Курсовая работа|Уголовное право

Курсовая Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2016 | Страниц: 50

Введение

  1. Общая характеристика преступлений, совершаемых несовершеннолетними

и условия их уголовной ответственности

  1. Виды наказания для несовершеннолетних и особенности их назначения
  2. Особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной

ответственности и применения к ним принудительных мер воспитательного

воздействия

Заключение

Задание. Понятие уголовной ответственности и этапы её реализации

Задача

Гурьев и Кузнецов, находившиеся в нетрезвом состоянии, пришли к Володину и потребовали уплатить долг. Уходя, сказали, что вновь придут. Примерно через полчаса оба вернулись и снова стали требовать деньги, причем Кузнецов ударил Володина по лицу. Володин зашел в другую комнату, зарядил принадлежащее ему ружье, вернулся к своим «гостям» и предложил им убираться из квартиры. Поскольку Гурьев и Кузнецов не выходили, он стал стрелять и убил обоих, а затем сообщил в полицию и вызвал «Скорую помощь».

  1.   Квалифицируйте содеянное Володиным.
  2. Не усматривается ли в данном случае нарушение неприкосновенности жилища?
  3. Являются ли Гурьев и Кузнецов соучастниками какого-либо преступления?
  4. Нет ли в данном случае какого-либо обстоятельства, исключающего преступность деяния?

Список использованной литературы

Актуальность темы исследования. Преступность несовершеннолетних является одной из наиболее актуальных проблем деятельности правоохранительных органов на протяжении многих лет. При этом необходимо учитывать, что преступления несовершеннолетних обладают достаточно высокой латентностью, поэтому статистические данные о преступности несовершеннолетних не могут отразить в полной мере размеры данного негативного явления. Латентность преступлений несовершеннолетних обусловлена во многом тем отношением, которое выработалось у населения к органам внутренних дел. В материалах отчетов участников проекта «Общественное мнение о несовершеннолетних преступниках» указано, что «фактор доверия населения к правоохранительным органам играет здесь не последнюю роль. Известно, что не все потерпевшие от малолетних преступников обращаются в милицию. На фоне падения доверия к милиции статистика может говорить о снижении подростковой преступности, хотя на самом деле она может расти или оставаться на прежнем уровне.

Негативной характеристикой преступности несовершеннолетних является ее групповой характер. В последние годы подростковая преступность приобретает все более корыстную ориентацию и носит преимущественно групповой характер. Происходит изменение не только количественных, но и качественных характеристик. Чем моложе преступник, тем реже совершаются преступления в одиночку. Анализ материалов из различных регионов России свидетельствует о том, что в структуре групповой преступности несовершеннолетних преобладают корыстно-имущественные преступления (кражи, грабежи, разбойные нападения), а также убийства, нанесения побоев, причинение вреда здоровью разной тяжести, умышленное уничтожение или повреждение имущества, мошенничества и др.  

Цель работы - теоретический анализ норм, регулирующих вопросы уголовной ответственности несовершеннолетних.

Цель исследования обусловливает и круг взаимосвязанных задач, решение которых и составляет содержание настоящей работы, дать характеристику действующих видов наказаний для несовершеннолетних,-  определить роль принудительных мер воспитательного воздействия в сфере мер уголовно-правового воздействия на несовершеннолетних;

Объектом исследования является уголовная ответственность несовершеннолетних как уголовно-правовое явление.

Предметом исследования являются нормы Общей части Уголовного кодекса, затрагивающие институты уголовной ответственности несовершеннолетних и применения к ним принудительных мер воспитательного воздействия.

 

  1. Общая характеристика преступлений, совершаемых

несовершеннолетними и условия их уголовной ответственности

Преступность несовершеннолетних, будучи составной частью преступности вообще, в то же время имеет свои специфические особенности, что позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного объекта криминологического изучения. Необходимость такого выделения обусловливается главным образом особенностями соматического, психического и нравственного развития несовершеннолетних, а также их социальной незрелостью. В подростковом, юношеском возрасте в процессе нравственного формирования личности происходит накопление опыта, в том числе отрицательного, который может внешне не обнаруживаться или проявиться со значительным запозданием[1].

По мнению А. В. Лысенко: «Преступность несовершеннолетних - вид преступности, где в качестве основного критерия градации выделен возрастной признак, в соответствии с которым, по общему правилу Уголовного кодекса РФ, несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцать лет»[2].

Особенности личностного аспекта преступности несовершеннолетних обусловлены в первую очередь своеобразием проявления и развития некоторых черт психики, характерных для данного возраста (14 - 17 лет), а также спецификой взаимодействия формирующейся личности и окружающей ее среды.

В криминологии выделяются следующие особенности, характеризующие преступность несовершеннолетних:

несовершеннолетние склонны к отклоняющемуся поведению, принадлежат к так называемой криминогенно активной части населения;

преступность несовершеннолетних имеет более интенсивную негативную динамику по сравнению с преступностью в целом;

рост преступности несовершеннолетних происходит в условиях сокращения общей численности этой возрастной группы населения;

существуют особенности генезиса и мотивации совершения преступлений несовершеннолетними, обусловленные спецификой их жизнедеятельности и воспитания, их личностными и социально-групповыми нравственно-психологическими характеристиками;

многие криминогенные факторы, оказывающие решающее негативное воздействие на взрослых преступников, зарождаются в среде несовершеннолетних;

значительная часть преступлений совершается несовершеннолетними в соучастии со взрослыми преступниками;

криминально активные несовершеннолетние склонны к совершению общественно опасных деяний как до, так и после достижения возраста уголовной ответственности, что приводит к постоянному возрождению преступности[3].

Преступность несовершеннолетних отличается динамичностью, высокой степенью активности подростков. Люди, вставшие на путь совершения преступлений в юном возрасте, трудно поддаются исправлению и перевоспитанию и, как правило, представляют собой резерв для взрослой преступности. Между преступностью несовершеннолетних и преступностью взрослых существует тесная связь. Не случайно в литературе отмечается, что преступность несовершеннолетних - это будущая преступность.

Понятие преступности несовершеннолетних связано с совокупностью преступлений, совершенных лицами, не достигшими совершеннолетия, т.е. в возрасте от 14 до 18 лет, которые с криминологической точки зрения включают три возрастные группы: 14 - 15, 15 - 16 и 17 - 18 лет.

Г.И. Забрянский отмечает, что до 90% всех преступлений в общей преступности несовершеннолетних составляют три вида: 1) корыстные преступления (преступления против собственности, имущественные преступления); 2) насильственные преступления (преступления против личности и др.); 3) преступления против общественной безопасности и здоровья населения. В целом по действующему законодательству уголовную ответственность несовершеннолетние могут нести более чем по 130 видам преступлений. Из них подростки реально совершают до 25[4].

С мнением этого  ученого следует согласится, однако, полагаем, что  в данный перечень с учетом реалий сегодняшнего дня нужно внести вид корыстно-насильственной преступности, которая неуклонно возрастает и доминирует в преступном и девиантном поведении подростков и несовершеннолетних.

Неблагоприятные тенденции сохраняются в насильственной преступности несовершеннолетних. Значительная часть насильственных преступлений совершается ими в отношении членов своей семьи или других родственников, иных лиц из их бытового окружения. Не случайно, что потерпевшими при этом становятся тоже несовершеннолетние, принадлежащие чаще всего к бытовой микросреде преступника, а каждое третье изнасилование и десятое хулиганство несовершеннолетними совершается в квартирах.

Характерной чертой этих преступлений несовершеннолетних становятся немотивированная агрессивность и жестокость. При этом несовершеннолетние зачастую преступают тот предел насилия и жестокости, который в конкретной ситуации был бы вполне достаточен для достижения цели. Исследования показали, что подростки в процессе совершения преступлений при неудачном для них стечении обстоятельств совершают такие преступления, как убийства, тяжкие телесные повреждения, разбойные нападения. Их агрессивное поведение зачастую находится в обратной пропорциональной зависимости от собственного страха перед силой своих противников.

Далее необходимо отметить, что на преступность несовершеннолетних оказывают влияние совершение общественно опасных деяний подростками более младшего возраста (10 - 13 лет). Например, подростками до достижения ими возраста уголовной ответственности совершается значительное число (ежегодно около 100 тыс.) общественно опасных деяний, сходных по объективной стороне с преступлениями, но по закону не являющимися таковыми.

Проведенные криминологические исследования показывают, что наиболее доступным и легким для несовершеннолетних, не достигших возраста уголовной ответственности, видом антиобщественной деятельности является совершение общественно опасных посягательств, содержащих признаки краж. На ранней стадии правонарушающей деятельности корыстная мотивация их поведения имеет некоторую специфику, определяемую значительной долей «детских» мотивов, меньшим рационализмом, большей предметной направленностью деяния, его ситуативностью и стремлением избегать обстоятельств, когда завладение чужим имуществом может иметь открытый характер или сопровождаться применением насилия к потерпевшему. В дальнейшем у определенной части подростков «привлекательность» занятия преступным бизнесом и чувство безнаказанности ведут к особой подвижности в формировании криминологически значимых отклонений в поведении. Все это способствует образованию у них привычки противоправного удовлетворения потребностей и приведению в состояние готовности к совершению преступления.

Исследования показывают, что примерно 70 - 80% рецидивистов, начавших преступную деятельность в раннем возрасте с краж, в дальнейшем совершают более тяжкие преступления. На данном временном отрезке они совершают многочисленные общественно опасные деяния, содержащие признаки кражи и грабежа, а также более тяжких посягательств. В то же время современную практику применения к ним мер индивидуально-профилактического воздействия нельзя признать удовлетворительной. Большинство повторных общественно опасных деяний среди несовершеннолетних совершается именно лицами, не достигшими возраста уголовной ответственности. У значительной части детей в возрасте 10 - 13 лет сформировался устойчивый криминальный тип поведения, не в последнюю очередь основанный на осознании их безнаказанности.

На наш взгляд, совершению лицом первого умышленного неситуационного преступления предшествует период, связанный с деформацией социально-бытовых, психологических, поведенческих и правовых характеристик, поскольку «воздействие на мотивацию преступного поведения имеет не разовый, а длительный, «растянутый» во времени и пространстве, «накопительный» характер». Именно в силу данного обстоятельства, как утверждает Э.А. Колидзей, заложенная в возрасте 10 - 13 лет программа формирования личности определяет специфику взросления, а также разрыв во времени между причинами поведения и самим преступлением[5].

Как полагают Г.М. Миньковский и К.Е. Игошев, примерно у 20 - 25% лиц, совершивших общественно опасные деяния в возрасте от 10 до 14 лет, происходит укрепление стереотипов антиобщественного поведения, ведущих к усилению асоциальных мотивов, расширению направленности мотивации и сферы ее потенциальной реализации в преступном поведении[6]. На данном временном отрезке они совершают многочисленные рецидивы общественно опасных деяний, содержащих признаки краж, а также столь тяжкие преступления, что их мотивация приближается к «взрослой», а влияние возрастных особенностей минимизируется.

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации: от 13 июня 1996г. №63-ФЗ (в ред. от 28.12.2004 № 187-ФЗ)- СЗРФ. 1996. №25. Ст.2954; 2005. № 1(ч.1).-ст.13.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 04.06.2014)// Российская газета от 22.12.2001, № 249.
  3. Федеральный закон об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних от 24 июня 1999г. №120-ФЗ (в ред. От 29.12.2012 №1999-ФЗ)- СЗРФ. 1999. №26. Ст.3177; 2012. №1(ч.1)
  4. Закон РФ об образовании от 10 июля 1992г. №3266-1 (в ред. от 30.06.2004 №61-ФЗ)- СЗ РФ.1996. №3. Ст.150; 2004. №27
  5. Конвенции ООН о правах ребенка. 1989 г.
  6. РФ. Верховный Суд. Пленум. О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000г. №7 - БВС РФ, 2000. №4.
  7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 апреля 1995 г. №5 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об ответственности за преступления против собственности» - Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 1995 - № 7.
  8. Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. - № 4.
  9. Алексеев С. С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. - М., 2009. С. 73-74
  10. Беженцев А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних. - М.: Флинта, 2012.
  11. Бриллиантов А. Изменения законодательства о наказании // Российская юстиция. 2004. № 5.
  12. Введение в философию ответственности. Монография / А. И. Ореховский [и др.]; под общ. ред. А. И. Ореховского. Новосибирск: СибГУТИ, 2005.
  13. Дементьев О.М. Проблемы возраста уголовной ответственности: лек-ции к курсу - О.М. Дементьев, О.П. Копылова. - Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2010.
  14. Забрянский Г.И. Наказание несовершеннолетних и его региональные особенности. - М., 2000.
  15. Забрянский Г.И. Социология преступности несовершеннолетних. Минск, 2007. Колидзей Э.А. Психология подростков, склонных к девиантному поведению // Юридическая психология. 2008. - № 1.
  16. Звечаровский И. Меры уголовно-правового характера: понятие, система, виды // Законность. 2009. - № 3.
  17. Игнатов А. Н., Костарева Т. А. Уголовная ответственность и состав преступления // Уголовное право: Общая часть: Курс лекций. Лекция 4/ Отв. ред. А. Н. Игнатов и Ю. А. Красиков. - М., 2006.
  18. Игошев К.Е., Миньковский Г.М. Семья, дети, школа. - М., 2008.
  19. Йонас Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации. /Пер. И. И. Маханькова. - М., 2004. 
  20. Кашкина Е.В., Терентьев Э.В. К вопросу об основных принципах взаимодействия органов внутренних дел с общественными формированиями в сфере обеспечения правопорядка и профилактики правонарушений // Полицейская деятельность, 2012.   
  21. Комментарий к Уголовному кодексу РФ с постатейными материалами и судебной практикой / Под ред. С.И. Никулина. - М., 2010.
  22. Коробов П. В. К вопросу о понятии уголовной ответственности // Реализация уголовной ответственности: уголовно-правовые и процессуальные проблемы: Межвуз. сб. научи, ст. / Отв. ред. С. А. Шейфер; П. В. Коробов, Т. Т. Дубинин, С. И. Зельдов и др. Куйбышев, 2007. С. 3-12.
  23. Криминология: Учебник для вузов / А.Ф. Агапов, Л.В. Баринова, В.Г. Гриб и др./ Под ред. В.Д. Малкова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2011.
  24. Лысенко А.В. Основные направления актуализации противодействия преступности несовершеннолетних//Общество и право. 2008. № 1.
  25. Матузов Н. И. Правовые отношения//Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И Матузова и А. В. Малько. - М., 2009.
  26. Момент возникновения уголовной ответственности. Автор: П. В. Коробов // Правоведение, № 2, 2001 г.
  27. Назаров Б. Л. Ответственность юридическая // Юридический энциклопедический словарь. - М., 2005.
  28. Наумов А.В. Российское уголовное право. Курс лекций. Т.1 Общая часть. М.- Юрид. Лит., 2004.
  29. Недбайло П.Е. Юридическая процессуальная форма: теория и практика. - М., 2006.
  30. Тюрин В.А., Воробьев В.Ф. Меры административного пресечения, применяемые к несовершеннолетним правонарушителям - Современное право, 2003.
  31. Уголовная ответственность // Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. А. Я. Сухарева. - М., 2007.
  32. Уголовное право России. Общая часть: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.В. Лунеева, А.В. Наумова. - М., 2009.
  33. Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. - М., 2007.
  34. Черемухина Ю.А. Органы государственного управления в сфере социальной безопасности несовершеннолетних в Российской Федерации // Право и политика, 2008 - № 3.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Уголовное право
2016 год 41 стр.
Курсовая работа на тему: «Смертная казнь»
Telesammit
Курсовая работа Уголовное право
2015 год 34 стр.
Курсовая работа на тему: «Хулиганство»
Telesammit
Курсовая работа Уголовное право
2014 год 32 стр.
Курсовая работа на тему: «Террористический акт»
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское