Курсовая работа|Уголовное право

Курсовая Служебный подлог

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2017 | Страниц: 53

Введение                                                                                                                                
1. Общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления                  
2. Понятие подлога документов в уголовном праве                                                       
3. Уголовно-правовая характеристика преступления, ответственность за которое предусмотрено статьей 292 УК РФ «Служебный подлог»                                            
3.1. Объект и объективная сторона преступления                                                          
3.2. Субъект и субъективная сторона преступления                                                      
Заключение
Список использованных источников и литературы

Актуальность темы работы обусловлена следующими аспектами. В общей структуре преступных посягательств растет доля преступлений, связанных с подлогом документов. С развитием научно-технического прогресса сфера и способы применения документов как средств фиксации информации все более расширяются. Одновременно официальные документы все чаще становятся предметом преступных посягательств либо выступают средством совершения преступления. В УК РФ содержится около 30 статей, в которых документы фигурируют в указанном качестве.

Рост удельного веса подлогов в структуре преступности объясняется действием ряда причин: широкое распространение копировально-множительной и компьютерной техники; ослабление контроля над деятельностью органов и лиц, издающих документы; отсутствие достаточной криминалистической техники и образцов наиболее важных документов, находящихся в обороте, и др. Сюда же можно отнести недостаточную согласованность нормативных актов, отсутствие единства терминологии в законодательстве и системности правотворчества в сфере документооборота, приводящие к сбоям механизма реализации уголовной ответственности за преступления, связанные с подлогами документов.

Необходимость дальнейшего совершенствования уголовной ответственности за служебный подлог вызвана высокой степенью общественной опасности данного деяния. В результате внесения в официальные документы заведомо ложных сведений или исправлений, искажающих их действительное содержание, нарушается нормальная  деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, в значительной степени облегчается совершение или сокрытие других, более опасных, чем сам подлог, преступлений.

К сожалению, в начале XXI в. наблюдается некоторое ослабление борьбы со служебными подлогами. Это, в частности, сказалось, и на необоснованной либерализации карательной политики в отношении должностных лиц, а также государственных служащих или служащих органов местного самоуправления, не являющихся должностными лицами, совершающих служебный подлог.

Достаточно глубокий научный анализ проблем уголовной ответственности за должностные преступления в целом и за служебный подлог в частности осуществлен в отечественной науке уголовного права. В юридической науке различные аспекты уголовно-правовой характеристики и квалификации служебного подлога документов рассматривались в трудах таких ученых, как Г.Б. Басова, Г.Н. Борзенков, А.В. Бриллиантов, Н.И. Ветров, В.А. Воронин, А.М. Гуцалюк, И.А. Дворянсков, В.И. Динека, А.Л. Жижиленко, Б.В. Здравомыслов, И.И. Иванов, Н.А. Извеков, В.А. Канунников, В.Ф. Кириченко, И.А. Клепицкий, И.Л. Козаченко, М.А. Кожевников, В.С. Комисаров, Г.А. Кригер, Н.Ф, Кузнецова, М.Д. Лысов, Ю.И. Ляпунов, И.Б. Малиновский, В.Е. Мельникова, А.В. Наумов, Ш.П. Палиашвили,  А.Б. Сахаров, А.Я. Светлов, В.И. Соловьев, В.И. Субботина, С.А. Тарарухин,  А.Н. Траинин, И.М. Тяжкова, Б.В. Утевский, Ю.И. Щиголев, Е.В. Хаустова, А.И. Чучаев и др. Однако до сих пор этот уголовно-правовой институт является одним из самых сложных и дискуссионных.

В определенной степени остаются нерешенными проблемы, связанные с характеристикой объективных и субъективных признаков служебного подлога, определением содержания полномочий должностного лица, государственного служащего и служащего органа местного самоуправления, не являющихся должностными лицами, квалификацией деяний, где субъектом выступает лицо, совершающее подлог документов. Определенные несогласованности законодательства, противоречивость некоторых его положений, создают условия для правовых ошибок, в результате чего к уголовной ответственности за служебный подлог привлекаются лица, которые по своему положению не могут быть отнесены к числу субъектов преступления.

Объектом исследования в рамках работы выступает состав преступления, предусмотренный статьей 292 УК РФ «Служебный подлог».

Предметом исследования являются нормы уголовного права; доктринальные источники; судебная практика. 

Цель работы – на основе изучения уголовного законодательства, доктринальных источников и судебной практики проанализировать институт уголовной ответственности за служебный подлог.

 Для достижения этой цели автором поставлены задачи:

- изучить развитие законодательства об уголовной ответственности за служебный подлог;

- проанализировать объект и предмет преступления, предусмотренного  ст. 292 УК РФ;

- проанализировать объективную сторону преступления;

- рассмотреть субъективные признаки преступления;

- отграничить служебный подлог от смежных составов преступления

Методологическую основу исследования составляет теория познания, ее всеобщий метод материалистической диалектики. В качестве общенаучных методов исследования применялись: формально-логический и системный методы научного познания, описание, наблюдение, сравнение, анализ и синтез. Для иллюстрации теоретических выводов использована судебная практика.

 

  1. Общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

Государственная власть призвана осуществлять регулирование общественной жизни для достижения максимального благоденствия граждан конкретного государства. В связи с этом государство вправе осуществлять свою защиту от незаконных посягательств.

Преступления против государственной власти не приносят, как правило, ущерб интересам конкретного человека, а направлены на нарушение интересов всего общества в целом.

К преступлениям против государственной власти относят:

- Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства (государственная измена, разглашение государственной тайны, возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства);

- Преступления против органов государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (злоупотребление должностными полномочиями, нецелевое расходование средств, превышение должностных полномочий, получение и дача взятки, халатность);

- Преступления против правосудия (принуждение к даче показаний, незаконное задержание/заключение под стражу/содержание под стражей, фальсификация доказательств, провокация взятки или коммерческого подкупа);

- Преступления против порядка управления (приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград; изготовление, сбыт поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия либо их использование; самоуправство).

Рассмотрим некоторые из них более подробно.

В настоящее время в Российской Федерации проводится широкомасштабная акция по борьбе с коррупцией. Подтверждением этого служит огромное количество уголовных дел возбужденных в отношении государственных служащих в 2012 году. Однако, пока Следственный комитет Российской Федерации рапортует о повышении показателей по возбужденным и направленным в суд уголовным делам, в отношении чиновников на территории всей Российской Федерации, нам следует задуматься о том, что именно является причиной подобного внезапного успеха, а также о том все ли государственные служащие, проходящие по этим уголовным делам совершили преступления в которых они обвиняются.

История коррупции в России имеет давнюю традицию, но исторический аспект ее возникновения и развития в данной статье рассмотрен не будет. Я попробую кратко изложить само понятие коррупции на примере действующего в настоящее время Уголовного кодекса Российской Федерации, а также заострю внимание читателя на строгости наказания предусмотренного за совершение преступлений коррупционной направленности.

Основная часть преступлений коррупционной направленности изложена в главе 30 Уголовного кодекса Российской Федерации. Составы преступлений, изложенные в этой главе предусматривают ответственность за совершение уголовно наказуемых деяний против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Перечень субъектов данных составов преступлений (лиц которых исключительно после вступления в законную силу в отношении них обвинительного приговора суда мы можем назвать коррупционерами) определен в примечаниях к статье 285 УК РФ, это: «Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации».

Согласно статье 285 УК РФ злоупотребление должностными полномочиями – это использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Максимальное наказание за злоупотребление должностными полномочиями – лишение свободы сроком до 10 лет.

Непосредственным объектом данного преступления является нормальная деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований страны. Поэтому анализируемое преступление может быть совершено только в организациях и учреждениях, создаваемых государством или органом местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемых полностью или частично государством или органом местного самоуправления.

Возникновение данного состава преступления возможно при наступлении хотя бы одного из следующих последствий:

а) существенное нарушение прав и законных интересов граждан;

б) существенное нарушение прав и законных интересов организаций;

в) существенное нарушение охраняемых законом интересов общества;

г) существенное нарушение охраняемых законом интересов государства.

В российском законодательстве часто используется понятие «должностное лицо». Однако определение данного, казалось бы, не вызывающего никаких сомнений в толковании понятия приведено лишь в нескольких законах. Полагаем, что понятие «должностное лицо» не следует применять к различным правоотношениям в единообразном понимании. Каждый тип отношений, регулируемый нормами определенной отрасли законодательства, имеет свою специфику, и понимание одних и тех же категорий зачастую должно детерминироваться особенностями конкретной сферы правоприменения.

В законодательстве не содержится единого понятия должностного лица, которое могло бы применяться ко всем отраслям права. Однако определенные акты все же содержат дефиницию данной правовой категории. В Уголовном кодексе РФ, в Кодексе РФ об административных правонарушениях приводится толкование понятия должностного лица. Также определение содержится в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Согласно примечанию к ст. 285 УК РФ, «должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации». Приведенное определение относится к главе 30 «Преступления против государственной власти, интересов государства и службы в органах местного самоуправления».

При профилактике злоупотреблений служебным положением важно иметь в виду следующее. Использование должностными лицами служебных полномочий в корыстных целях осуществляется вопреки интересам службы, тем не менее такие действия чаще всего не выходят за рамки служебных прав и обязанностей, прописанных в должностных инструкциях.

Так, например, если руководитель муниципального учреждения использовал рабочую силу и технику в рабочее время для строительства собственной дачи, он совершил корыстное злоупотребление должностными полномочиями, причинив ущерб своей организации (амортизация техники, отвлечение рабочей силы от выполнения задания).

Корысть или иная личная заинтересованность являются главным мотивом злоупотреблений должностными полномочиями.

Корыстные действия должностного лица могут быть выражены в его стремлении получить блага материального характера либо избавиться от материальных затрат (например, от необходимости вернуть что-либо), т.е. лицо, злоупотребляя должностными полномочиями, стремится к достижению какой-либо имущественной выгоды (не обязательно в свою пользу).

Иная личная заинтересованность в качестве мотива такого преступления выражается в желании субъекта извлечь из своих действий выгоду неимущественного характера: расположить к себе начальство, продвинуться по служебной лестнице, оказать услугу друзьям или родственникам и т.д.

В случае когда доказательство наличия у должностного лица корыстной или иной личной заинтересованности при совершении действий, повлекших существенное нарушение чужих прав и интересов, затруднительно, то картина правонарушения меняется. При таких обстоятельствах виновному будут предъявлены обвинения только за те деяния, которые стали следствием превышения им полномочий или иное злоупотребление ими.

Механизм уголовного закона включается только в тех случаях, когда нарушения таких правил угрожают общественной безопасности, причиняют существенный вред общественным отношениям»[1].

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок от 30.12.2008№ 6-ФКЗи от 30.12.2008№ 7-ФКЗ). - URL: http://www.rg.ru/2009/01/21/konstitucia-dok.html.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации (с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 27.05.2008№ 8-П, от 13.07.2010№ 15-П). - URL: http://www.rg.ru/2007/11/12/ukrf-dok.html.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации 18декабря2001года №174-ФЗ с изм., внесенными от 16.10.2012№ 22-П. - URL: http://www.rg.ru/2001/12/22/upk-dok.html.
  4. Федеральный закон от 7.12.2011 г. № 420-ФЗ» О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
  5. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»
  6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. № 12.
  7. О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30.03.1990 г. N 4 (ред. от 10.02.2000 г.) // КонсультантПлюс: справочная правовая система. - Версия Проф, сетевая. - Электронные данные. -М., 2010.
  8. О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2000 г. N 6 (ред. от 06.02.2007 г.) // КонсультантПлюс: справочная правовая система. - Версия Проф, сетевая. - Электронные данные. -М., 2010.
  9. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 08.04.2008 г. N 43-ФЗ // КонсультантПлюс: справочная правовая система. - Версия Проф, сетевая. - Электронные данные. -М., 2010.
  10. Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 13.03.1997 г. N 232 // КонсультантПлюс: справочная правовая система. - Версия Проф, сетевая. - Электронные данные. -М., 2010.
  11. Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 г. N 828 (ред. от 28.03.2008 г.) // КонсультантПлюс: справочная правовая система. - Версия Проф, сетевая. - Электронные данные. -М., 2010.

Специальная литература

  1. Басова, Т.Е. Ответственность за служебный подлог по уголовному праву России: Учебное пособие / Под ред. проф. А.И Коробеева. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2002. 98с.
  2. Благов, Е. Квалификация преступлений при конкуренции части и целого / Е. Благов // Уголовное право. - 2003. - № 1. С. 11-12.
  3. Бриллиантов А., Яни П. Должностное лицо: организационно-распорядительные функции // Законность. 2010. N 6.
  4. Волженкин Б.В. Служебные преступления. СПб., 2005.
  5. Волженкин Б.В. Служебные преступления / Б.В. Волженкин.- М.: Юристъ, 2008. 560 с.
  6. Волкова, И.Л. Ответственность за фальсификацию доказательств по уголовному делу: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук / И.Л. Волкова. - М., 2005. 24 с.
  7. Воронин, В. Конкуренция  уголовно-правовых норм в делах о взяточничестве и должностных преступлениях / В. Воронин // Российская юстиция.- 2003. - № 11. С. 27-30.
  8. Гаухман, Л.Д. Квалификация преступлений: закон, теория, практика / Л.Л. Гаухман. - М., 2009. 316 с.
  9. Громов Н.А. Постатейный комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Н.А. Громова. - М.: ГроссМедиа, 2007. 734 с.
  10. Динека, В.И. Должностные преступления по уголовному праву России / В.И. Динека. - Ставрополь, 1999. 205 с.
  11. Егорова, Н. Управленческие функции специального субъекта преступления (уголовный закон, теория, судебная практика) / Н. Егорова // Уголовное право. - 2007. - N 2. С. 21-22.
  12. Елисеев, Е.А. О корыстном мотиве преступлений // Проблемы борьбы с преступностью / Е.А. Елисеев.- Томск, 1979. - Вып. 2. С. 78-84.
  13. Есаков, Г.А. Настольная книга судьи по уголовным делам / Г.А. Есаков, И.И. Рарог, А.И. Чучаев. - М.: ТК Велби, Издательство «Проспект», 2009. 680 с.
  14. Здравомыслов, Б.В. Некоторые общие вопросы уголовной ответственности за должностные преступления // Вопросы уголовного права. Сборник статей. ВЮЗИ / Б.В. Здравомыслов. - М., 1966. С. 228-234.
  15. Здравомыслов, И.В. Должностные преступления; понятие и квалификация / И.В. Здравомыслов. - М., 1975. 189 с.
  16. Карпович, О.Г. Субъективные признаки коррупционных преступлений / О. Г. Карпович // Юридический мир. - 2007. - № 10.
  17. Кириченко, В. Ф. Должностные преступления по советскому уголовному праву: Автореф. Дисс… канд. юрид. наук / В.Ф. Кириченко. - М., 1965. 22 с.
  18. Кириченко, В.Ф. Ответственность за должностные преступления по советскому уголовному праву / В.Ф. Кириченко.- М, 1956. 211 с.
  19. Козаченко, М.Я, Николаева З.А. Проблема соотношения общего и специального составов в должностных преступлений / М. Я. Козаченко // Правоведение. - 1992. - № 3. С. 40-43.
  20. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. А.А. Чекалина, В.Т. Томина, В.В. Сверчкова. – М.: Юрайт-Издат, 2008. 452 с.
  21. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева – М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 2007. 896 с.
  22. Кругликов Л.Л. Преступление в сфере экономической деятельности и налогообложения (вопросы конструирования составов и дифференциации ответственности) / Под общ. ред. проф. Л.Л. Кругликова.- Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 2003. 178 с.
  23. Курс уголовного права. Особенная часть / под ред. проф. Г.Л. Борзенкова, проф. В.С Комиссарова. - М.: ИКД «Зерцало-М», 2009. Т.5. 534 с.
  24. Лебедев В.М. Судебная практика к Уголовному кодексу Российской Федерации. / Под ред. В.М. Лебедева и С.В. Бородина. М., 2008. 388 с.
  25. Лысов, М.Д. Ответственность должностных лиц по советскому уголовному праву / М.Д. Лысов.- Казань, 1972. 176 с.
  26. Ляпунов, Ю.И. Должностные преступления: Учебное пособие / Ю.И. Лярунов.- М, 2008. 212 с.
  27. Мельникова, В.Е. Должностные преступления (вопросы уголовно-правовой квалификации) / В.Е. Мельникова. - М., 1985. 167 с.
  28. Мошкович М. Чиновники-террористы // ЭЖ-Юрист, 2008. N 15. С. 4.
  29. Наумов, А. Разграничение преступлений, предусмотренных ст. 127.1 и 240 УК РФ / А. Наумов // Законность. - 2007. - № 6.
  30. Наумов, А.В. Практика применения Уголовного кодекса Российской Федерации: комментарий судебной практики и доктринальное толкование / Под ред. Г.М. Резника. – М.: «Волтерс Клувер», 2008. 678 с.
  31. Никитин Е.В., Черепашкин А.С. Система преступлений, связанных с фальсификацией единых государственных реестров и систем учета прав владельцев ценных бумаг: уголовно-правовой аспект // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6
  32. Памятники русского права. Выпуск 4 / Под ред. Л.В. Черепнина.- М., 1994. 302 с.
  33. Рарог, А.И. Субъективная сторона и квалификация преступлений / А.И. Рарог. - М., 2001. 135 с.
  34. Российское законодательство X-XX веков. Т.3: Соборное Уложение 1649 года.- М., 1985. 421 с.
  35. Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 6: Законодательство первой половины XIX века. - М., 1988. 432 с.
  36. Российское законодательство Х-ХХ веков. Т.4: Акты земских соборов. - М., 1986. 512 с.
  37. Седых, А.В. Проблемы квалификации должностных преступлений и их отграничение от смежных / А.В. Седых // Российский следователь. - 2007. - № 16. С. 34-35.
  38. Сидоренко, В.Н. Некоторые вопросы квалификации хищении в сфере финансово-хозяйственной деятельности воинских частей / В.Н. Сидоренко, А.А. Тарасов // Право в Вооруженных Сила. - 2003. - № 12.  С. 19-21.
  39. Соловьев, В.И. Борьба с должностными злоупотреблениями, обманом государства и приписками / В.И. Соловьев. - М., 1963. 217 с.
  40. Уголовное право России. Особенная часть / Отв. ред. Б.В. Здравомыслов. - М., 2009. 539 с.
  41. Уголовное право России. Часть особенная: Учебник / Под ред. Л.Л. Кругликова. - М., 2005. 839 с.
  42. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева.- М., 2008. 716 с.
  43. Уголовное право. Особенная часть / Под ред. Я.И. Петрова и Ю.Л. Ляпунова.  - М., 2007.
  44. Уголовное право: Учебник / Под ред. проф. НИ. Ветрова, проф. Ю.М. Ляпунова. - М: ИД «Юриспруденция», 2009. 851 с.
  45. Феркалюк Ю.И. Государственный и муниципальный служащие, не являющиеся должностными лицами, как субъекты служебного подлога // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2009. № 3.
  46. Феофилактов, А.С. Проблемы уголовно-правовой квалификации фальсификации доказательств / А.С. Феофилактов // Адвокатская практика.- 2007.- № 3.
  47. Щиголев, Ю. Ответственность за фальсификацию доказательств / Ю. Щиголев // Законность. - 1999. - № 10.
  48. Яни П. Разграничение должностного злоупотребления и превышения должностных полномочий // Законность. 2007. N 12.- о форме обвинительного заключения (обвинительного акта). Решение законодателя при принятии

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Уголовное право
2016 год 41 стр.
Курсовая работа на тему: «Смертная казнь»
Telesammit
Курсовая работа Уголовное право
2015 год 34 стр.
Курсовая работа на тему: «Хулиганство»
Telesammit
Курсовая работа Уголовное право
2014 год 32 стр.
Курсовая работа на тему: «Террористический акт»
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское