Курсовая работа|Экономика предприятия

Некоммерческие организации в рыночной экономике

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2016 | Страниц: 48

Введение
Глава 1. Некоммерческие предприятия в России
1.1. Характеристика некоммерческой сферы
1.2. Общие особенности экономики некоммерческих организаций
Глава 2. Оценка деятельности некоммерческих организаций
2.1. Анализ эффективности работы некоммерческих организаций
2.2. Оценка инвестиционных проектов некоммерческой организации
Глава 3. Деятельность Автономной некоммерческой организации «Центр по юридической защите прав граждан и туристских организаций «Турзащита»
3.1. Характеристика организации
3.2. Имущество и финансово-хозяйственная деятельность
Заключение

Переход к рыночным отношениям в Российской Федерации вызвал необходимость создания функциональных элементов рыночной экономики, составляющих ее основу. Одним из основополагающих элементов рынка является наличие разнообразных организационно-правовых форм юридических лиц - участников экономического оборота. Среди различных организационно-правовых форм юридических лиц, регламентируемых Гражданским кодексом Российской Федерации, существенный пласт составляют некоммерческие организации.

За последние годы в России наметилась устойчивая тенденция роста числа некоммерческих организаций. Возникают все новые фонды, объединения, союзы и т.д. Это во многом объясняется разнообразием и важностью функций, выполняемых некоммерческими организациями. Так, например, добровольные объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) обеспечивают координацию предпринимательской деятельности, защиту имущественных интересов юридических лиц. Немаловажную роль играют также общественные объединения граждан, различные фонды, учреждения.

Посредством деятельности некоммерческих организаций происходит взаимодействие предпринимателей и государства, осуществляется представительство интересов предпринимателей в государственных органах.

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
Тема изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем.

Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы. Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы определяют несомненную новизну данного исследования.

Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Теоретическое значение изучения проблемы  заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.

Объектом данного исследования является анализ условий «Некоммерческие организации в рыночной экономике».

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы  с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:

  1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу некоммерческих организаций в рыночной экономике;
  2. Показать деятельность некоммерческой организации на примере Автономной некоммерческой организации «Центр по юридической защите прав граждан и туристских организаций «Турзащита».

Источниками информации для написания работы по теме  послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных предмету исследования.

 

Глава 1. Некоммерческие предприятия в России
1.1. Характеристика некоммерческой сферы
Некоммерческий сектор, призванный реализовывать социальные, культурные, благотворительные цели, играет крайне важную роль в рыночной экономике. Резкое повышение значения некоммерческой сферы для развития национальной экономики требует переоценки всего традиционно сложившегося подхода к ее месту и роли в системе хозяйствования. В условиях расширения и совершенствования рыночных отношений экономические проблемы функционирования некоммерческих организаций приобретают все большее теоретическое и практическое значение как в России, так и за рубежом.

На протяжении длительного времени российская экономическая наука подразделяла национальное хозяйство на производственную и непроизводственную сферы, исходя из процессов создания, распределения и перераспределения национального дохода. К непроизводственной сфере относили такие отрасли как «культура и искусство», «наука и научное обслуживание», «здравоохранение», «социальное обеспечение» и т.д. Термин «непроизводственный» объяснялся тем, что данная сфера не только не возмещает использованные фонды, но и не производит имеющую самостоятельное движение продукцию.

В настоящее время использование понятий производственной и непроизводственной сферы утратило свою актуальность, что вызвано, прежде всего, пересмотром ряда экономических категорий.

Любую сферу экономики можно считать «производительной», так как она занимается созданием различного рода благ, материальных или нематериальных. Под производством нематериальных благ чаще всего подразумевается процесс создания духовных, интеллектуальных, культурных и иных ценностей, направленных на сохранение и расширение образовательного, трудового потенциала общества, формирование условий всестороннего развития личности, воздействие на общественное сознание.

Результаты нематериального производства имеют различные формы проявления. Они могут выступать в качестве индивидуальных (образование, лечение и др.) и общественно-полезных эффектов (повышение культурного уровня и др.). В конечном счете, производство нематериальных благ является одним из решающих факторов роста производительности труда в материальном производстве. В соответствии с этим в экономической литературе вместо понятий производственной и непроизводственной сферы все чаще используются понятия коммерческого и некоммерческого сектора, получившие широкое распространение после принятия Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Согласно ГК РФ, к коммерческому сектору относятся различного рода предприятия, основной целью которых является получение прибыли. Некоммерческая сфера, наоборот, объединяет организации, которые не рассматривают в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками. Их работа направлена на достижение культурных, образовательных, научных, благотворительных и иных общественно-полезных целей. Разнообразные цели деятельности некоммерческих организаций В.Э. Гордин объединяет в одну задачу роста «социального капитала общества». Под «социальным капиталом» автор подразумевает такую «систему общественных взаимоотношений, которая предполагает разнообразные формы взаимопомощи и сотрудничества членов отдельных социальных общностей».[1]

Итак, миссия некоммерческих организаций отражает важнейшие социальные задачи того или иного региона. Вместе с тем, формулировка миссии отнюдь не запрещает некоммерческим организациям заниматься прибыльными направлениями работы, но статус таких организаций требует использования полученной прибыли исключительно на цели развития основной некоммерческой деятельности предприятия.

На данную особенность указывают также Л.Н. Демидова, И.М. Шейман и Л.И. Якобсон, рассматривая ограничение по распределению прибыли или имущества среди учредителей, доноров, управленческого корпуса и персонала в качестве ключевого критерия функционирования некоммерческих структур.[2]

В-третьих, в случае ликвидации неприбыльной организации ее имущество не распределяется между заинтересованными лицами (кредиторами, сотрудниками и др.), а направляется для продолжения заявленной некоммерческой деятельности. Таким образом, имущество некоммерческой организации служит общественно-полезным целям независимо от того, действует или нет некоммерческая организация.

[1] Гордин В.Э. Неприбыльный сектор – элемент новой социальной парадигмы. // Известия СПбУЭФ. №1, 2006

[2] Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере / Под ред. И.М. Шеймана и др. – М.: Наука, 2005

Нормативно-правовые акты

  1. Гражданский кодекс РФ от 2008 г.
  2. ФЗ от 12.01.1996 №7-ФЗ (ред. от 08.07.1999) «О некоммерческих организациях»

Специальная литература

  1. Аксенова Е.Н. Особенности правового статуса автономной некоммерческой организации. // Некоммерческие организации в России. №3 2005
  2. Басовский Л.Е. Маркетинг. Курс лекций. – М.: Инфра-М, 2003
  3. Батурина М.В. Управленческий анализ НКО. // Некоммерческие организации в России. №2 2005
  4. Белов А.М. Экономика организаций (предприятия). Практикум. – М.: ИНФРА-М, 2003
  5. Борисов А.Б. Большой энциклопедический словарь. – М.: Книжный мир, 2004
  6. Вакуленко А. С. Оценка организационного развития НКО. – СПб.: Нева, 2004
  7. Вечканова Г.Р., Вечканов Г.С. Современная экономическая энциклопедия. – СПб.: Лань, 2002
  8. Гордин В.Э. Неприбыльный сектор – элемент новой социальной парадигмы. // Известия СПб УЭФ №1 2006
  9. Грузинов В.П. Экономика предприятия. Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002
  10. Карлин А.С., Шухгальтер М.Л. Экономика предприятия. Учебник. – М.: Инфра-М, 2003
  11. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере. / Под ред. И.М. Шеймана и др. – М.: Наука, 2005
  12. Корсаков М.Н. Экономика предприятия. – Таганрог: ТРТУ, 2005.
  13. Кошкина М.В. Экономические основы функционирования некоммерческих организаций.// Некоммерческие организации в России №5 2005
  14. Маккальская М.Л., Пирожкова Н.А. // Некоммерческие организации в России: Создание, права, налоги, учет, отчетность. – М.: Дело и Сервис, 2001
  15. Матиасен К.В. Резолюция Совета директоров: Три ключевых момента функционирования Совета директоров некоммерческого предприятия. – М.: Экономика, 2005
  16. Мельниченко Л. Некоммерческий маркетинг. Реальные проблемы. // Маркетинг и маркетинговые исследования» №6 2003
  17. Менеджмент: Учебник / Орлов А.И. – М.: Знание, 2008
  18. Некоммерческие организации: правовое регулирование, бухгалтерский и налоговый учет в свете последних изменений законодательства (3-е изд., перераб. и доп.)/Под ред. Г.Ю. Касьяновой. - М.: ИД «Аргумент», 2007
  19. Нехорошева Л.Н. Экономика предприятия. – Минск: Высшая школа, 2003
  20. Новаторов Э. Альтернативные подходы к изучению маркетинга некоммерческих организаций.// Маркетинг и маркетинговые исследования. №4 2004
  21. Организационная структура предприятий / Коноков Д.Г., Рожков К.Л. – СПб.: Бизнес-Тезарус, 2001
  22. Основы менеджмента: Конспект лекций / Гольдштейн Г.Я. – Таганрог: ТРТУ, 2007
  23. Основы управления. / Под ред. В.П. Радугина. – М.: Высшая школа, 2006
  24. Паламарчук А.С., Паштова Л.Г. Экономика предприятия. Уч. пособие. – М.: Инфра-М, 2003
  25. Пелих А.С. Экономика предприятия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004
  26. Развитие предприятия / Гончарук В.А. – М.: Дело, 2002
  27. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник – М.: ИНФРА-М, 2007
  28. Савченко П. Статус некоммерческих организаций. // Экономист. №3 2003
  29. Санкович И.Г., Санкович Г.А. Создание некоммерческой организации (НКО) и ее первые шаги. Практическое пособие. – СПб.: Нева, 2002
  30. Сергеев И.В. Экономика предприятия. Уч. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003
  31. Сидоров Р.Ф. Функционирование предприятия. – М.: СГИ, 2003
  32. Терентьев С.А. Вклад негосударственных некоммерческих организаций в решение социальных проблем в России. Развитие социальных услуг: Сборник статей и материалов. – М.: Гардарика, 2003
  33. Титов В.И. Экономика предприятия. – М.: Дашков и К, 2004
  34. Уткин Р.В. Организационно-правовые формы и виды некоммерческих организаций. // Бюллетень Министерства юстиции РФ. №5 2002
  35. Шекова Е. Некоммерческий маркетинг и маркетинг некоммерческих субъектов: «за» и «против».// Маркетинг и маркетинговые исследования» №1 2004
  36. Шекова Е.Л. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций. – М.: Статут, 2004
  37. Шиткина И.С. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций // Гражданин и право №4 2002
  38. Экономика и управление предприятием: Конспект лекций / Непомнящий Е.Г. – Таганрог: ТРТУ, 2007
  39. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. – М.: Юнити, 2003
  40. Юрьева Т.В. Экономика некоммерческих организаций. – М.: Юристъ, 2002

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Экономика предприятия
2016 год 33 стр.
Курсовая по анализу себестоимости промышленной продукции
Telesammit
Курсовая работа Экономика предприятия
2015 год 43 стр.
Курсовая Формирование трудовых ресурсов предприятия
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское