ВВЕДЕНИЕ
- Общая характеристика административных правонарушений в области налогов и сборов и ответственность за их совершение
1.1. Понятие и признаки административных правонарушений в области налогов и сборов
1.2. Основания привлечения к административной ответственности за правонарушения в области налогов и сборов
1.3. Вина как обязательное условие привлечения к административной ответственности за правонарушения в области налогов и сборов
- Налоговые преступления
2.1 Понятие, признаки и виды уголовной ответственности за налоговые преступления
2.2. Смягчение уголовной ответственности за налоговые преступления
2.3. Особенности составов налоговых преступлений по Уголовному кодексу Российской Федерации
- Критерий разграничения административных правонарушения в области налогов и сборов, и налоговых преступлений
3.1 Особенности производства по делам об административных правонарушениях в области налогов и сборов
3.2 Особенности производства по делам об уголовных преступлениях в области налогов и сборов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Активные рыночные преобразования, происходящие в России в последние годы, объективно обусловили развитие налоговой системы государства, включающей в себя всю совокупность взимаемых налогов и обязательных платежей как с физических, так и с юридических лиц, и являющуюся, в свою очередь частью финансовой системы страны.
С развитием и перманентными изменениями российского законодательства в области налогов, налогообложения и налогового администрирования появляется всё больше налоговых правонарушений. Данное обстоятельство, а также беспрецедентная значимость своевременного и полного взимания налогов как с физических, так и с юридических лиц обусловили актуальность настоящего курсового исследовании.
Целью курсовой работы является раскрытие понятия и сущности (как юридической, так и экономической) административных правонарушений в области налогов и сборов, налоговых преступлений и ответственность за их совершение, а также всестороннее изучение действующей практики регулирования отношений между хозяйствующими субъектами и государством в лице налоговых органов, возникающих в случае совершения административных правонарушений в области налогов и сборов и налоговых преступлений.
Целевая направленность настоящего курсового исследования обуславливает необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть понятие и признаки административных правонарушений в области налогов и сборов;
- изучить основания привлечения к административной ответственности за правонарушения в области налогов и сборов;
- рассмотреть понятие вины как обязательного условия привлечения к административной ответственности за правонарушения в области налогов и сборов;
- изучить составы административных правонарушений в области налогов и сборов;
- рассмотреть понятие, признаки и виды уголовной ответственности за налоговые преступления;
- изучить возможности смягчения уголовной ответственности за налоговые преступления;
- изучить особенности составов налоговых преступлений по Уголовному кодексу Российской Федерации.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся между налоговыми органами и налогоплательщиками физическими и юридическими лицами.
Предметом исследования является анализ нормативных правовых актов, регулирующих, общественные отношения в области административной и уголовной ответственности за совершения налоговых правонарушений.
В ходе написания настоящей курсовой работы использовались следующие методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, а также специальные методы, применяемые в налоговом администрировании.
Период исследования – с 2020 г. по истекший период 2022 г.
Настоящая курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
-
Общая характеристика административных правонарушений в области налогов и сборов и ответственность за их совершение
1.1. Понятие и признаки административных правонарушений в области налогов и сборов
В статье 2.1 КоАП сказано, что административное правонарушение — это противоправное, виновное действие либо бездействие человека или юридического лица, ответственность за которое установлена в федеральном КоАП или в региональном законе. Соответственно, административное правонарушение в области налогов и сборов
— это противоправное, виновное действие либо бездействие человека или юрлица, в области налогов и сборов, ответственность за которое установлена в федеральном КоАП или в региональном законе.
Административную ответственность по КоАП несут должностные лица, чаще всего это директор или главный бухгалтер компании. Нарушения по налогам и сборам законодатель выделил в гл. 15 КоАП РФ.
Таблица 1 – Классификации административных правонарушений в области налогов и сборов.
Деяние
|
Статья
|
Санкция
|
Просрочка при подаче заявления о постановке на учет в ФНС
|
п. 1 ст. 15.3 КоАП РФ
|
500 — 1 000 рублей
|
Ведение деятельности без регистрации в ФНС
|
п. 2 ст. 15.3 КоАП РФ
|
2 000 — 3 000 рублей
|
Просрочка при предоставлении налоговой декларации
|
ст. 15.5 КоАП РФ
|
300 — 500 рублей
|
Непредставление истребуемых документов
|
п. 1 ст.15.6 КоАП РФ
|
100 — 300 рублей для граждан
300 — 500 рублей для должностных лиц
|
Грубое нарушение при ведении бухучета
|
ст. 15.11 КоАП РФ
|
5 000 — 10 000 рублей за первое нарушение
10 000 — 20 000 рублей или дисквалификация за повторное нарушение
|
Здесь необходимо отметить, что рассмотренные административные правонарушения не являются статичными и избыточными. Они могут дополняться и изменяться в соответствии с изменяющимися условиями хозяйствования, а также в результате перманентных изменений, происходящий в области налогового законодательства. Налоговое правонарушение как и любое другое правонарушение административного характера обладает следующими признаками (табл. 2).
Таблица 2 – Признаки административного правонарушения, в области налогов и сборов
Признак налогового правонарушения
|
Содержание признака налогового правонарушения
|
противоправность
|
несоблюдение действующих норм законодательства об административных правонарушениях. В случае, если действие, в результате совершения которого общественным отношениям причинен ущерб, отсутствует в кодексе об административных правонарушениях РФ, за его совершение не может последовать административной ответственности
|
фактичность
|
признак административного правонарушения, подразумевающий, что наступление административной ответственности возможно лишь за деяния, которые фактически совершены;
|
вредоносность
|
нанесение вреда государственным фискальным интересам;
|
виновность
|
признак налогового правонарушения, предполагающий, что лицо в сфере налогообложения умышленно либо по неосторожности ведет себя противоправно
|
караемость
|
признак административного правонарушения, предполагающий, что административным правонарушением в Российской Федерации признается лишь нарушение запретов или неисполнение обязанностей, после совершения которых к нарушителю могут быть применены фискальные санкции, налагаемые в порядке, определенном кодексом об административных правонарушениях РФ.
|
Таким образом, в данном параграфе были рассмотрены понятие и признаки административных правонарушений в области налогов и сборов, существующие в настоящее время в законодательстве о налогах и сборах. Рассмотренные классификации и признаки налоговых правонарушений не являются исчерпывающими, так как должны объективно отражать перманентно меняющиеся отношения между налогоплательщиками – хозяйствующими субъектами и государством – от Федеральной налоговой службы до местных налоговых инспекций.