Введение
- Общая характеристика преступлений, совершаемых несовершеннолетними
и условия их уголовной ответственности
- Виды наказания для несовершеннолетних и особенности их назначения
- Особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной
ответственности и применения к ним принудительных мер воспитательного
воздействия
Заключение
Задание. Понятие уголовной ответственности и этапы её реализации
Задача
Гурьев и Кузнецов, находившиеся в нетрезвом состоянии, пришли к Володину и потребовали уплатить долг. Уходя, сказали, что вновь придут. Примерно через полчаса оба вернулись и снова стали требовать деньги, причем Кузнецов ударил Володина по лицу. Володин зашел в другую комнату, зарядил принадлежащее ему ружье, вернулся к своим «гостям» и предложил им убираться из квартиры. Поскольку Гурьев и Кузнецов не выходили, он стал стрелять и убил обоих, а затем сообщил в полицию и вызвал «Скорую помощь».
- Квалифицируйте содеянное Володиным.
- Не усматривается ли в данном случае нарушение неприкосновенности жилища?
- Являются ли Гурьев и Кузнецов соучастниками какого-либо преступления?
- Нет ли в данном случае какого-либо обстоятельства, исключающего преступность деяния?
Список использованной литературы
Актуальность темы исследования. Преступность несовершеннолетних является одной из наиболее актуальных проблем деятельности правоохранительных органов на протяжении многих лет. При этом необходимо учитывать, что преступления несовершеннолетних обладают достаточно высокой латентностью, поэтому статистические данные о преступности несовершеннолетних не могут отразить в полной мере размеры данного негативного явления. Латентность преступлений несовершеннолетних обусловлена во многом тем отношением, которое выработалось у населения к органам внутренних дел. В материалах отчетов участников проекта «Общественное мнение о несовершеннолетних преступниках» указано, что «фактор доверия населения к правоохранительным органам играет здесь не последнюю роль. Известно, что не все потерпевшие от малолетних преступников обращаются в милицию. На фоне падения доверия к милиции статистика может говорить о снижении подростковой преступности, хотя на самом деле она может расти или оставаться на прежнем уровне.
Негативной характеристикой преступности несовершеннолетних является ее групповой характер. В последние годы подростковая преступность приобретает все более корыстную ориентацию и носит преимущественно групповой характер. Происходит изменение не только количественных, но и качественных характеристик. Чем моложе преступник, тем реже совершаются преступления в одиночку. Анализ материалов из различных регионов России свидетельствует о том, что в структуре групповой преступности несовершеннолетних преобладают корыстно-имущественные преступления (кражи, грабежи, разбойные нападения), а также убийства, нанесения побоев, причинение вреда здоровью разной тяжести, умышленное уничтожение или повреждение имущества, мошенничества и др.
Цель работы - теоретический анализ норм, регулирующих вопросы уголовной ответственности несовершеннолетних.
Цель исследования обусловливает и круг взаимосвязанных задач, решение которых и составляет содержание настоящей работы, дать характеристику действующих видов наказаний для несовершеннолетних,- определить роль принудительных мер воспитательного воздействия в сфере мер уголовно-правового воздействия на несовершеннолетних;
Объектом исследования является уголовная ответственность несовершеннолетних как уголовно-правовое явление.
Предметом исследования являются нормы Общей части Уголовного кодекса, затрагивающие институты уголовной ответственности несовершеннолетних и применения к ним принудительных мер воспитательного воздействия.
- Общая характеристика преступлений, совершаемых
несовершеннолетними и условия их уголовной ответственности
Преступность несовершеннолетних, будучи составной частью преступности вообще, в то же время имеет свои специфические особенности, что позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного объекта криминологического изучения. Необходимость такого выделения обусловливается главным образом особенностями соматического, психического и нравственного развития несовершеннолетних, а также их социальной незрелостью. В подростковом, юношеском возрасте в процессе нравственного формирования личности происходит накопление опыта, в том числе отрицательного, который может внешне не обнаруживаться или проявиться со значительным запозданием[1].
По мнению А. В. Лысенко: «Преступность несовершеннолетних - вид преступности, где в качестве основного критерия градации выделен возрастной признак, в соответствии с которым, по общему правилу Уголовного кодекса РФ, несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцать лет»[2].
Особенности личностного аспекта преступности несовершеннолетних обусловлены в первую очередь своеобразием проявления и развития некоторых черт психики, характерных для данного возраста (14 - 17 лет), а также спецификой взаимодействия формирующейся личности и окружающей ее среды.
В криминологии выделяются следующие особенности, характеризующие преступность несовершеннолетних:
несовершеннолетние склонны к отклоняющемуся поведению, принадлежат к так называемой криминогенно активной части населения;
преступность несовершеннолетних имеет более интенсивную негативную динамику по сравнению с преступностью в целом;
рост преступности несовершеннолетних происходит в условиях сокращения общей численности этой возрастной группы населения;
существуют особенности генезиса и мотивации совершения преступлений несовершеннолетними, обусловленные спецификой их жизнедеятельности и воспитания, их личностными и социально-групповыми нравственно-психологическими характеристиками;
многие криминогенные факторы, оказывающие решающее негативное воздействие на взрослых преступников, зарождаются в среде несовершеннолетних;
значительная часть преступлений совершается несовершеннолетними в соучастии со взрослыми преступниками;
криминально активные несовершеннолетние склонны к совершению общественно опасных деяний как до, так и после достижения возраста уголовной ответственности, что приводит к постоянному возрождению преступности[3].
Преступность несовершеннолетних отличается динамичностью, высокой степенью активности подростков. Люди, вставшие на путь совершения преступлений в юном возрасте, трудно поддаются исправлению и перевоспитанию и, как правило, представляют собой резерв для взрослой преступности. Между преступностью несовершеннолетних и преступностью взрослых существует тесная связь. Не случайно в литературе отмечается, что преступность несовершеннолетних - это будущая преступность.
Понятие преступности несовершеннолетних связано с совокупностью преступлений, совершенных лицами, не достигшими совершеннолетия, т.е. в возрасте от 14 до 18 лет, которые с криминологической точки зрения включают три возрастные группы: 14 - 15, 15 - 16 и 17 - 18 лет.
Г.И. Забрянский отмечает, что до 90% всех преступлений в общей преступности несовершеннолетних составляют три вида: 1) корыстные преступления (преступления против собственности, имущественные преступления); 2) насильственные преступления (преступления против личности и др.); 3) преступления против общественной безопасности и здоровья населения. В целом по действующему законодательству уголовную ответственность несовершеннолетние могут нести более чем по 130 видам преступлений. Из них подростки реально совершают до 25[4].
С мнением этого ученого следует согласится, однако, полагаем, что в данный перечень с учетом реалий сегодняшнего дня нужно внести вид корыстно-насильственной преступности, которая неуклонно возрастает и доминирует в преступном и девиантном поведении подростков и несовершеннолетних.
Неблагоприятные тенденции сохраняются в насильственной преступности несовершеннолетних. Значительная часть насильственных преступлений совершается ими в отношении членов своей семьи или других родственников, иных лиц из их бытового окружения. Не случайно, что потерпевшими при этом становятся тоже несовершеннолетние, принадлежащие чаще всего к бытовой микросреде преступника, а каждое третье изнасилование и десятое хулиганство несовершеннолетними совершается в квартирах.
Характерной чертой этих преступлений несовершеннолетних становятся немотивированная агрессивность и жестокость. При этом несовершеннолетние зачастую преступают тот предел насилия и жестокости, который в конкретной ситуации был бы вполне достаточен для достижения цели. Исследования показали, что подростки в процессе совершения преступлений при неудачном для них стечении обстоятельств совершают такие преступления, как убийства, тяжкие телесные повреждения, разбойные нападения. Их агрессивное поведение зачастую находится в обратной пропорциональной зависимости от собственного страха перед силой своих противников.
Далее необходимо отметить, что на преступность несовершеннолетних оказывают влияние совершение общественно опасных деяний подростками более младшего возраста (10 - 13 лет). Например, подростками до достижения ими возраста уголовной ответственности совершается значительное число (ежегодно около 100 тыс.) общественно опасных деяний, сходных по объективной стороне с преступлениями, но по закону не являющимися таковыми.
Проведенные криминологические исследования показывают, что наиболее доступным и легким для несовершеннолетних, не достигших возраста уголовной ответственности, видом антиобщественной деятельности является совершение общественно опасных посягательств, содержащих признаки краж. На ранней стадии правонарушающей деятельности корыстная мотивация их поведения имеет некоторую специфику, определяемую значительной долей «детских» мотивов, меньшим рационализмом, большей предметной направленностью деяния, его ситуативностью и стремлением избегать обстоятельств, когда завладение чужим имуществом может иметь открытый характер или сопровождаться применением насилия к потерпевшему. В дальнейшем у определенной части подростков «привлекательность» занятия преступным бизнесом и чувство безнаказанности ведут к особой подвижности в формировании криминологически значимых отклонений в поведении. Все это способствует образованию у них привычки противоправного удовлетворения потребностей и приведению в состояние готовности к совершению преступления.
Исследования показывают, что примерно 70 - 80% рецидивистов, начавших преступную деятельность в раннем возрасте с краж, в дальнейшем совершают более тяжкие преступления. На данном временном отрезке они совершают многочисленные общественно опасные деяния, содержащие признаки кражи и грабежа, а также более тяжких посягательств. В то же время современную практику применения к ним мер индивидуально-профилактического воздействия нельзя признать удовлетворительной. Большинство повторных общественно опасных деяний среди несовершеннолетних совершается именно лицами, не достигшими возраста уголовной ответственности. У значительной части детей в возрасте 10 - 13 лет сформировался устойчивый криминальный тип поведения, не в последнюю очередь основанный на осознании их безнаказанности.
На наш взгляд, совершению лицом первого умышленного неситуационного преступления предшествует период, связанный с деформацией социально-бытовых, психологических, поведенческих и правовых характеристик, поскольку «воздействие на мотивацию преступного поведения имеет не разовый, а длительный, «растянутый» во времени и пространстве, «накопительный» характер». Именно в силу данного обстоятельства, как утверждает Э.А. Колидзей, заложенная в возрасте 10 - 13 лет программа формирования личности определяет специфику взросления, а также разрыв во времени между причинами поведения и самим преступлением[5].
Как полагают Г.М. Миньковский и К.Е. Игошев, примерно у 20 - 25% лиц, совершивших общественно опасные деяния в возрасте от 10 до 14 лет, происходит укрепление стереотипов антиобщественного поведения, ведущих к усилению асоциальных мотивов, расширению направленности мотивации и сферы ее потенциальной реализации в преступном поведении[6]. На данном временном отрезке они совершают многочисленные рецидивы общественно опасных деяний, содержащих признаки краж, а также столь тяжкие преступления, что их мотивация приближается к «взрослой», а влияние возрастных особенностей минимизируется.