ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛЬНОГО АРБИТРА
1.1. Профессиональная деятельность футбольных судей
1.2. Педагогические условия подготовки футбольного арбитра
1.3. Физическая подготовка футбольного арбитра
Заключение
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования
2.2. Организация исследования
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Показатели физической подготовленности экспериментальной и контрольной группы футбольных судей
3.2. Комплексы упражнений для развития физической подготовки футбольных судей
3.3. Исследование показателей физической подготовки у футбольных судей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность. Задачей скоростной подготовки футбольного арбитра является развитие и сохранение высокого уровня развития скоростно-силовых качеств, функциональных возможностей организма, необходимых для успешного выполнения судейских обязанностей от начала до конца игры. Достижение высокого уровня скоростной подготовленности выступает как наиболее важная часть общей подготовки судьи к соревнованиям.
Футбольному судье необходимо постоянно находиться на оптимальном
расстоянии от игровых эпизодов, для того, чтобы была возможность правильно оценить ситуацию и принять верное решение. Правильный выбор места на футбольном поле, позиция арбитра при оценке игровых эпизодов указывает не только на квалификацию арбитра, но и служит показателем уровня скоростной подготовленности [1, 2].
На данный момент в литературе отсутствует научно обоснованная методика скоростной подготовки футбольных арбитров в годичном цикле. Существуют лишь небольшие фрагменты тренировочных планов и методические рекомендации, не имеющие достаточного научного обоснования для их применения. В тоже время, многие вопросы, которые характеризуют профессиональную двигательную деятельность футбольных арбитров, остаются еще недостаточно изученными.
За последние годы были проведены различные исследования, касающиеся области футбольного судейства. Рассматривались проблемы подготовки начинающих арбитров и вопросы формирования необходимых для успешного выполнения работы качеств: организационно-педагогические аспекты построения профессиональной подготовки, развитие профессионально значимых психофизиологических качеств. Скоростно-силовая подготовка в проведенных исследованиях рассматривалась только фрагментарно. Затрагиваются только вопросы скоростной подготовки начинающих арбитров
Контрольные нормативы, которые рекомендованы для тестирования уровня скоростной подготовленности футбольных судей, не полностью отражают специфику профессиональной деятельности. Активность судьи вовремя матча связана с постоянно изменяющимися ситуациями на поле, что требует проявления психофизиологических качеств.
Что касается скоростно-силовых качеств, то судья должен обладать способностью в течение всей игры передвигаться со средней субмаксимальной скоростью, выполнять на этом фоне рывки на короткие дистанции, а также в течение достаточно длительного времени (от 10-20с до 1-1.5 мин.) выполнять двигательную деятельность с максимальной интенсивностью, без снижения скорости передвижения к окончанию игры (тайма).
Сложность судейства постоянно повышается. Объективные сложности судейства обусловлены высокой динамичностью матчей и быстрой сменой игровых моментов, в которых от арбитра матча ожидают объективных и верных решений в ходе игры. Однако в судействе, как и в любой другой деятельности, допустимы ошибки, связанные с плохой скоростной подготовленностью арбитров. Чаще всего арбитры допускают ошибки в заключительные минуты каждого из таймов матча. Это, прежде всего, связано с накапливающимся физическим утомлением, что ведет к снижению концентрации внимания и скорости принятия решения. Также увеличивается и расстояние, с которого принимается решение, по оценке игрового эпизода. Следовательно, это указывает на недостаточный уровень скоростной подготовленности у арбитров во время судейства матчей. Футбольные арбитры на практике используют средства легкой атлетики для скоростной подготовки, но нет научного обоснования эффективности применения данных средств для судей.
Следовательно, использование средств легкой атлетики в скоростной подготовке футбольных арбитров на сегодняшний день актуально. Для того чтобы осуществить перенос средств лёгкой атлетики в физическую подготовку арбитров, необходимо интегрировать их с учетом особенностей двигательной деятельности футбольных арбитров.
Цель исследования: анализ подготовки футбольных судей различной квалификации.
Объект исследования: тренировочный процесс футбольных судей различной квалификации.
Предмет исследования: условия скоростной подготовки футбольных судей.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛЬНОГО АРБИТРА
1.1. Профессиональная деятельность футбольных судей в спорте
В середине XIX века английские команды перед началом игры совместно договаривались о количестве игроков в составе и продолжительности матча. Спорные моменты решались совместно, а каждый игрок должен был выучить правила, прежде чем выйти на поле. Но, однажды студенческие команды Итона и Винчестера выступили с инициативой допускать на матчи так называемых «посредников». По одному посреднику стояли у ворот каждой из команд, считали забитые мячи и определяли сам факт взятия ворот. Правда, с непременным условием: если их об этом попросят сами футболисты. Постепенно, кроме посредников, на матч стали выбирать одного рефери, который находился за пределами поля и выносил решения в тех случаях, если посредники не брали ответственность на себя. В 1881 году на рефери возложили обязанность в одиночку решать: был ли забит мяч. Но, подобное нововведение приживалось с трудом: многие футбольные клубы протестовали, считая, что судья будет оказывать слишком большое влияние на результат матча. При этом, арбитр по-прежнему судил матч, не выходя на поле, он должен был находиться за боковой линией. А на поле судьи начали появляться только с 1891 года, кстати, тогда же у них появился свисток, c помощью которого он и управлял игрой. Но, если решение засчитывать или нет гол судья принимал лично, то наказать игрока за какое-то нарушение он мог только в том случае, если к нему обратятся футболисты. Полномочия главного арбитра расширили только в 1896 году. А посредники стали боковыми судьями, но единственное, что от них требовалось в то время: фиксировать уход мяча за пределы поля. С развитием профессионального футбола, арбитрам начали даже выплачивать небольшие гонорары. Правда, с одним условием: если матч проходил более чем в 30 милях от дома, где живет судья. Кстати, появление свистка у футбольного арбитра, связано с интересной историей. Эволюционное развитие в судействе футбола начиналось со следующего. Уровень физической подготовленности арбитра, наиболее ярко проявляется в ходе проведения сложных, напряженных матчей, когда на фоне усталости судьи начинают допускать ошибки в принятии решений. Высокий уровень физической подготовленности, включающий в себя общую физическую подготовку и специальную физическую подготовку, является определяющим в успешном судействе. Прежде всего, хорошо физически подготовленный профессионал чувствует уверенность в себе и своих действиях. Задача общей физической подготовки судьи заключается в воспитании основных физических качеств, развитии и укреплении мышечно-связочного аппарата, совершенствовании функций внутренних органов и систем, обеспечивающих в комплексе повышение общей работоспособности. В качестве основных средств применяются общеразвивающие упражнения и упражнения из различных видов спорта, так как занятия этими видами оказывают общее воздействие на организма. Специальная физическая подготовка судьи по футболу направлена на развитие скоростно-силовых качеств, быстроты, выносливости и ловкости, т.е. тех качеств, которые более всего необходимы судье во время протекания матча.
У судьи, должны быть развиты такие физические качества, как быстрота (чтобы успевать перемещаться по ходу игры), скоростная выносливость (чтобы не уставая, перемещаться в течении всего матча), ловкость (чтобы всегда, находясь рядом с мячом, не мешать играющим).
Т.С. Безубяк считает, что для того, чтобы отсудить матч на профессиональном уровне, судья должен быть физически подготовлен.[3].
К.Л. Вихров подчеркивает, что судейство соревнований по футболу предъявляет высокие требования к физической подготовке арбитра, ко всем сторонам его психики: восприятию, вниманию, памяти, мышлению, воображению, эмоциям, волевым и моральным качествам, к качествам личности, и к знанию правил соревнований и умений применять эти правила на практике.