Введение
1. Понятие соучастия в преступлении. Объективные и субъективные признаки
соучастия
2. Виды соучастников. Их ответственность в соответствии с постановлениями
Пленумов Верховного Суда РФ
3. Формы соучастия, их характеристика и отличие друг от друга
4. Эксцесс исполнителя преступления
Заключение
Задание
Понятие и виды единичного преступления как составного элемента множественности преступлений
Задача
Жариков и Чудопалов договорились украсть со склада зерно. С этой целью они около 22.00ч. проникли на склад. Будучи замечеными сторожем Дрожниковым, Жариков и Чудопалов оставили склад и пытались скрыться. При попытке их задержания сторожем Жариков, с целью убийства, выстрелил в него из ружья. Ранив Дрожникова, виновные скрылись. Из материалов уголовного дела следует, что Жариков и Чудопалов действительно, по сговору между собой, намеревались совершить кражу зерна со склада. Когда они, находясь внутри склада, стали разыскивать мешки, в которые можно было бы насыпать зерно, их заметил сторож. Последние, оставив попытку завладеть зерном, бросились бежать. Убегая, Жариков выстрелил в преследовавшего их Дрожникова и ранил его, причинив легкий вред здоровью. При сговоре на совершение хищения Жариков и Чудопалов не договаривались о применении оружия.
- Квалифицируйте содеянное Жариковым и Чудопаловым.
- На каком этапе завершилась их преступная деятельность?
- Являются ли Жариков и Чудопалов соучастниками преступления? Если да, то, какого именно. Какая форма соучастия усматривается в данном случае?
- Что такое эксцесс исполнителя? Может ли он повлиять на квалификацию действий Жарикова и Чудопалова?
Список использованных источников
Актуальность темы. В теории уголовного права различно истолковывается влияние соучастия на степень общественной опасности преступлений. Признание соучастия обстоятельством, всегда повышающим опасность преступления, поведет к более суровой наказуемости совместно действующих преступников. И наоборот, если исходить из того, что не отражается на опасности преступления, то его незачем принимать в расчет при назначении наказания. Суждения специалистов по этому вопросу сводятся к трем точкам зрения. Одни высказываются за то, чтобы соучастие во всех случаях признавать более опасной формой преступления, влекущей повышенную ответственность. Другие считают, что соучастие не усиливает и не ослабляет ответственности, и вообще оно не является квалифицирующим или отягчающим обстоятельством. Большинство исследователей сходится на том, что соучастие, хотя и не во всех случаях, но повышает общественную опасность преступления. По сравнению с деянием, совершенным единолично, соучастие более опасно тем, что в условиях взаимной поддержки снижается влияние сдерживающих факторов поведения, резко возрастает готовность к опасным правонарушениям, может быть причинен более тяжкий физический или материальный ущерб, более изощренными становятся способы совершения преступления и приемы сокрытия его следов.
Однако в российском уголовном законодательстве нет норм, позволяющих считать соучастие во всех случаях отягчающим обстоятельством. Перечень такого рода обстоятельств является строго определенным и исчерпывающим. Соучастие в целом не входит в данный перечень. Судебная практика знает немало случаев, когда единолично действующий преступник проявляет большую стойкость преступных стремлений, нежели группа лиц, совершающих аналогичное преступление.
Таким образом, более обоснованной оказывается точка зрения, согласно которой соучастие усугубляет ответственность лица при определенных условиях. Раскрываются эти условия в Общей и Особенной частях уголовного кодекса.
Вопросы, связанные с групповой преступностью, являются сегодня, пожалуй, наиболее злободневной темой, обсуждаемой правоведами, лицами, занимающимися борьбой с преступностью и даже простыми обывателями. Любой человек может заметить тенденцию роста числа преступлений, и в частности преступлений, совершаемых группой лиц. Очень важно правильно определить понятие соучастие для того, чтобы перед зорким взглядом закона не остались в стороне лица, которые сами непосредственно не совершали преступление, но определенным образом способствовали его выполнению.
Таким образом, закрепляя понятие соучастия в законе, законодатель определяет круг деяний, которые непосредственно не предусмотрены в нормах Особенной части УК РФ, но которые представляют общественную опасность. Соответственно, именно от правильного определения соучастия напрямую зависит каковы будут ответственность и наказание лиц, тем или иным образом принимавших участие в преступлении.
Учитывая вышеизложенное, и основываясь на социальных процессах, произошедших в обществе, можно говорить о возросшей роли научного, комплексного, системного исследования организованных убийств. Совокупность перечисленных факторов и назревшая необходимость повышения эффективности борьбы с организованными преступлениями в условиях их роста обуславливают актуальность настоящей работы.
Целью исследования является анализ проблем соучастия в уголовном праве.
Для достижения названных целей были поставлены следующие задачи:
1. Понятие соучастия в преступлении. Объективные и субъективные признаки соучастия.
2. Виды соучастников. Их ответственность в соответствии с постановлениями Пленумов Верховного Суда РФ.
3. Формы соучастия, их характеристика и отличие друг от друга.
4. Эксцесс исполнителя преступления.
Теоретической основой исследования являются научные труды российских ученых, занимавшихся изучением института соучастия.
1. Понятие соучастия в преступлении. Объективные
и субъективные признаки соучастия.
Уголовный закон называет соучастием совершение преступления действиями двух или более лиц. Как правило, подобные деяния представляют повышенную общественную опасность, которая отражается в нормах Общей и Особенной частей УК РФ в виде обстоятельств, отягчающих наказание (например, совершение преступления в составе группы лиц, группы лиц по предварительному сговору, организованной группы или преступного сообщества и т.д.) или в качестве квалифицирующего признака, влекущего за собой применение более строгого наказания.
Отметим, что создание банды, участие в ней, а также организация преступного сообщества (преступной организации), либо участие в таком сообществе (ст. 209, 210 УК РФ) уже сами по себе образуют оконченное преступление, независимо от достижения целей, ради которых они создавались.
Соучастие обладает как объективными, так и субъективными признаками, поговорим о них.
Объективная сторона соучастия предполагает участие в совершении преступления двух или более лиц, причем соучастники должны обладать всеми признаками субъекта преступления (достижение определенного возраста, вменяемость). Отсюда следует, что использование несовершеннолетних или невменяемых лиц в процессе совершения общественно опасного деяния соучастия не образует. В данном случае они выступают в качестве орудия совершения преступления, а лицо, которое их использовало, признается исполнителем преступления. Еще одним важным объективным признаком соучастия является совместность действий лиц, совершающих преступление, т.е. согласованность действий соучастников, их взаимная обусловленность, направленность на достижение единого результата. Случайное объединение усилий двух лиц, посягающих на один и тот же объект или совершающих кражу имущества из одного и того же места (при условии, что каждый из них действует самостоятельно), нельзя признать соучастием.
Для признания факта соучастия необходимо также наличие причинной связи между действиями всех соучастников и совершенным преступлением и наступившими последствиями, поскольку преступление представляет собой результат их совместной деятельности, которая непосредственно направлена на достижение преступного результата.
Способы причинения последствий при соучастии различны. Так, при выполнении объективной стороны преступления всеми соучастниками, они выступают как исполнители (соисполнители), причиняя вред непосредственно своими действиями. Также выделяют случаи с разделением ролей между соучастниками, когда объективную сторону преступления выполняет один или несколько исполнителей, а остальные соучастники (организатор, подстрекатель, пособник) только лишь создают условия, которые необходимы для достижения преступного результата. В обоих случаях совершенное преступление является результатом совокупных действий всех соучастников, каждый из которых прикладывает усилия для наступления преступного результата.
С субъективной стороны соучастие характеризуется исключительно умышленной формой вины, соучастие в преступлении совершенном по неосторожности невозможно! Из самого смысла соучастия следует, что каждый из соучастников сознает общественно опасный характер собственного деяния, а также действий других соучастников, предвидит общественно опасные последствия от этих действий, желает или сознательно допускает, чтобы эти последствия наступили.
Субъективная сторона соучастия предполагает:
- наличие умышленной вины всех соучастников по отношению к совершенному общественно опасному деянию;
- осведомленность всех соучастников о том, что их действия направлены на достижение общего преступного результата.
При соучастии умыслом участвующих лиц охватывается их взаимодействие для достижения преступного результата, т.е. каждый из соучастников осведомлен о том, что к его действиям присоединяются еще и действия других. Если такого осознания нет, то ответственность наступает как за индивидуально совершенное преступление.
При соучастии с разделением ролей (сложное соучастие), необходимо, чтобы все соучастники знали о действиях исполнителя. Незнание о преступных намерениях исполнителя исключает соучастие, т.е. организатор, подстрекатель или пособник должны быть осведомлены о преступных действиях исполнителя и одновременно сознавать общественную опасность своих действий, которыми они устраняют препятствия к совершению преступления или облегчают его совершение. Наряду с этим исполнитель должен быть осведомлен о деятельности других соучастников, связь между подстрекателями и пособниками не является обязательным признаком соучастия, они могут и не знать друг друга, взаимодействуя только с исполнителем преступления.
В большинстве случаев соучастники действуют с прямым умыслом, однако оно может быть совершено и с косвенным умыслом. Цели и мотивы соучастников могут различаться (например, при убийстве один действует из корыстных побуждений, а другой - на почве личных неприязненных отношений с потерпевшим), главное – осознание ими того, что их совместные усилия направлены на совершение одного общего преступления, а также желание или сознательное допущение (при косвенном умысле) наступления преступного результата.
Уголовное законодательство РФ особых оснований уголовной ответственности при соучастии не содержит, она определяется характером и степенью фактического участия каждого из соучастников в совершении преступления.
Преступление, совершенное в соучастии, состоит из совместных действий двух или более лиц (исполнителей, подстрекателей, организаторов и пособников), поэтому состав преступления включает в себя признаки, указанные в УК РФ (ст. 33), которые характеризуют действия вышеназванных лиц, а также признаки, указанные в соответствующей статье Особенной части, описывающие конкретное преступление, совершенное ими.
В преступлениях, совершенных с соучастием, действия исполнителя полностью описаны в соответствующей статье Особенной части УК РФ, поэтому они квалифицируются без ссылки на ст. 33 УК РФ, действия остальных соучастников квалифицируются по этой же статье, но со ссылкой на ст. 33 УК РФ, в которой описана выполняемая ими роль. Если преступные действия исполнителя были прерваны в стадии приготовления или покушения, то они квалифицируются как приготовление к преступлению или покушение на него, т.е. по ст. 30 УК РФ и соответствующей статье Особенной части УК РФ, действия других соучастников подлежат квалификации по ст. 30, 33 УК РФ и соответствующей статье Особенной части УК РФ.
Единство оснований ответственности соучастников не исключает ее индивидуализации, т.е. соучастники отвечают только за собственные деяния, ответственность не ставится в полную зависимость от ответственности исполнителя преступления. Так, соучастники могут быть привлечены к уголовной ответственности даже в тех случаях, когда исполнитель добровольно отказался от доведения преступного умысла до конца (ст. 31 УК РФ). В таких случаях действия остальных соучастников подлежат квалификации по ст. 30, 33 Общей части УК РФ и соответствующей статье Особенной части УК РФ.
Важной предпосылкой индивидуализации наказания является правильная квалификация преступления. При назначении наказания за преступление, совершенное в соучастии, как и за индивидуальное совершенное преступление, применяются общие начала назначения наказания (ст. 60 УК РФ), а также учитываются характер и степень участия каждого из соучастников в совершении преступления (ст. 34 УК РФ).
Характер участия в преступлении - это качественная характеристика вклада каждого из соучастников, она определяет вид участия лица в преступлении (исполнитель, организатор, подстрекатель и пособник). Характер участия в преступлении предопределяет и степень участия в нем, так сказать удельный вес, объем вклада соучастника в совершенное преступление, роль и значение его действий в достижении конечного результата. Отметим, учет характера и степени участия в совершении преступления выступает в качестве дополнительного критерия индивидуализации наказания.
Таким образом, индивидуализация наказания, назначаемого соучастникам, обеспечивается строгим соблюдением общих начал назначения наказания (ст. 60 УК РФ), а также учетом характера и степени участия в преступлении каждого из соучастников (ст. 34 УК РФ).
Уголовный закон предусматривает возможность добровольного отказа соучастника от совершения преступления. Суть его состоит в том, что соучастник, желающий отказаться от совершения преступления, должен принять все меры к тому, чтобы этот результат не наступил вплоть до совершения активных действий, направленных на воспрепятствование исполнителю в доведение преступления до конца. Примером таких действий будет являться физическое удержание исполнителя от совершения преступления, предупреждение потерпевшего о готовящемся на него нападении или сообщением органам власти о готовящемся преступлении т.д. Заметим сообщение органам власти о готовящемся преступлении должно быть своевременным, т.е. у соответствующих органов должно быть достаточно времени для принятия мер, необходимых для его предупреждения. Если в результате предпринятых мер не удалось предотвратить преступление, то, соучастники подлежат уголовной ответственности, но их попытка предотвратить преступление учитывается судом при назначении наказания в качестве смягчающего обстоятельства.