Для осуществления хозяйственной деятельности предприятия должны вкладывать средства в наем работников, в приобретение оборудования, сырья, материалов и тому подобное. Все эти материальные элементы производства и рабочая сила в мировой хозяйственной практике принято называть производственными факторами. Денежное выражение затрат производственных факторов, обеспечивающих создание продукции и ее сбыт, называется издержками производства.
В условиях рынка издержки производства имеют существенное значение. Во-первых, они определяют обычно минимальный уровень цены товаров.
Во-вторых, определяют поведение предприятия на рынке. Так, чем ниже издержки производства (при сохранении качества продукции), тем больше у предприятия возможностей для экономического маневра.
Необходимость управления затратами обуславливается той ролью, которую они играют в экономике предприятия, а именно их прямым участием в формировании прибыли предприятия. Именно прибыль в конечном итоге выступает основным условием конкурентоспособности и жизнеспособности предприятия. Поэтому для подавляющего большинства предприятий основной задачей является сохранение определенного уровня прибыли (в краткосрочном периоде) и поддержание потенциала прибыльности (в долгосрочном периоде). В современных условиях управление затратами становится действенным, а зачастую чуть ли не единственным способом эффективного решения этой задачи.
Кроме того, современная экономическая практика требует от предприятия установления четкой взаимосвязи между избранной предприятием стратегией конкурентной борьбы и существующей на предприятии системой управления затратами. Это требование обусловлено тем, что та или иная информация о затратах может быть важной или, наоборот, не особенно важной в зависимости от стратегии, которой следует предприятие.
1 Понятие «Издержки производства»
В общем виде издержки производства и реализации (себестоимость продукции, работ, услуг) представляют собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
В издержки производства и реализации продукции включаются затраты, связанные с:
- непосредственным производством продукции, обусловленные технологией и организацией производства;
- использованием природного сырья;
- подготовкой и освоением производства;
- совершенствованием технологии и организации производства, а также улучшением качества продукции, повышением ее надежности, долговечности и других эксплуатационных свойств (затраты некапитального характера);
- изобретательством и рационализацией, проведением опытно-экспериментальных работ, изготовлением и испытанием моделей и образцов, выплатой авторских вознаграждений и т.п.;
- обслуживанием производственного процесса: обеспечением производства сырьем, материалами, топливом, энергией, инструментом и другими средствами и предметами труда, поддержанием основных производственных фондов в рабочем состоянии, выполнением санитарно-гигиенических требований;
- обеспечением нормальных условий труда и техники безопасности;
- управлением производством: содержанием работников аппарата управления организации (предприятия) и его структурных подразделений, командировками, содержанием и обслуживанием технических средств управления, оплатой консультационных, информационных и аудиторских услуг, представительскими расходами в связи с коммерческой деятельностью организаций (предприятий) и т.п.;
- подготовкой и переподготовкой кадров;
- отчислением на государственное и негосударственное социальное страхование и пенсионное обеспечение, в Государственный фонд занятости населения;
- отчислением по обязательному медицинскому страхованию и др.
Конечно, результат деятельности организации (предприятия) (прибыль или убыток) слагается из финансового результата от реализации продукции (работ, услуг), основных средств и другого имущества предприятия (организации) и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Конечный результат определяется как разница между выручкой от реализации продукции в действующих ценах без НДС и акцизов и затратами на ее производство и реализацию.
Различают понятия валового дохода и валовой прибыли.
Валовой доход — это показатель, характеризующий конечный результат производственной или коммерческой деятельности организации (предприятия), исчисляемый путем исключения из валовой выручки и результатов внереализационных операций (без НДС и акцизов) всех затрат на производство и реализацию продукции, вошедших в себестоимость, кроме затрат на оплату труда.
Валовая прибыль — часть валового дохода предприятия (организации), которая остается после вычета всех обязательных расходов. Она представляет собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятий и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.