Актуальность темы работы обусловлена следующими аспектами. В общей структуре преступных посягательств растет доля преступлений, связанных с подлогом документов. С развитием научно-технического прогресса сфера и способы применения документов как средств фиксации информации все более расширяются. Одновременно официальные документы все чаще становятся предметом преступных посягательств либо выступают средством совершения преступления. В УК РФ содержится около 30 статей, в которых документы фигурируют в указанном качестве.
Рост удельного веса подлогов в структуре преступности объясняется действием ряда причин: широкое распространение копировально-множительной и компьютерной техники; ослабление контроля над деятельностью органов и лиц, издающих документы; отсутствие достаточной криминалистической техники и образцов наиболее важных документов, находящихся в обороте, и др. Сюда же можно отнести недостаточную согласованность нормативных актов, отсутствие единства терминологии в законодательстве и системности правотворчества в сфере документооборота, приводящие к сбоям механизма реализации уголовной ответственности за преступления, связанные с подлогами документов.
Необходимость дальнейшего совершенствования уголовной ответственности за служебный подлог вызвана высокой степенью общественной опасности данного деяния. В результате внесения в официальные документы заведомо ложных сведений или исправлений, искажающих их действительное содержание, нарушается нормальная деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, в значительной степени облегчается совершение или сокрытие других, более опасных, чем сам подлог, преступлений.
К сожалению, в начале XXI в. наблюдается некоторое ослабление борьбы со служебными подлогами. Это, в частности, сказалось, и на необоснованной либерализации карательной политики в отношении должностных лиц, а также государственных служащих или служащих органов местного самоуправления, не являющихся должностными лицами, совершающих служебный подлог.
Достаточно глубокий научный анализ проблем уголовной ответственности за должностные преступления в целом и за служебный подлог в частности осуществлен в отечественной науке уголовного права. В юридической науке различные аспекты уголовно-правовой характеристики и квалификации служебного подлога документов рассматривались в трудах таких ученых, как Г.Б. Басова, Г.Н. Борзенков, А.В. Бриллиантов, Н.И. Ветров, В.А. Воронин, А.М. Гуцалюк, И.А. Дворянсков, В.И. Динека, А.Л. Жижиленко, Б.В. Здравомыслов, И.И. Иванов, Н.А. Извеков, В.А. Канунников, В.Ф. Кириченко, И.А. Клепицкий, И.Л. Козаченко, М.А. Кожевников, В.С. Комисаров, Г.А. Кригер, Н.Ф, Кузнецова, М.Д. Лысов, Ю.И. Ляпунов, И.Б. Малиновский, В.Е. Мельникова, А.В. Наумов, Ш.П. Палиашвили, А.Б. Сахаров, А.Я. Светлов, В.И. Соловьев, В.И. Субботина, С.А. Тарарухин, А.Н. Траинин, И.М. Тяжкова, Б.В. Утевский, Ю.И. Щиголев, Е.В. Хаустова, А.И. Чучаев и др. Однако до сих пор этот уголовно-правовой институт является одним из самых сложных и дискуссионных.
В определенной степени остаются нерешенными проблемы, связанные с характеристикой объективных и субъективных признаков служебного подлога, определением содержания полномочий должностного лица, государственного служащего и служащего органа местного самоуправления, не являющихся должностными лицами, квалификацией деяний, где субъектом выступает лицо, совершающее подлог документов. Определенные несогласованности законодательства, противоречивость некоторых его положений, создают условия для правовых ошибок, в результате чего к уголовной ответственности за служебный подлог привлекаются лица, которые по своему положению не могут быть отнесены к числу субъектов преступления.
Объектом исследования в рамках работы выступает состав преступления, предусмотренный статьей 292 УК РФ «Служебный подлог».
Предметом исследования являются нормы уголовного права; доктринальные источники; судебная практика.
Цель работы – на основе изучения уголовного законодательства, доктринальных источников и судебной практики проанализировать институт уголовной ответственности за служебный подлог.
Для достижения этой цели автором поставлены задачи:
- изучить развитие законодательства об уголовной ответственности за служебный подлог;
- проанализировать объект и предмет преступления, предусмотренного ст. 292 УК РФ;
- проанализировать объективную сторону преступления;
- рассмотреть субъективные признаки преступления;
- отграничить служебный подлог от смежных составов преступления
Методологическую основу исследования составляет теория познания, ее всеобщий метод материалистической диалектики. В качестве общенаучных методов исследования применялись: формально-логический и системный методы научного познания, описание, наблюдение, сравнение, анализ и синтез. Для иллюстрации теоретических выводов использована судебная практика.
- Общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
Государственная власть призвана осуществлять регулирование общественной жизни для достижения максимального благоденствия граждан конкретного государства. В связи с этом государство вправе осуществлять свою защиту от незаконных посягательств.
Преступления против государственной власти не приносят, как правило, ущерб интересам конкретного человека, а направлены на нарушение интересов всего общества в целом.
К преступлениям против государственной власти относят:
- Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства (государственная измена, разглашение государственной тайны, возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства);
- Преступления против органов государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (злоупотребление должностными полномочиями, нецелевое расходование средств, превышение должностных полномочий, получение и дача взятки, халатность);
- Преступления против правосудия (принуждение к даче показаний, незаконное задержание/заключение под стражу/содержание под стражей, фальсификация доказательств, провокация взятки или коммерческого подкупа);
- Преступления против порядка управления (приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград; изготовление, сбыт поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия либо их использование; самоуправство).
Рассмотрим некоторые из них более подробно.
В настоящее время в Российской Федерации проводится широкомасштабная акция по борьбе с коррупцией. Подтверждением этого служит огромное количество уголовных дел возбужденных в отношении государственных служащих в 2012 году. Однако, пока Следственный комитет Российской Федерации рапортует о повышении показателей по возбужденным и направленным в суд уголовным делам, в отношении чиновников на территории всей Российской Федерации, нам следует задуматься о том, что именно является причиной подобного внезапного успеха, а также о том все ли государственные служащие, проходящие по этим уголовным делам совершили преступления в которых они обвиняются.
История коррупции в России имеет давнюю традицию, но исторический аспект ее возникновения и развития в данной статье рассмотрен не будет. Я попробую кратко изложить само понятие коррупции на примере действующего в настоящее время Уголовного кодекса Российской Федерации, а также заострю внимание читателя на строгости наказания предусмотренного за совершение преступлений коррупционной направленности.
Основная часть преступлений коррупционной направленности изложена в главе 30 Уголовного кодекса Российской Федерации. Составы преступлений, изложенные в этой главе предусматривают ответственность за совершение уголовно наказуемых деяний против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Перечень субъектов данных составов преступлений (лиц которых исключительно после вступления в законную силу в отношении них обвинительного приговора суда мы можем назвать коррупционерами) определен в примечаниях к статье 285 УК РФ, это: «Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации».
Согласно статье 285 УК РФ злоупотребление должностными полномочиями – это использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Максимальное наказание за злоупотребление должностными полномочиями – лишение свободы сроком до 10 лет.
Непосредственным объектом данного преступления является нормальная деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований страны. Поэтому анализируемое преступление может быть совершено только в организациях и учреждениях, создаваемых государством или органом местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемых полностью или частично государством или органом местного самоуправления.
Возникновение данного состава преступления возможно при наступлении хотя бы одного из следующих последствий:
а) существенное нарушение прав и законных интересов граждан;
б) существенное нарушение прав и законных интересов организаций;
в) существенное нарушение охраняемых законом интересов общества;
г) существенное нарушение охраняемых законом интересов государства.
В российском законодательстве часто используется понятие «должностное лицо». Однако определение данного, казалось бы, не вызывающего никаких сомнений в толковании понятия приведено лишь в нескольких законах. Полагаем, что понятие «должностное лицо» не следует применять к различным правоотношениям в единообразном понимании. Каждый тип отношений, регулируемый нормами определенной отрасли законодательства, имеет свою специфику, и понимание одних и тех же категорий зачастую должно детерминироваться особенностями конкретной сферы правоприменения.
В законодательстве не содержится единого понятия должностного лица, которое могло бы применяться ко всем отраслям права. Однако определенные акты все же содержат дефиницию данной правовой категории. В Уголовном кодексе РФ, в Кодексе РФ об административных правонарушениях приводится толкование понятия должностного лица. Также определение содержится в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Согласно примечанию к ст. 285 УК РФ, «должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации». Приведенное определение относится к главе 30 «Преступления против государственной власти, интересов государства и службы в органах местного самоуправления».
При профилактике злоупотреблений служебным положением важно иметь в виду следующее. Использование должностными лицами служебных полномочий в корыстных целях осуществляется вопреки интересам службы, тем не менее такие действия чаще всего не выходят за рамки служебных прав и обязанностей, прописанных в должностных инструкциях.
Так, например, если руководитель муниципального учреждения использовал рабочую силу и технику в рабочее время для строительства собственной дачи, он совершил корыстное злоупотребление должностными полномочиями, причинив ущерб своей организации (амортизация техники, отвлечение рабочей силы от выполнения задания).
Корысть или иная личная заинтересованность являются главным мотивом злоупотреблений должностными полномочиями.
Корыстные действия должностного лица могут быть выражены в его стремлении получить блага материального характера либо избавиться от материальных затрат (например, от необходимости вернуть что-либо), т.е. лицо, злоупотребляя должностными полномочиями, стремится к достижению какой-либо имущественной выгоды (не обязательно в свою пользу).
Иная личная заинтересованность в качестве мотива такого преступления выражается в желании субъекта извлечь из своих действий выгоду неимущественного характера: расположить к себе начальство, продвинуться по служебной лестнице, оказать услугу друзьям или родственникам и т.д.
В случае когда доказательство наличия у должностного лица корыстной или иной личной заинтересованности при совершении действий, повлекших существенное нарушение чужих прав и интересов, затруднительно, то картина правонарушения меняется. При таких обстоятельствах виновному будут предъявлены обвинения только за те деяния, которые стали следствием превышения им полномочий или иное злоупотребление ими.
Механизм уголовного закона включается только в тех случаях, когда нарушения таких правил угрожают общественной безопасности, причиняют существенный вред общественным отношениям»[1].