Введение.
Глава 1. Теоретические аспекты осуществления ветеринарного, фитосанитарного, санитарного контроля в ЕАЭС
1.1 Сущность и основные понятия в сфере ветеринарного, фитосанитарного, санитарного контроля в ЕАЭС, их роль в обеспечении безопасности таможенной территории.
1.2 Нормативно-правовое регулирование в сфере ветеринарного, фитосанитарного, санитарного контроля в ЕАЭС.
Глава 2. Механизм осуществления к ветеринарного, фитосанитарного, санитарного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу РФ
2.1 Порядок осуществления ветеринарного, фитосанитарного, санитарного контроля
2.2 Проблемы и пути совершенствования ветеринарного, фитосанитарного, санитарного контроля в ЕАЭС.
Заключение.
Список использованных источников
В мире идут глобальные интеграционные процессы, рождающие новые экономико-политические центры. Один из них ‒ Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Возникновение эпидемиологического или эпизоотического неблагополучия в странах, с которыми расширяется торговля, создает реальные угрозы проникновения в государства-члены ЕАЭС загрязняющих веществ, вредителей, возбудителей болезней, опасных для людей, животных и растений.
Интеграция Российской Федерации в мировую экономику с присоединением ее к Всемирной торговой организации предопределяет рост импорта продукции растительного происхождения на территорию ЕАЭС. С ростом объемов импорта продукции, подлежащей фитосанитарному и ветеринарному контролю, возрастает угроза завоза и распространения карантинных объектов. Поэтому возрастает и необходимость применения всего комплекса научно обоснованных фитосанитарных и ветеринарных мер, повышающих эффективность фитосанитарного и ветеринарного контроля (надзора) и уровень защиты территории ЕАЭС, и в то же время не 3 создающих необоснованных административных барьеров в процессе международной и взаимной торговли.
Объектом курсовой работы выступают общественные отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу, в отношении которых осуществляется фитосанитарный и ветеринарный контроль
Предмет исследования составляют нормы таможенного законодательства, регулирующие проведение фитосанитарного и ветеринарного контроля в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза.
Цель настоящей работы заключается в рассмотрении особенностей осуществления фитосанитарного и ветеринарного контроля при перемещении товаров через таможенную границу, выявлении проблем такого контроля и поиске путей совершенствования фитосанитарного и ветеринарного контроля в рамках ЕАЭС. Достижению поставленной цели способствовало решение следующих задач:
- рассмотреть сущность и основные понятия в сфере ветеринарного, фитосанитарного, санитарного контроля в ЕАЭС, их роль в обеспечении безопасности таможенной территории;
- изучить нормативно-правовое регулирование в сфере ветеринарного, фитосанитарного, санитарного контроля в ЕАЭС;
- исследовать порядок осуществления ветеринарного, фитосанитарного, санитарного контроля;
- рассмотреть проблемы и пути совершенствования ветеринарного, фитосанитарного, санитарного контроля в ЕАЭС.
Методы исследования представлены совокупность общенаучных и частно-научных методов: анализа и синтеза, диалектического, формально-юридического, статистического и некоторых других.
Структура работы состоит из введения. Двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические аспекты осуществления ветеринарного, фитосанитарного, санитарного контроля в ЕАЭС
1.1 Сущность и основные понятия в сфере ветеринарного, фитосанитарного, санитарного контроля в ЕАЭС, их роль в обеспечении безопасности таможенной территории
В Евразийском экономическом союзе предусмотрено применение санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер в научно-обоснованном объеме, необходимом для защиты жизни и здоровья граждан, животных и растений. Эти нормы разработаны на основе международных и региональных стандартов, научных руководств и рекомендаций. В отдельных случаях предусмотрено введение мер, обеспечивающих более высокий уровень защиты. В этом случае решение должно быть подтверждено решением Евразийской экономической комиссии [8, с. 33].
Любое государство член ЕАЭС имеет право самостоятельно разрабатывать и вводить временные санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры по согласованию с Евразийской экономической комиссией.
Санитарные меры представляют собой неукоснительные для исполнения процедуры и требования, связанные с методами обработки, производства, транспортировки, хранения и утилизации конечного продукта, а также процедуры отбора проб, методов исследований (испытаний), оценки риска, государственной регистрации, требований к маркировке и упаковке, направленные в конечном итоге на обеспечение безопасности продукции (товаров) в целях защиты жизни и здоровья человека.
Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования и процедуры прописаны в Решении Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. № 299 (ред. от 25.01.2023 г. № 107) «О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе». Если в отношении продукции предусмотрено применение санитарных мер и разработаны технические регламенты, то такие требования должны быть обязательно включено в эти регламенты.
Ветеринарно-санитарные меры представляют собой требования и процедуры, обязательные к исполнению и применяемые для зашиты животных и населения от общих болезней, которые могут распространяться при перемещении животных, кормов и сырья животного происхождения, а также транспортными средствами, перевозящими их.
К товарам, подлежащим такому виду контроля, определяемому Евразийской экономической комиссией, предъявляются единые требования на всей территории ЕАЭС. Любая партия товара, пересекающая таможенную территорию Союза, подлежащая ветеринарному контролю, должна иметь разрешение, выданное уполномоченным органом государства члена ЕАЭС, на территорию которого он ввозится, и сертификат, выданный уполномоченными органами той страны, из которой товар вывозится. Перевозка товаров, подлежащих ветеринарно-санитарному контролю, должна осуществляться в соответствии с едиными требованиями ЕАЭС. Уполномоченными органами по выдаче документов для перевозки являются государственные органы и учреждения государств членов Союза, осуществляющие деятельность в области ветеринарии.
На территории Союза действует единая форма ветеринарных сертификатов, утвержденная в Решении Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2010 г. № 455 «О проектах документов в сфере применения ветеринарных мер Таможенного союза».
В соответствии с актами Евразийской экономической комиссии уполномоченные органы в области ветеринарии могут проводить аудит предприятий, занимающихся производством, переработкой и транспортировкой продукции, подлежащей ветеринарно-санитарному контролю, находящихся за пределами ЕАЭС для обеспечения защиты рынка Союза от импорта недоброкачественной продукции.