Курсовая работа|Теория организации

Совершенствование социальной инфраструктуры предприятия (ООО Производственная компания Стальпрокат)

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2022 | Страниц: 55

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Понятие и сущность социальной инфраструктуры предприятия

1.2 Составляющие социальной инфраструктуры предприятия, функции и виды

1.3 Социальное развитие предприятия - как объект управления

2 АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ООО «ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ СТАЛЬПРОКАТ»

2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Производственная компания Стальпрокат»

2.2 Анализ действующей социальной политики и особенностей социальной инфраструктуры в ООО «Производственная компания Стальпрокат»

2.3 Меры по совершенствованию социальной инфраструктуры предприятия

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

В современных условиях проблема устойчивого развития предприятия приобретает первостепенное значение. Для того, чтобы выдержать конкуренцию, современной организации необходимо владеть различными инструментами и методами управления. Одним из таких инструментов является социальная политика – как важный элемент деятельности любой организации.

Осуществление мероприятий в рамках социальной политики повышают устойчивость организации, поскольку социальные расходы направлены, в большей степени, на повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности организации, что отражает их экономическую сущность. Но вместе с тем бизнес несет дополнительные затраты, что в условиях ограниченных финансовых ресурсов для многих отечественных фирм представляется крайне затруднительным. Более того, менталитет отечественных организаций сформирован в условиях патернализма, поэтому многие руководители считают социальные расходы сферой ответственности государства. 

Социальная инфраструктура российских промышленных предприятий в процессе рыночных преобразований подверглась различным трансформационным изменениям, многие из которых стали разрушительными. Если в советский период объекты социальной инфраструктуры были необходимыми элементами социально-экономической системы крупных и средних предприятий, функционально обеспечивали данную систему и инвестировались как за счет средств государственного бюджета, так и за счет средств предприятий, то рыночные преобразования привели к передаче неприбыльных объектов социальной инфраструктуры на баланс муниципалитетов. Тем самым связи элементов социальной инфраструктуры с социально-экономической системой предприятия были разорваны, а возможности инвестирования данных объектов за счет средств местных бюджетов уменьшены.

Вместе с тем отсутствие прибыли еще не означает неэффективность деятельности. Опыт развития многих форм интеграции элементов социальной инфраструктуры в социально-экономическую систему современных российских корпоративных предприятий свидетельствует о том, что данные элементы функционально востребованы и обладают специфической эффективностью. В данном отношении необходимо выделить социальную инфраструктуру промышленной организации.

Промышленные организации за последние годы сумели продемонстрировать устойчивый рост в условиях еще только обозначившегося выхода из глубокого трансформационного кризиса общественной системы современной России. В основе такого роста лежит переплетение различных факторов, среди которых нельзя недооценивать фактор самодостаточности и сбалансированности социально-экономических систем. Благодаря наличию развитой социальной инфраструктуры данные организации обеспечивают свою деятельность комплексом качественных социальных услуг и формируют специфические конкурентные преимущества. Кроме того, социальная функция организаций, наряду с социальной функцией государства, может стать важнейшим элементом обеспечения благосостояния и создания привлекательной жизненной среды для всего общества. Всё это указывает на актуальность проблемы, рассматриваемой в теме «Совершенствование социальной инфраструктуры предприятия (ООО Производственная компания Стальпрокат)».

Предмет исследования – социальная инфраструктура предприятия.

Объект исследования – ООО «Производственная компания Стальпрокат».

Цель работы состоит в анализе особенностей совершенствования социальной инфраструктуры ООО «Производственная компания Стальпрокат».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Исследовать понятие и сущность социальная инфраструктура предприятия.
  2. Проанализировать составляющие социальной инфраструктуры предприятия, исследовать субъекты и объекты социальной политики предприятия.
  3. Рассмотреть социальное развитие предприятия - как объект управления.
  4. Исследовать организационно-экономическую характеристику ООО «Производственная компания Стальпрокат».
  5. Провести анализ действующей социальной политики и особенностей социальной инфраструктуры в ООО «Производственная компания Стальпрокат».
  6. Разработать меры по совершенствованию социальной инфраструктуры предприятия.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Понятие и сущность социальной инфраструктуры предприятия

Социальная инфраструктура – комплекс объектов (предприятий, учреждений, организаций и сооружений), которые обеспечивают условия функционирования общественного производства и жизнедеятельности населения, формирование физически и интеллектуально развитого, общественно активного индивида[1].

П. И. Магомедова полагает, что социальная инфраструктура — это совокупность отраслей и видов деятельности, способствующих комплексному воспроизводству человека в процессе реализации его личных и общественных потребностей посредством предоставления различного рода услуг[2].

С точки зрения А.С. Дудова, социальная инфраструктура предприятия – это совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для обеспечения условий жизнедеятельности работников, т.е. подразделения, обслуживающие работников предприятия[3].

Основным признаком выделения социальной инфраструктуры в отдельную подсистему хозяйственного комплекса является:

  • общие условия процесса общественного воспроизводства;
  • сложное внутреннее строение[4].

Социальная инфраструктура предприятия в современных условиях состоит из подразделений общественного питания (столовые, кафе, буфеты), охраны здоровья (больницы, поликлиники, медпункты, санатории, профилактории), детских дошкольных учреждений (сады, ясли), заведения образования (школы, ПТУ, курсы повышения квалификации), жилищно-коммунального хозяйства (собственные жилые дома, общежития), заведения бытового обслуживания, организации отдыха и культуры (библиотеки, клубы, пансионаты, лагеря школьников, спортивные комплексы)[5].

Социальные фонды предприятий выполняют важные функции –  выступают стимулирующим фактором повышения производительности труда и трудовой мотивацией повышения эффективности общественного производства. Их размеры зависят от производственно-финансовых результатов работы предприятий: объема полученной прибыли и пропорций ее распределения. Фонды позволяют активно задействовать человеческий фактор, формировать здоровую базу для социально-партнерских отношений на производстве.

Традиционно сложившаяся в нашей стране организационная модель функционирования предприятий в части решения социальных задач имеет много общих черт с современной мировой концепцией социально-мотивационного управления фирмой. Однако успешная реализация этой концепции предполагает наличие объективных предпосылок эффективного роста национальной экономики и рентабельно работающих предприятий. К сожалению, эти условия в нашей стране пока не созданы. Экономический, а точнее, системный кризис, который переживает Россия, со всей остротой поставил проблему элементарной выживаемости самих предприятий и сделал злободневным вопрос о судьбе объектов социального назначения, находящихся на балансе этих предприятий, а также разработки социальных программ на макроуровне.

Проще было бы предприятиям прекратить финансирование содержания своей социально-культурной инфраструктуры, в лучшем случае передать на баланс органов местного самоуправления, а в худшем случае приватизировать и перепрофилировать, освободив тем самым производственную деятельность от груза социальных обязательств и ориентировать ее исключительно на максимизацию прибыли.

Решение будущей судьбы и перспектив развития социально-культурной сферы и социальных программ предприятия требует поиска оптимального равновесия между текущими и перспективными задачами управления производством с учетом российских традиций социальной мотивации труда.

Социальная инфраструктура предприятий России, прежде всего, направлена на:

1) воспроизводство рабочей силы, качественно отвечающей потребностям и уровню развития производства;

2) эффективное использование трудовых ресурсов;

3) обеспечение оптимальных жилищно-коммунальных и бытовых условий жизни работников;

4) улучшение и сохранение физического здоровья работников;

5) рациональное использование свободного времени работников[6].

С точки зрения стратегического курса экономической реформы –  построение эффективно функционирующей рыночной экономики цивилизованного, социально-ориентированного типа с позиции стратегии скорейшего достижения Россией уровня высокоразвитых стран сложившаяся развитая социальная инфраструктура предприятий нуждается не в отказе от нее и не в разрушении, а в структурной перестройке, с тем, чтобы более активно задействовать систему социальной мотивации к труду и социальные факторы повышения эффективности производства. При этом целесообразно не развивать такие объекты социальной инфраструктуры, как жилищно-коммунальные службы, организации по бытовому обслуживанию, которые сдерживают мобильность работников и гибкость рынка труда.

Отсутствие финансовых средств на текущее потребление, выплату заработной платы работников в связи с кризисом платежей и несвоевременностью выполнения государством своих финансовых обязательств перед предприятиями ставят их в такое положение, когда они не имеют экономических возможностей дольше содержать свою социальную сферу и вынуждены ее сворачивать, а в некоторых случаях -- полностью от нее отказываться. Это разрушает основы социально трудовой стабильности на предприятии и подрывает механизм социально-мотивационного управления (коллективистскую психологию и эгалитарный менталитет, доверительно-партнерские отношения в трудовом коллективе).

Полный отказ предприятий от своей социальной сферы ослабляет социальную мотивацию работника к труду и социальную защиту коллектива в условиях рынка, а также создает трудности для формирования кадровых работников.

С другой стороны, недопустим и другой крайний подход к решению проблем инфраструктуры предприятий, который состоит в переводе всех объектов социального назначения, финансируемых из бюджета, на коммерческие условия хозяйствования с учетом региональных особенностей формирования рынка услуг. Однако полная коммерциализация и приватизация объектов социального назначения привели бы к потере налоговых льгот, предоставляемых социальной сфере и ориентировали бы при нынешних высоких рыночных ценах на ограниченный круг потребителей. Она сопровождалась бы массовой перепрофилирующей организацией социально-культурного назначения. Опыт массовой коммерциализации услуг во многих штатах Америки в 80-х годах показал, что наименьший успех был достигнут в социальных услугах – оказание социальной помощи старикам и инвалидам, охрана здоровья детей, общественная безопасность и т.д., где невозможно измерить производственную техническую эффективность (результативность) и качество предоставления такого рода услуг.

Наиболее приемлемым в современных условиях является такой подход, который занимал бы промежуточное положение между двумя вышеуказанными вариантами. Он предполагает взвешенную оценку на предприятии всех факторов при принятии решения по поводу судьбы конкретного объекта социального назначения.

Таким образом, представляется возможным заключить, что социальная инфраструктура предприятия – это совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для обеспечения условий жизнедеятельности работников, т.е. подразделения, обслуживающие работников предприятия.

  1. Асланова, С. Х. Современные проблемы социальной политики государства и пути их совершенствования/ С.Х. Асланова // Молодой ученый. – 2018. – №9. – С.511-514.
  2. Ахинов, Г.А. Социальная политика: учебное пособие / Г.А. Ахинов, С.В. Калашников. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2020. – 272 с.
  3. Булыгин, Ю.Е. Основы теории организации социального управления. Учебное пособие / Ю.Е. Булыгин, В.И. Волковский. – М.: ЧеРо, 2018. – 142 c.
  4. Быкова, О. Н. Антикризисное управление социально-экономическими объектами депрессивных регионов / О.Н. Быкова, Е.Н. Замирович, С.А. Нефедкина. - М.: РГИИС, НИИ школьных технологий, 2018. –176 c.
  5. Богданов, И.Я. Безопасность личности и социума как основа совместной социальной политики государства и общества / И.Я. Богданов. - М.: Норма, 2020. - 160 c.
  6. Волгин, Н.А. Государственная и муниципальная социальная политика / Н.А. Волгин. – М.: КноРус, 2020. – 193 c.
  7. Горбухов, В. А. Основы социального управления / В.А. Горбухов. – М.: Форум, 2018. – 224 c.
  8. Гриненко, А.В. Государственная и муниципальная социальная политика / А.В. Гриненко. – М.: КноРус, 2019. – 1016 c.
  9. Дмитренко, Г.А., Шарапатова, Е.А., Максименко, Т.М. Мотивация и оценка персонала: Учебное пособие. – К.: МАУП, 2017. - 512 с.
  10. Дудов, А. С. Социальная инфраструктура предприятий в современных условиях // УЭкС. – 2019. – №12 (60). [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-infrastruktura-predpriyatiy-v-sovremennyh-usloviyah
  11. Жуков, В.И. Основы социальной политики. Учебник. Гриф УМО вузов России / В.И. Жуков. – М.: Российский государственный социальный университет (РГСУ), 2021. – 744 c.
  12. Канаева, А. О. Корпоративная социальная политика. Теория и практика управленческих решений / А.О. Канаева. – М.: Издательство СПбГУ, 2021. – 364 c.
  13. Канаева, О.А. Социальная политика государства и бизнеса: Учебник / О.А. Канаева. – Люберцы: Юрайт, 2018. – 343 c.
  14. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации: Учебник [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://econom-lib.ru/4.php
  15. Магомедова, П. И. Современные особенности социальной инфраструктуры предприятий // Вопросы структуризации экономики. – 2017. – №3. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-osobennosti-sotsialnoy-infrastruktury-predpriyatiy 
  16. ПК Стальпрокат [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.stalprokat.ru/about/rekviziti/
  17. Самыгин, С.И. Социальная политика: Учебник для бакалавров / С.И. Самыгин, И.А. Янкина, А.В. Рачипа. – М.: Дашков и К, 2018. – 224 c.
  18. Социальная инфраструктура предприятий в современных условиях. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.centeryf.ru/data/stat/Infrastruktura.php.
  19. Социальная политика: учебник для академического бакалавриата / Е. И. Холостова [и др.]; под ред. Е. И. Холостовой. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 395 с.
  20. Фёдорова, Н.В. Государственная и муниципальная социальная политика / Н.В. Фёдорова, О.Ю. Минченкова. – М.: КноРус, 2018. –1016 c.
  21. Чаусов, Н.Н. Социально ориентированная кадровая политика как фактор обеспечения устойчивого развития организации/ Н.Н. Чаусов, Н.Ю. Чаусов// Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2017. – № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2017/11/15573
  22. Чирикоев, А. Бизнес как субъект социальной политики в современной России // Общество и экономика. – 2018. – № 9. – С. 108.
  23. Шарин, В.И. Основы социальной политики и социальной защиты. Учебное пособие. Гриф МО РФ: монография / В.И. Шарин. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 521 c.
  24. Шайхатдинов, В.Ш. Право социального обеспечения: учебник / В.Ш. Шайхатдинов, 2019. – 551 с.
  25. Эскиев, М. А. Эффективность системы управления организацией. Основные факторы, влияющие на эффективность/ М.А. Эскиев// Молодой ученый. Казань: Молодой учёный, 2018. – №23. – С. 689-692.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Теория организации
2021 год 61 стр.
Повышение деловой активности предприятия
bugalter
Курсовая работа Теория организации
2016 год 27 стр.
Совершенствование организации труда (на примере компании «МакДональдс»)

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское