Введение.
Глава 1. Теоретические основы управления конкурентоспособностью организаций социальной сферы.
1.1. Экономические предпосылки развития конкуренции организаций социальной сферы в условиях рыночной среды.
1.2. Особенности деятельности организаций социальной сферы.
1.3. Существующие методы измерения конкурентоспособности организации в условиях рыночной экономики.
Выводы по Главе 1.
Глава 2. Исследование конкурентоспособности отделения пенсионного фонда РФ
2.1. Общая характеристика организации.
2.2. Анализ внутренней и внешней среды фонда.
2.3. Оценка уровня конкурентоспособности ОПФ РФ
Выводы по Главе 2.
Глава 3. Разработка проекта мероприятий по повышению конкурентоспособности отделения пенсионного фонда РФ
3.1. Мероприятия по повышению конкурентоспособности отделения фонда.
3.2. Экономическое обоснование предлагаемых мероприятий.
3.3. Организационно-правовое обоснование предлагаемых мероприятий.
Выводы по Главе 3.
Заключение.
Список используемой литературы.
Актуальность исследования. Радикальные изменения, произошедшие в экономике и политике России за последние годы, привели к не менее значительным изменениям в социальной сфере. Переход от экспортно-сырьевого к инновационному типу экономического роста связан с формированием нового механизма социального развития, сбалансированного с ресурсными возможностями экономики и ее инновационной эффективностью. Основа такого баланса - соединение предпринимательской свободы, социальной справедливости и национальной конкурентоспособности. Такой подход требует реализации комплексных, взаимоувязанных по ресурсам, срокам и этапам, преобразований, направленных на развитие человеческого потенциала России. С одной стороны, это обеспечение благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни людей и качества социальной среды, с другой - повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики как ключевого фактора инновационного развития.
В этой связи главными целями реформирования социальной сферы должны стать: уменьшение барьеров для действия рыночных сил, конкуренции, стимулирование таких ключевых факторов конкурентоспособности, как приток нововведений, структурный динамизм, повышение эффективности производства и качества социальных услуг, оптимизация финансирования социальных и экономических программ, поддержание в обществе нормального социального климата. Системное решение поставленных задач обусловливает необходимость творческого осмысления условий формирования и механизма действия рыночной конкуренции, выявление ее особенностей на рынке социальных услуг.
Развитие конкуренции в социальном секторе заключает в себе мощный потенциал позитивного воздействия на общество. Образование и здравоохранение занимают фундаментальную позицию в динамике технологических инноваций, производства и распространения культуры. Реализация этой позиции зависима от создания и наполнения современным содержанием таких организационно-институциональных форм, которые позволяют органично объединить удовлетворение нарастающего многообразия профессиональных ожиданий и требований по отношению к социальному сектору и обеспечение качества социальных услуг. Успешное разрешение противоречия между растущим многообразием функций и институциональных форм социального сектора — с одной стороны, и, по сути, сохраняющимся единообразием его природы — с другой стороны, связаны с конкурентной политикой в отношении социальной сферы[1].
Конкурентная политика в социальной сфере в современных условиях, является одним из важнейших инструментов государственного управления экономическими процессами, направленными на формирование и развитие высокоэффективной и конкурентоспособной экономики Российской Федерации и ее регионов, обладающей значительным потенциалом роста и позволяющей решать весь комплекс социально-экономических задач. Успех в достижении этой цели во многом связан с созданием эффективной системы государственного антимонопольного регулирования, контроля экономической концентрации и процесса перераспределения прав собственности, обеспечением условий для развития конкуренции и предпринимательства, формированием единого экономического пространства, повышением прозрачности действий и решений всех уровней органов власти в социальной сфере экономики.
Только в последние годы, задачи повышения конкурентоспособности социальных секторов экономики приобрели общегосударственное значение. В феврале 2007 года был создан Экспертный совет при Федеральной антимонопольной службе по развитию конкуренции в социальной сфере и здравоохранении. Признание многосторонности систем образования и науки, здравоохранения, культуры и социального обслуживания, состоящих из государственных и частных учреждений с различными организационными формами, осуществляющими разные функции в региональных и национально-государственных границах, позволит организациям социальной сферы развивать свое специфическое предназначение и потенциал. В свою очередь, это даст возможность всему социальному сектору совершеннее отвечать запросам рынка труда, полнее осуществлять интеграцию с разными общественными контекстами. Однако монопольные тенденции, усиленные спецификой социальной сферы, коррупция, нарушения прав собственности и контрактного права снижают привлекательность частного предпринимательства в социальной сфере, подавляют действие механизмов естественного отбора, структурную мобильность. В этих условиях, только формирование полноценной системы управления конкурентоспособностью организаций социальной сферы, составной частью которой является повышение качества, ресурсосбережение, правовое, методическое, финансовое, информационное обеспечение, позволит не только повысить конкурентоспособность предприятий сферы социальных услуг на основе совершенствования методов оценки конкурентоспособности продукции и организации, оперативного управления конкурентными преимуществами, но и создать целостную систему конкурентоспособного менеджмента, адаптированного к российским условиям, разработать стратегию развития компаний, программ финансового оздоровления и их реструктуризации[2].
Следует отметить, что успешная стратегия конкурентных преимуществ организаций социальной сферы зависит, прежде всего, от достоверной оценки реальной обстановки и разработки новых методологических подходов к пониманию конкурентоспособности и механизма управления ею. При отсутствии системного подхода выбор стратегии конкурентных преимуществ может приобретать все более субъективный характер. В будущем это чревато объективизацией конкурентной политики и восприятием ее как исходной в решении практических вопросов без научного анализа соответствия действий государства требованиям объективных законов развития социальной сферы.
Актуальность и важность формирования действенного механизма создания конкурентных преимуществ организаций социальной сферы делает необходимым проведение всестороннего исследования этого процесса и рассмотрение его с системных позиций, основанных на выявлении всех существенных факторов, устанавливающих связь между элементами и формирующих целостные свойства системы, выполняющей согласованную совокупность действий, объединяемых общим замыслом и единой целью[3]. При этом основной проблемой будет являться выстраивание согласованных мер конкурентной политики, стратегий развития отраслей социальной сферы на основе учета взаимных интересов, направленное на стимулирование социального развития, повышение конкурентоспособности организаций социальной сферы, устранение дисбаланса, в первую очередь за счет интенсификации инновационной деятельности и включения механизмов социального развития.
Таким образом, актуальность темы исследования вытекает из необходимости создания методологических и методических основ формирования стратегии конкурентных преимуществ организаций социальной сферы на основе осуществления экономических, финансовых, правовых и иных мер, методов, способов, регулирующих воздействий на негативные экономические и социальные тенденции с целью их предотвращения и устранения, а также решения таких экономических, организационных и социальных задач, как научное обоснования сущности и значения конкурентной политики как основы экономического роста и перспектив рыночных преобразований, установление направлений оптимального стратегического управления, разработка методических решений организационного обеспечения процессов управления конкурентоспособностью организаций социальной сферы.
Актуальность темы дипломной работы определила цель, задачи, объект и предмет дипломного исследования.
Основной целью данного исследования является создание теоретических и методических положений формирования эффективной стратегии создания конкурентных преимуществ организаций социальной сферы в условиях перехода российской экономики к инновационному социально-ориентированному типу развития.
В соответствии с основной целью в дипломной работе сформированы, поставлены и обоснованы следующие задачи:
- Определить экономические предпосылки развития конкуренции организаций социальной сферы в условиях рыночной среды
- Проанализировать особенности деятельности организаций социальной сферы
- Рассмотреть существующие методы измерения конкурентоспособности организации в условиях рыночной экономики
Исследовать конкурентоспособность отделения пенсионного фонда РФ для этого:
- Дать общую характеристику организации
- Проанализировать внутреннюю и внешнюю среды фонда
- Оценить уровень конкурентоспособности ОПФ РФ
- Разработать проекта мероприятий по повышению конкурентоспособности отделения пенсионного фонда РФ
- Экономически обосновать предлагаемые мероприятия
Предметом исследования являются отношения, возникающие в процессе управления деятельностью организаций социальной сферы, направленного на повышение конкурентоспособности учреждения пенсионного фонда и формирование стратегии создания конкурентных преимуществ.
Объектом исследования выступает процесс управления созданием конкурентных преимуществ пенсионного фонда.
Методологической основой дипломной работы, поставленных и решаемых в ней проблем явились новейшие научные работы по проблемам социального развития и вопросам обеспечения конкурентоспособности предприятий таких российских и зарубежных авторов как: Г.Багиев, Е.Балацкий, Н.Бекегов, В.Бобков, Ю.Васильчук, Н.Войтоловский, A.Воронов, Е.Голубков, Н.Кондратьев, С.Климов, В.Медведев, Д.Львов, B.Окрепилов, А.Панов, А.Петров, В.Роик, А.Румянцев, А.Романов, В.Рязанов, А.Селезнев, В.Смирнова-Ярская А.Сорвина, С.Соловьев, Р.Фатхутдинов, М.Фирсов, Л.Якобсон, Ю.Яковец, Е.Ясин, А.Смит, С.Брю, Дж.Гэлбрейт, Дж.Кейнс, К.Макконнелл, Д.Милль, Ф.Найт, В.Ойкен, М.Портер, Д.Рикардо, Дж.Робинсон, И.Шумпетер, Ф.Хайек, П.Хейне, Л.Эрхард.
Дипломное исследование опиралось на Законодательство РФ в области развития социальной сферы, Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (2008-2020 годы), Программу социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы), Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. В дипломной работе использованы результаты исследований и практической деятельности автора, данные социально-экономического развития Российской Федерации, основные теоретические положения и выводы современной экономической пауки, а также официальные материалы статистических органов и нормативные документы, регламентирующие деятельность организаций социальной сферы, данные о реализации комплексных программ социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
В дипломной работе применялись такие общенаучные методы исследования, как анализ и синтез, методы статистической обработки информации, системный подход, методы логического и математического моделирования, экспертных оценок.
Глава 1. Теоретические основы управления конкурентоспособностью организаций социальной сферы
1.1. Экономические предпосылки развития конкуренции организаций социальной сферы в условиях рыночной среды
Активное состояние экономической системы, когда формируются ее конкурентные преимущества, является основой для развития социальной сферы, которая выступает не как сообщество отдельных экономических субъектов, а как единый и цельный организм. Восприятие социальной сферы как единства экономических, социальных, политических, культурных институтов, которое генерирует на основе конкурентоспособности, позволяет признавать явления и процессы, протекающие в их рамках, факторами конкурентоспособности, ее детерминантами. При этом длительная конкурентоспособность осуществляется не столько за счет стабилизации макроэкономических условий и создания соответствующих этому стимулирующих структур, сколько за счет формирования такой системы отношений, которая поддерживает и концентрирует целенаправленные коллективные усилия на развитие отдельных учреждений или групп предприятий (кластеров) и территорий.
Обеспечение высокого уровня конкурентоспособности организаций социальной сферы должно стать задачей государства и реализовываться на основе государственной стратегической комплексной программы. Стратегия развития конкурентных преимуществ в социальной сфере должна быть направлена на поиск сбалансированного набора инструментов конкурентной политики с использованием новых институциональных технологий в части сравнительного анализа альтернативных вариантов распределения прав собственности, механизмов, обеспечивающих соблюдение установленных правил с участием не только экспертов, но и представителей целевых групп. Это позволит в долгосрочной перспективе создать механизм, минимизирующий противоречия между различными инструментами конкурентной политики, в частности, в результате применения взвешенного подхода в рамках различных направлений конкурентной политики, включая антимонопольное регулирование как вертикальных, так и горизонтальных ограничивающих контрактов, контроля экономической концентрации. Данный вариант конкурентной политики в социальной сфере должен обеспечить: создание развитой и действенной системы спецификации и защиты прав собственности и контрактных прав, в том числе в сфере результатов интеллектуальной деятельности, ограничивающей возможности копирования инноваций и размывания потока экономической прибыли успешных инноваторов; недифференцированность (недискриминационность) системы защиты прав собственности и контрактных прав по сферам хозяйственной деятельности. При этом необходимо решение проблемы, связанной с определением соотношения государственной и частной активности в сфере нововведений, обеспечения на практике презумпции нецелесообразности масштабного государственного вмешательства для повышения инновационной активности в социальной сфере[4].
Осуществление стратегии создания конкурентных преимуществ в социальной сфере приведет к комплексным последствиям для отраслей социального сектора, в частности для их способности адаптироваться к изменению внутренних и внешних условий. Адаптивность является важнейшим свойством любой экономической системы: чем она выше, тем выше, при прочих равных условиях, долгосрочная эффективность системы. Улучшение адаптационных свойств обеспечивает устойчивость экономической системы, уменьшение количества и масштабов угроз, задавая тем самым благоприятные возможности для выработки экономической политики, которая, в свою очередь, сказывается на адаптационных способностях системы в будущем. Таким образом, адаптационные свойства социальной сферы как социально-экономической системы должны стать как условием, так и результатом проводимой конкурентной политики государства. Следует отметить, что в краткосрочном аспекте (два—три года) высок риск не получить видимых положительных результатов, поскольку создание конкурентных преимуществ организаций социальной сферы — принципиально долгосрочная стратегия, которая предполагает расширение временного горизонта принятия решений в условиях повышения открытости экономики для международной конкуренции. Сильной стороной данной стратегии выступают позитивные долгосрочные социально-экономические последствия, заключающиеся в создании в отраслях социального сектора базовых условий для устойчивого экономического роста и повышения благосостояния граждан.
[1] Ансофф И. Новая корпоративная стратегия, Санкт-Петербург: «Питер» 2009.
[2] Сидоров Н.И. и др. Управление и предпринимательство в социальной сфере: Учебное пособие / Под ред. Сидорова Н.И., ГУУ. М., 2001.
[3] Азоев ГЛ Конкуренция: анализ, стратегия и практика, М.: Центр экономики и маркетинга, 2006.
[4] Якушев Л.П. Современные проблемы развития системы социальной защиты и пенсионного обеспечения в России: Учебное пособие. М.: ГУУ, Агентство развития дополнительного профессионального образования в социальной сфере. -2010.