Введение.
Глава 1. Теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятия
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия.
1.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия.
Глава 2. Анализ деятельности предприятия
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Основные виды продукции предприятия
2.3. Подходы к оценке существующей конкурентной стратегии
Глава 3. Основания для рекомендаций по разработке конкурентной
стратегии и пути ее совершенствования
3.1. Оценка конкурентной ситуации на рынке
3.2. Рекомендации по разработке стратегии
Заключение.
Список использованной литературы
Конечная цель любой фирмы - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет - зависит от конкурентоспособности продукции и услуг фирмы, т.е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами - продукцией и услугами других фирм.
В настоящее время, фирм выпускающих однородную продукцию огромное количество. Между ними существует жесткая конкуренция. И выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции и услуг по сравнению с аналогами – главная задача любой фирмы в любой стране. Поэтому каждая фирма стремится сделать все, чтобы ее продукция была конкурентоспособной.
Выпуск конкурентоспособной продукции и ее реализация завершают кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты.
Промышленные предприятия не только производят продукцию в нужном количестве, ассортименте и качестве, соответствующую запросам потребителя, но и обеспечивают коммерческую деятельность по сбыту готовой продукции. В условиях рыночных отношений усиливается ее роль, усложняются задачи.
Предприятиям необходимо знать области сбыта, потребности, спрос на данную продукцию, цены на данную продукцию, исследование емкости рынка, определение доли предприятия в общем, объеме продажи продукции данного ассортимента, анализ рыночной ситуации, исследование динамики объема продаж, анализ каналов сбыта, изучение мнений покупателей и потребительских предпочтений.
Актуальность выбранной темы определяется возрастающей важностью стратегического менеджмента в целом и конкурентной стратегии в частности как обязательных условий успешного функционирования и развития предприятия в условиях повышенной конкуренции и непрерывно меняющегося мира.
Исходя из вышеизложенного, целью настоящей работы является рассмотрение конкурентной стратегии предприятия применительно к анализируемому предприятию.
Предметом исследования является процесс применение положений теории конкурентной к реалиям выбранного для анализа предприятия.
Объектом исследования в настоящей работе является конкурентная стратегия предприятия.
Исходя из заявленной темы, определенных цели, объекта и предмета работы необходимо определить круг решаемых в работе задач:
- Рассмотреть теоретические основы конкурентной стратегии.
- Дать характеристику выбранной для анализа организации – ООО «Еврохимнефтемаш».
- Дать рекомендации для разработки конкурентной стратегии предприятия основываясь на данных проведенного анализа ситуации внутри и анализа внешнего окружения ООО «Еврохимнефтемаш».
Методологической основой исследования являются работы зарубежных авторов, таких как таких как И. Ансофф, К. Боумен, Х. Виссема, П. Дойль, Б. Карлоф, Дж. Куинн, Г. Минцберг, А. Томпсон, А. Стрикленд, а также достижения отечественных исследователей в рассматриваемой области - О. С. Виханского, А. П. Градова, В. С. Ефремова, В. Л. Лунева, А. И. Люк-шинова, С. А. Попова, А. И. Пригожина, В. Г. Смирновой, Э. А. Уткина, В.Д. Шапиро. Градов А.П., Данько Т.П., Котлер Ф., Миронов М.Г., Портер М., Рубин Ю.Б., Томпсон А.А., Фатхутдинов Р.А., Чарльз В. Кинг, Шевченко Л.С. и других.
1. Теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятия
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия
Стратегическое управление призвано обеспечить конкурентоспособность предприятия в быстро меняющейся внешней среде. Под конкурентоспособностью предприятия понимают способность создавать такое превосходство над конкурентами, которое позволяет достичь поставленных целей. Стратегическое управление создает конкурентные преимущества, которые обеспечивают успешное существование и развитие предприятия в долгосрочной перспективе.
Создать устойчивое конкурентное преимущество - это значит предложить большую воспринимаемую ценность потребителям и другим заинтересованным группам. Эти преимущества могут быть связаны как с характеристиками производимых товаров и услуг, так и с характеристиками самого предприятия и его положения на рынке. В этом случае стратегию можно определить как комплекс решений по достижению долговременных конкурентных преимуществ на целевых рынках.[1]
Экономическая наука особенно внимательно занялась изучением проблем конкурентной борьбы и прикладными вопросами повышения конкурентоспособности товаропроизводителей во второй половине XX века в связи с осложнениями условий соперничества.
Позитивные наработки различных теорий, анализирующих отдельные аспекты конкуренции, выделяют пять основных типов конкурентных преимуществ производителей:
- Ресурсные - конкурентные преимущества компаний, связанные с ценовыми характеристиками приобретаемой для хозяйственной деятельности продукции;
- Технологические - конкурентные преимущества производителей, обусловленные эксплуатацией технологий, позволяющих использовать эффект масштаба производства, увеличивающих потребительский спрос за счет ценовых и качественных характеристик;
- Инновационные - конкурентные преимущества, связанные с качественными параметрами продукции, сформированными за счет использования результатов НИОКР;
- Глобальные - конкурентные преимущества производителей, сформировавших и выполняющих стандарты общегуманитарной хозяйственной деятельности и реализуемой совместными действиями фирм и государства;
- Культурные - конкурентные преимущества производителей, обусловленные историческими и культурными связями стран, позволяющие фирмам поддерживать рынки сбыта и ресурсов.
Конкурентоспособность предприятия включает три основные составляющие. Первая жестко связана с изделием как таковым и в значительной мере сводится к качеству. Вторая связана как с экономикой создания сбыта и сервиса продукции, так и с экономическими возможностями и ограничениями потребителя. Третья отражает все то, что может быть приятно или неприятно потребителю как покупателю, как человеку, как члену той или иной социальной группы и т. д.
В экономической литературе существует ряд определений конкурентоспособности продукции, подчас противоречащих друг другу.
[1] Блинов А.О., Захаров В.Я. Имидж организации как фактор ее конкурентоспособности // Менеджмент в России и за рубежом. – 2009.- № 3.– С. 15