем рентабельность финансово-хозяйственной деятельности компании / Е.М. Тарбеева // Главбух. – 2004.-№2. – С. 68-71.
37 Теория анализа хозяйственной деятельности: Учеб. / В.В. Осмоловский, Л.И. Кравченко, Н.А. Русак и др.; Под общ. ред. В.В. Осмоловского. – Мн.: Новое знание, 2007. – 318 с.
38 Толпегина, О.А. Анализ прибыли: теория и практика исследования / О.А. Толпегина // Экономический анализ. – 2009.- №2. – С. 35-44.
39 Толпегина, О.А. Показатели прибыли: экономическая сущность и их содержание / О.А. Толпегина // Экономический анализ. – 2008.- №20. – С. 10-21.
40 Ульянов, И. С. Рентабельность продукции и процентные ставки // Вопросы статистики. – 2006. - №12. – С. 27 – 31.
41 Финансовое управление фирмой: настольная книга менеджера / В.И. Терехин [и др.]; общ. ред. В.И. Терехина. – 3-е изд. – М.: Экономика, 1998. – 350 с.
42 Финансовый учет: учебник / В.Г. Гетьман [и др.]; общ. ред. В.Г. Гетьмана. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2008. – 816 с.
43 Хайруллин, А.Г. Управление финансовыми результатами деятельности организации / А.Г. Хайруллин // Экономический анализ. – 2006.- №10. – С. 35-41.
44 Хачатурян, Н.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: конспект лекций / Н.М. Хачатурян.- Ростов н/Д.: Феникс, 2006.-192 с.
45 Табурчак, П.П. Экономика предприятия: учебник / П.П. Табурчак. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. –226 с.
46 Юдина, Д.Н. Анализ финансовых результатов деятельности убыточных организаций / Д.Н. Юдина, Д.А. Филатов // Экономический анализ. – 2009.- №17. – С. 21-27.