ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЕДИНСТВО И РАЗЛИЧИЯ УГОЛОВНОГО ПРАВА И МОРАЛИ
1.1. Происхождение морали и ее влияние на уголовное право
1.2. Предмет и сфера регулирования уголовного права
1.3. Формы выражения уголовных и нравственных норм
ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНОГО ПРАВА И НРАВСТВЕННОСТИ
2.1. Основные черты соотношения права и нравственности
2.2. Критерии нравственности и уголовное законодательство
ГЛАВА 3. ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ ПРАВОМ И МОРАЛЬЮ
3.1. Нравственные принципы и право
3.2. Законы и угрозы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Каждое исторически развитое конкретное общество требует строго определенную меру социального регулирования связей с общественностью.
Регулирование общественных отношений происходит путем реализации определенных социальных норм: норм права, норм морали, норм, принятых общественными организациями, норм обычаев, норм традиций, норм ритуалов и т.д.
Социальные нормы - это правила поведения общественного характера, регулирующие взаимоотношения людей и деятельность организаций в процессе их взаимодействия.
Как тип социальных норм, моральные учреждения характеризуются общими патримониальными знаками и являются правилами поведения, определяющего отношение человека человеку. Если действия человека не касаются других людей, его поведение с социальной точки зрения безразлично. Поэтому не все ученые считают нормы нравственности социальным явлением.
При производстве по уголовным делам суды, органы дознания, прокуратуры применяют нормы различных отделений права. Однако по любому уголовному делу главное место занимает применение уголовного права. Поэтому целесообразно рассмотреть нравственную xарактеристику уголовного права, причем лишь некоторых его институтов, так как этические основы и содержание уголовного права в целом требуют углубленного и развернутого самостоятельного научного исследования.
Уголовное право служит проблеме защиты человека и общества от социально опасных действий, определяя, который является преступлением, устанавливая уголовные наказания и назначение ответственности за них. История уголовного права в прошлом - история жестоких, мучительных, унижающих человека наказаний. Следуя за изменением в общественном порядке, человечество постепенно избавляется от смертной казни и гуманизирует уголовное право.
Актуальность темы заключается в том, что Уголовный Кодекс Российской Федерации относит к числу принципов, на которых основывается Кодекс, законность, равенство граждан перед законом, принцип вины, справедливость и гуманизм.
Принципы уголовного права выражают фундаментальные идеи, согласно которым это отделение права создано и функционирует. К числу принципов уголовного права Российской Федерации относятся принципы гуманизма и справедливости, отражающие радикальным требованиям этики. Целью моей работы является рассмотрение соотношения уголовного права и морали. Поставленная цель достигается путем решения следующих задач: рассмотреть единство и различия между уголовным правом и моралью, изучить взаимодействие уголовного права и нравственности. Объект исследования - Уголовное право и мораль.
ГЛАВА 1. ЕДИНСТВО И РАЗЛИЧИЯ УГОЛОВНОГО ПРАВА И МОРАЛИ
-
Происхождение морали и ее влияние на уголовное право
Определить соотношение уголовного права и морали - это значит раскрыть их общие черты и различия, а затем показать характер взаимных отношений и взаимной обусловленности уголовного права и нравственности. Единство и различия указанных двух понятий можно определить по следующим признакам:
-происхождению права и морали;
- процессу их формирования;
-предмету и сфере регулирования;
-форме выражения;
-порядку обеспечения;
-перспективам развития.
Мораль появилась вместе с формированием человеческого общества, и было это по той причине, что люди не могли существовать без общества и с ее определенными нормами общежития. В первобытнообщинном строе все отношения между участниками были отрегулированы принципами поведения, которые спонтанно развивались в ходе деятельности людей. Чаще же это были нравственные нормы в виде обычаев и традиций, целесообразных и разумных с точки зрения материальных потребностей и уровня сознания этих членов формации.
Поскольку соблюдение обычаев соответствовало интересам общины и наоборот, отступление от них влекло за собой тяжкие последствия для интересов людей в их борьбе за выживание, постольку обычаи нарушались нечасто и не требовали особого механизма обеспечения их беспрекословного исполнения.
Уголовное право возникло там, где общество с возникновением частной собственности раскололось на не равные классы. Оно появилось, посредством жестокого уголовного наказания использующее меньшинство стало защищать общину и превращать ее в свою частную собственность.
Уголовное право, как и другое право вообще, по своему происхождению и сущности есть возведенное в закон воля господствующего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни этого класса. С разделением общества на не равные классы на смену общеродовой морали приходит мораль классовая. Каждый класс теперь имеет свою систему представлений и правил поведения, оценивающих с точки зрения позиций добра и зла, справедливости и несправедливости.
Таким образом, уголовное право и мораль различные по своему происхождению. Мораль возникла раньше права, в том числе и права уголовного. Уголовное же право появилось в связи с разделением общества на не равные классы.
Процесс формирования уголовного права и морали различный. Мораль складывалась стихийно под воздействием взаимоотношений людей в процессе различной деятельности. Прогрессивные моральные идеалы сначала формируются в сознании продвинутых слоев общества, и затем постепенно входят в сознание и отношения других людей.
Совершенно иначе формируются уголовно-правовые нормы. Они также складываются под воздействием социально-экономических отношений, но они никогда не возникают стихийно и внезапно. Уголовно-правовые нормы сознательно формулируются и санкционируются государственной властью.