ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие и сущность социальной инфраструктуры предприятия
1.2 Составляющие социальной инфраструктуры предприятия, функции и виды
1.3 Социальное развитие предприятия - как объект управления
2 АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ООО «ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ СТАЛЬПРОКАТ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Производственная компания Стальпрокат»
2.2 Анализ действующей социальной политики и особенностей социальной инфраструктуры в ООО «Производственная компания Стальпрокат»
2.3 Меры по совершенствованию социальной инфраструктуры предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
В современных условиях проблема устойчивого развития предприятия приобретает первостепенное значение. Для того, чтобы выдержать конкуренцию, современной организации необходимо владеть различными инструментами и методами управления. Одним из таких инструментов является социальная политика – как важный элемент деятельности любой организации.
Осуществление мероприятий в рамках социальной политики повышают устойчивость организации, поскольку социальные расходы направлены, в большей степени, на повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности организации, что отражает их экономическую сущность. Но вместе с тем бизнес несет дополнительные затраты, что в условиях ограниченных финансовых ресурсов для многих отечественных фирм представляется крайне затруднительным. Более того, менталитет отечественных организаций сформирован в условиях патернализма, поэтому многие руководители считают социальные расходы сферой ответственности государства.
Социальная инфраструктура российских промышленных предприятий в процессе рыночных преобразований подверглась различным трансформационным изменениям, многие из которых стали разрушительными. Если в советский период объекты социальной инфраструктуры были необходимыми элементами социально-экономической системы крупных и средних предприятий, функционально обеспечивали данную систему и инвестировались как за счет средств государственного бюджета, так и за счет средств предприятий, то рыночные преобразования привели к передаче неприбыльных объектов социальной инфраструктуры на баланс муниципалитетов. Тем самым связи элементов социальной инфраструктуры с социально-экономической системой предприятия были разорваны, а возможности инвестирования данных объектов за счет средств местных бюджетов уменьшены.
Вместе с тем отсутствие прибыли еще не означает неэффективность деятельности. Опыт развития многих форм интеграции элементов социальной инфраструктуры в социально-экономическую систему современных российских корпоративных предприятий свидетельствует о том, что данные элементы функционально востребованы и обладают специфической эффективностью. В данном отношении необходимо выделить социальную инфраструктуру промышленной организации.
Промышленные организации за последние годы сумели продемонстрировать устойчивый рост в условиях еще только обозначившегося выхода из глубокого трансформационного кризиса общественной системы современной России. В основе такого роста лежит переплетение различных факторов, среди которых нельзя недооценивать фактор самодостаточности и сбалансированности социально-экономических систем. Благодаря наличию развитой социальной инфраструктуры данные организации обеспечивают свою деятельность комплексом качественных социальных услуг и формируют специфические конкурентные преимущества. Кроме того, социальная функция организаций, наряду с социальной функцией государства, может стать важнейшим элементом обеспечения благосостояния и создания привлекательной жизненной среды для всего общества. Всё это указывает на актуальность проблемы, рассматриваемой в теме «Совершенствование социальной инфраструктуры предприятия (ООО Производственная компания Стальпрокат)».
Предмет исследования – социальная инфраструктура предприятия.
Объект исследования – ООО «Производственная компания Стальпрокат».
Цель работы состоит в анализе особенностей совершенствования социальной инфраструктуры ООО «Производственная компания Стальпрокат».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Исследовать понятие и сущность социальная инфраструктура предприятия.
- Проанализировать составляющие социальной инфраструктуры предприятия, исследовать субъекты и объекты социальной политики предприятия.
- Рассмотреть социальное развитие предприятия - как объект управления.
- Исследовать организационно-экономическую характеристику ООО «Производственная компания Стальпрокат».
- Провести анализ действующей социальной политики и особенностей социальной инфраструктуры в ООО «Производственная компания Стальпрокат».
- Разработать меры по совершенствованию социальной инфраструктуры предприятия.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие и сущность социальной инфраструктуры предприятия
Социальная инфраструктура – комплекс объектов (предприятий, учреждений, организаций и сооружений), которые обеспечивают условия функционирования общественного производства и жизнедеятельности населения, формирование физически и интеллектуально развитого, общественно активного индивида[1].
П. И. Магомедова полагает, что социальная инфраструктура — это совокупность отраслей и видов деятельности, способствующих комплексному воспроизводству человека в процессе реализации его личных и общественных потребностей посредством предоставления различного рода услуг[2].
С точки зрения А.С. Дудова, социальная инфраструктура предприятия – это совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для обеспечения условий жизнедеятельности работников, т.е. подразделения, обслуживающие работников предприятия[3].
Основным признаком выделения социальной инфраструктуры в отдельную подсистему хозяйственного комплекса является:
- общие условия процесса общественного воспроизводства;
- сложное внутреннее строение[4].
Социальная инфраструктура предприятия в современных условиях состоит из подразделений общественного питания (столовые, кафе, буфеты), охраны здоровья (больницы, поликлиники, медпункты, санатории, профилактории), детских дошкольных учреждений (сады, ясли), заведения образования (школы, ПТУ, курсы повышения квалификации), жилищно-коммунального хозяйства (собственные жилые дома, общежития), заведения бытового обслуживания, организации отдыха и культуры (библиотеки, клубы, пансионаты, лагеря школьников, спортивные комплексы)[5].
Социальные фонды предприятий выполняют важные функции – выступают стимулирующим фактором повышения производительности труда и трудовой мотивацией повышения эффективности общественного производства. Их размеры зависят от производственно-финансовых результатов работы предприятий: объема полученной прибыли и пропорций ее распределения. Фонды позволяют активно задействовать человеческий фактор, формировать здоровую базу для социально-партнерских отношений на производстве.
Традиционно сложившаяся в нашей стране организационная модель функционирования предприятий в части решения социальных задач имеет много общих черт с современной мировой концепцией социально-мотивационного управления фирмой. Однако успешная реализация этой концепции предполагает наличие объективных предпосылок эффективного роста национальной экономики и рентабельно работающих предприятий. К сожалению, эти условия в нашей стране пока не созданы. Экономический, а точнее, системный кризис, который переживает Россия, со всей остротой поставил проблему элементарной выживаемости самих предприятий и сделал злободневным вопрос о судьбе объектов социального назначения, находящихся на балансе этих предприятий, а также разработки социальных программ на макроуровне.
Проще было бы предприятиям прекратить финансирование содержания своей социально-культурной инфраструктуры, в лучшем случае передать на баланс органов местного самоуправления, а в худшем случае приватизировать и перепрофилировать, освободив тем самым производственную деятельность от груза социальных обязательств и ориентировать ее исключительно на максимизацию прибыли.
Решение будущей судьбы и перспектив развития социально-культурной сферы и социальных программ предприятия требует поиска оптимального равновесия между текущими и перспективными задачами управления производством с учетом российских традиций социальной мотивации труда.
Социальная инфраструктура предприятий России, прежде всего, направлена на:
1) воспроизводство рабочей силы, качественно отвечающей потребностям и уровню развития производства;
2) эффективное использование трудовых ресурсов;
3) обеспечение оптимальных жилищно-коммунальных и бытовых условий жизни работников;
4) улучшение и сохранение физического здоровья работников;
5) рациональное использование свободного времени работников[6].
С точки зрения стратегического курса экономической реформы – построение эффективно функционирующей рыночной экономики цивилизованного, социально-ориентированного типа с позиции стратегии скорейшего достижения Россией уровня высокоразвитых стран сложившаяся развитая социальная инфраструктура предприятий нуждается не в отказе от нее и не в разрушении, а в структурной перестройке, с тем, чтобы более активно задействовать систему социальной мотивации к труду и социальные факторы повышения эффективности производства. При этом целесообразно не развивать такие объекты социальной инфраструктуры, как жилищно-коммунальные службы, организации по бытовому обслуживанию, которые сдерживают мобильность работников и гибкость рынка труда.
Отсутствие финансовых средств на текущее потребление, выплату заработной платы работников в связи с кризисом платежей и несвоевременностью выполнения государством своих финансовых обязательств перед предприятиями ставят их в такое положение, когда они не имеют экономических возможностей дольше содержать свою социальную сферу и вынуждены ее сворачивать, а в некоторых случаях -- полностью от нее отказываться. Это разрушает основы социально трудовой стабильности на предприятии и подрывает механизм социально-мотивационного управления (коллективистскую психологию и эгалитарный менталитет, доверительно-партнерские отношения в трудовом коллективе).
Полный отказ предприятий от своей социальной сферы ослабляет социальную мотивацию работника к труду и социальную защиту коллектива в условиях рынка, а также создает трудности для формирования кадровых работников.
С другой стороны, недопустим и другой крайний подход к решению проблем инфраструктуры предприятий, который состоит в переводе всех объектов социального назначения, финансируемых из бюджета, на коммерческие условия хозяйствования с учетом региональных особенностей формирования рынка услуг. Однако полная коммерциализация и приватизация объектов социального назначения привели бы к потере налоговых льгот, предоставляемых социальной сфере и ориентировали бы при нынешних высоких рыночных ценах на ограниченный круг потребителей. Она сопровождалась бы массовой перепрофилирующей организацией социально-культурного назначения. Опыт массовой коммерциализации услуг во многих штатах Америки в 80-х годах показал, что наименьший успех был достигнут в социальных услугах – оказание социальной помощи старикам и инвалидам, охрана здоровья детей, общественная безопасность и т.д., где невозможно измерить производственную техническую эффективность (результативность) и качество предоставления такого рода услуг.
Наиболее приемлемым в современных условиях является такой подход, который занимал бы промежуточное положение между двумя вышеуказанными вариантами. Он предполагает взвешенную оценку на предприятии всех факторов при принятии решения по поводу судьбы конкретного объекта социального назначения.
Таким образом, представляется возможным заключить, что социальная инфраструктура предприятия – это совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для обеспечения условий жизнедеятельности работников, т.е. подразделения, обслуживающие работников предприятия.