Введение
Глава 1. Понятие права военнослужащих на образование
Глава 2. Особенности и содержание прав на образование
Заключение
Литература:
Курсовая работа|Право
Авторство: bugalter
Год: 2012 | Страниц: 34
Введение
Глава 1. Понятие права военнослужащих на образование
Глава 2. Особенности и содержание прав на образование
Заключение
Литература:
Актуальность темы исследования определяется рядом обстоятельств:
Будучи одним из основных социальных институтов, образование удовлетворяет потребности общества в сохранении и передаче от поколения к поколению системы научных знаний и социальных норм, в создании необходимых условий для социализации личности: ее обучения, воспитания и развития. По мере роста значения человеческого фактора в общественном прогрессе образование становится важнейшим средством формирования нового качества экономических, социальных и духовных отношений общества.
Неудовлетворенность граждан ситуацией в сфере образования в значительной степени снижает уровень доверия к органам государственной власти, негативным образом сказывается на уверенности граждан в завтрашнем дне. Следует учитывать, что представление о социальной справедливости у граждан России устойчиво связано с государственным гарантированием равенства прав граждан на образование.
Реализация права на получение образования такой особой категорией граждан как военнослужащие является жизненно необходимой для обеспечения государственной безопасности и повышения престижа службы в армии. Реформирование российского военного законодательства в течение последних 15 лет оказывает постоянное воздействие на объем предоставляемых военнослужащим прав.
С принятием 11 февраля 1993 года Закона Российской Федерации № 4455-1 «О воинской обязанности и военной службе», в отечественном законодательстве впервые появились нормы о прохождении военной службы по контракту. В современной научной литературе, посвященной вопросам прохождения военной службы, отмечается, что переход на новую организационно-правовую форму поступления граждан на военную службу (т.е. поступление по контракту) сделал возможным осуществить чёткое и конкретное разграничение в отношениях между государством и военнослужащим между конституционной обязанностью и правом. При этом контрактные отношения между военнослужащим и государством в лице федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, предполагают наличие комплекса взаимных прав и обязанностей, в том числе права военнослужащих на профессиональное образование.
После распада Советского Союза в Российской Федерации возникли серьёзные проблемы, связанные с падением престижа военной службы вообще и, в частности, низком уровне заинтересованности граждан в поступлении на военную службу по контракту. Игнорирование объективно сложившейся в армейской среде ситуации, выражающейся в снижении у военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, заинтересованности в добросовестном исполнении обязанностей военной службы, и, как следствие, в падении престижа военной службы, в самой ближайшей перспективе может привести к положению, называемому в средствах массовой информации «кадровым кризисом армии».
Наличие вышеуказанных обстоятельств предполагает необходимость поиска путей усиления стимулов для прохождения военной службы. Одним из возможных вариантов решения проблемы является предоставление военнослужащим ряда льгот в области профессионального образования при обучении в гражданских образовательных учреждениях. Данная практика получила довольно широкое распространение в зарубежных армиях, например, армии США. Таким образом, определенный интерес представляет анализ действующего военного законодательства, регламентирующего порядок реализации военнослужащими своего права на профессиональное образование в гражданских учебных заведениях.
На порядок реализации военнослужащими своего права на профессиональное образование в скором будущем повлияет приобретение Российской Федерацией статуса полноправного члена европейского образовательного сообщества. Так, в 2003 г. на Берлинской конференции министров, отвечающих за высшее образование в странах-участницах Болонского процесса, министр образования Российской Федерации подписал Болонскую декларацию. Для России это означает, что она обязуется до 2010 г. воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса, что неизбежно окажет воздействие и на право военнослужащих на профессиональное образование.
Следует отметить, что с распадом Советского Союза и постепенным переходом российских Вооруженных Сил на контрактную основу комплектования кадров резко обострился вопрос удержания офицеров на военной службе. Это привело к попытке разработать пути решения этой проблемы. Так, в Федеральной целевой программы реформирования системы подготовки кадров и военного образования в Российской Федерации было определена необходимость привлечения военнослужащих, обучающихся или обучавшихся в военно-учебных заведениях и уволенных по определенным основаниям с военной службы, либо отчисленных из военно-учебных заведений, к имущественной ответственности. Данный принцип получил одобрение у законодателя и в 2006 г. в Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» были внесены соответствующие изменения, в основу которых и был положен вышеуказанный подход. Однако эти изменения не предполагают расширения круга гарантий, предоставляемых военнослужащим и направленных на обеспечение реализации ими своего права на военное профессиональное образование. Представляется, что в условиях необходимости оплачивать военное профессиональное образование это может привести лишь к оттоку желающих обучаться в военно-учебных заведениях. Это предполагает актуальность изучения вопросов усиления защиты прав военнослужащих, обучающихся в военно-учебных заведениях.
Объект - совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе конституционно-правового регулирования в области реализации права граждан на получение профессионального образования в Российской Федерации.
Предмет - нормы права, посредством которых осуществляется нормативно-правовая регламентация комплексного института, гарантирующего реализацию права граждан на получение профессионального образования в Российской Федерации, а также особенностей получения, порядка осуществления и его ограничений в отношении военнослужащих.
Цель - исследование социально-правовой сущности права на профессиональное образование в Российской Федерации и особенностей его осуществления военнослужащими.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
- выявить понятие права военнослужащих на образование;
- систематизировать особенности и содержание прав на образование.
В последнее десятилетие специалистами в сфере образования предпринимаются усилия для переосмысления роли образования. Все более очевидной становится потребность народов, государств в его обновлении.
Под образованием можно понимать: во-первых, процесс формирования образованности субъекта или процесс рационально-духовного освоения субъектом достижений культуры человечества; во-вторых, квалифицируемый квалификационный результат процесса образованности на определенном этапе, ступени, уровне развития этого процесса[1].
С учетом преемственности в конституционно-правовом провозглашении права на образование, данное право человека и гражданина в правовой системе Российской Федерации в современных условиях сохраняет отдельные признаки конституционного права на образование граждан СССР и приобретает новые, затрагивающие его юридическую природу и содержание.
Субъективное право человека на образование можно определить как гарантированную государством возможность человека участвовать в непрерывном процессе воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, с целью реализации своей потребности в знаниях, способствующих жизнеобеспечению.
Право на образование является естественным правом человека. Оно призвано удовлетворить потребности человека в информации и образовании.
При описании свойств права человека на образование следует отметить, что данное право имеет всеобщий характер, предоставляется любому физическому лицу вне зависимости от наличия гражданства и является равным для всех независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Конституция Российской Федерации (п. 2 ст. 19) запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности[2].
[1] Хромов Д.В. К вопросу о праве военнослужащих на профессиональное образование // Материалы межвузовской научно-практической конференции. Голицыно, 2005.
[2] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!