Введение
1 Теоретико-методологические основы совершенствования процесса принятия решений
1.1 Процесс принятия решений. Сущность. Основные понятия
1.2 Систематизация проблем в области принятия решений
2 Системы поддержки принятия решений в таможенных органах
2.1 Система поддерт жки принятия решений как метод совершенствования процесса принятия решений
2.2 Система интеллектуальной поддержки принятия решений в таможенной сфере
Заключение
Список использованной литературы
В современном мире безопасность страны обеспечивается различными государственными структурами. Одной из основных госструктур является таможенная служба. Деятельность таможенной службы направлена не только на защиту экономических интересов государства, но и решает задачи обеспечения различных видов безопасности на его рубежах.
Создание идей Таможенного союза осуществилось 2010 году в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.
Актуальностью темы проекта заключается в том, что количество перемещаемых через границу товаров увеличивается с каждым днем, развитие информационных таможенных технологий является одним из самых приоритетных направлений деятельности таможенных органов государств – членов ЕАЭС.
Создание ЕАЭС породило ряд проблем в организации работы таможенной службы, многие из которых не решены до настоящего времени. Так в общем таможенном пространстве ЕАЭС отсутствует единая информационная система таможенной службы, отсутствует единый реестр транспортных средств, отсутствует единый регламент технического контроля.
Таможни различных государств, расположенные на внешних границах ЕАЭС, работают не согласованно друг с другом, оформляют таможенные документы, используя неунифицированные технические средства таможенного контроля (ТСТК), не имеют оперативной связи с другими таможенными постами и т.п. Соответственно, таможня, которая работает на одной границе, не знает, как работает таможня на другой границе и как перемещается груз внутри пространства ЕАЭС.
Объектом исследования в работе определены структура информационной системы поддержки принятия решений, как средства автоматизации работы таможенных служб.
Для проведения исследования была поставлена цель - рассмотрение информационной системы поддержки принятия решений таможенной службы. Чтобы достичь цель были поставлены следующие задачи:
1 Теоретико-методологические основы совершенствования процесса принятия решений
1.1 Процесс принятия решений. Сущность. Основные понятия
Решение может рассматриваться как процесс и как явление.
Решение – процесс поиска наиболее предпочтительных вариантов, нахождение правильного ответа. Как явление, это результат этого процесса, т.е. ответ.
Принятие решений – особый вид человеческой деятельности, направленный на нахождение наилучших из возможных вариантов [1]. Другими словами, – это процесс поиска и выбора конкретных действий для максимально эффективного достижения поставленных целей.
Выбор наилучшей из альтернатив производится путем их сравнения. Проводится всесторонний, иногда достаточно сложный анализ проблемной ситуации, разрабатывается специальные модели, привлекаются специалисты, эксперты, консультанты, аналитики. В особо сложных ситуациях, в условиях ограниченности временных и информационных ресурсов, когда возникает необходимость принятия оперативного и обоснованного решения, высокой эффективностью отличается применение средств вычислительной техники и использование системы поддержки принятия решений. Участники процесса принятия решения:
– Лицо, принимающее решения (ЛПР) или действующее лицо – человек или группа людей, которые фактически осуществляют выбор наилучшего решения.
– Владелец процесса (ВП) – человек или группа лиц, имеющих основания и мотивы для постановки проблемы, осознающих необходимость ее решения, инициирующих принятие и выполнение решения. Иногда ВП и ЛПР являются одним и тем же человеком (или группой людей).
– Активные группы (АГ) – группы, объединяющие людей, имеющих общие интересы и цели по отношению к проблеме, а также стремящиеся оказать влияние на процесс выбора того или иного решения. Другими словами, это заинтересованные стороны.
– Эксперты (Э) – компетентные специалисты и профессионалы в определенной отрасли, привлекаемые с целью получения системного представления решаемой проблемы. Они не несут ответственности за принятое решение и его реализацию.
– Консультанты (К) – специалисты, оказывающие помощь ЛПР и ВП в реализации процесса принятия решения, в постановке задач, сборе информации, разрабатывающие модель проблемы, процедуры и методы принятия решений [1].
В общем виде алгоритм процесса принятия решений состоит из четырех стадий:
- Выявление проблемы;
- Постановка задачи принятия решения;
- Поиск решения;
- Исполнение решения.