Введение
Глава 1 Понятие автономии в Российской Федерации
1.1 Понятие и содержание статуса автономий
1.2 Историческое развитие автономий в Российской Федерации
Глава 2 Правовой статус автономий в Российской Федерации
2.1 Современный конституционно-правовой статус автономии
2.2 Проблемы правового регулирования статуса автономий
Заключение
Библиографический список
Автономия в Российской Федерации играет важную роль для функционирования российского гражданского общества с большим разнообразием национального состава.
Российская Федерация является федеративным государством, состоящим из отдельных территориальных образований, обладающих собственным политико-правовым статусом, но, в свою очередь, являющимися составными частями одного целого, получили название субъектов РФ. Субъект федерации - это государственное образование (не обладающее суверенитетом) в составе федеративного государства. Различные субъекты наделены разными правами и обязанностями, которые они должны выполнять перед федерацией, в составе которой они состоят, а наличие льгот и привилегий является редким исключением из правил. Особый правовой статус имеют автономии, в частности автономные округа и автономные области.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что автономии в Российской Федерации занимают особое положение и имеют свои, характерные только для данного образования черты, что выделяет их из общей массы субъектов и дает нам возможность изучить данный феномен и понять его природу.
Цель курсовой работы - изучить федеративное устройство Российского государства, конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации, анализировать особенности конституционно-правового положения автономных образований в Российской Федерации.
Предмет исследования является государственно-территориальное устройство Российской федерации и конституционно-правовой статус автономных образований в Российской Федерации.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с государственным устройством Российской Федерации, а в частности образование автономий, как субъектов федерации.
Задачи курсовой работы:
- Дать понятие автономии и изучить содержание статуса данного образования;
- Проследить историческое развитие автономий в РФ;
- Дать характеристику современного конституционно-правового статуса автономии;
- Изучить проблемы, возникающие при регулировании правового статуса автономий;
- Проанализировать и систематизировать полученные знания и обобщить их.
Метод: теоретический анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, классификация и обобщение.
Степень разработанности темы: курсовой работы значительна с научно-практической направленности аспекта правового положения субъекта федерации, а следовательно сущности федерализма России. Разработкой этой тематики занимались такие современные ученые правоведы как Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Катков Д.Б., Корчиго Е.В., Кодлаев В.М., Хропанюк В.Н. и др. При освещении темы федеративного устройства неотъемлемой компонентой становится, практически в каждом издании учебной литературы, именно освещение аспектов правового положения в нем субъектов федерации, их взаимодействие и значение в составе России.
1 Понятие автономии в Российской Федерации
1.1 Понятие и содержание статуса автономий.
Для того чтобы рас смотреть конституционно-прав овой ста тус авто номии в Российской Федерации, не обходимо дать определен ие по нятия авто номии и рас крыть его со держание.
Под авто номией в юридическом смысле по нимается пре доставление час ти госуд арства, от личающейся какими-либо географическими, на циональными (этническими) или иными особ енностями определен ной форм ы сам остоятельности. Автономии могут существ овать как в унитарном, так и в феде ративном госуд арстве.
В сред ние века существ овали сам ые об ширные и раз нообразные авто номии, колебавшие госуд арственное един ство и об щее госуд арственное прав о. Современные госуд арства по справедливости не до пускают авто номии, способ ной на рушать равноправность. Но и теперь, при знается, конечно, в границах за кона, авто номия об щин, един ений, со юзов, корпораций в их вну тренних, особ енных де лах и от ношениях. Подобная авто номия об еспечивает их сво бодное раз витие, не обходимый рос т и по рядок, благотворно де йствуя на раз витие сил как от дельных членов, так и все й со вокупности их в един ении или со юзе. Кроме того, госуд арство мож ет до пускать до жившую до конца XIX—на чала XX авто номию династических род ов и дворян-землевладельцев, в той степени, в кот орой она не про тиворечит госуд арственному устр ойству и не вы ходит из об ласти семей ных институтов и на следственного прав а (фамильные по становления, фидеикомиссы, вы дел до черей и т.п.)[1].
В Российской им перии не бы ло об разований, официально при знанных авто номией. Видимо, по этому в русской прав овой литературе авто номии как институту до статочно до лго не уделялось сколько-нибудь серьезного вним ания, а упоминания о не й чаще все го сво дились к ис пользованию ее за рубежом.
Так, в определен ии авто номии, дан ном в слов аре юридических и госуд арственных на ук, указ ывается, что авто номия – в со бственном смысле – «прав о сам остоятельного за конодательства. Автономной про винцией, колонией и т.п. на зывается час ть госуд арства, им еющая местный парламент или, во обще, какую-либо местную орган изацию за конодательной вла сти».
«Как на при мер авто номии, – гов орилось в этом слов аре, – мож но указ ать на австралийские и американские колонии Англии. Часто по д по нятие авто номии по дводят и прав о сам оуправления, существ енно, однако, от авто номии от личное».
Автономии раз личного по рядка, уровня и характер а им еются сегодня во многих унитарных стра нах. Это – Тибет, Синьцзян, Внутренняя Монголия и др. в Китае; Корсика во Франции; Северная Ирландия (Ольстер) в Великобритании; авто номные об ласти в Италии; Курдистан в Ираке; Азорские острова и Мадейра в Португалии; Гренландия и Фарерские острова в Дании; авто номные со общества в Испании, включая Каталонию, Галисию и Страну Басков; Аландские острова в Финляндии; и др. Автономии им еются и во многих унитарных стра нах СНГ: Нахичевань в Азербайджане; Гагаузия в Молдове; Каракалпакия в Узбекистане; Горный Бадахшан в Таджикистане[2].
Россия является феде ративным госуд арством, а феде рация – одна из основ ных форм по литико-территориальной орган изации госуд арства, сложная структур а кот орой со стоит из двух или бол ее госуд арств или госуд арственно-по добных об разований, об ладающих конституционно за крепленной по литической сам остоятельностью вне пре делов прав и по лномочий об щего госуд арства в целом.
Субъектами Российской Федерации на зываются входящие в ее со став в качестве не отъемлемых со ставных час тей на при нципах равноправия на ционально-госуд арственные и госуд арственно-территориальные об разования. В со ответствии со ста тьей 65 Конституции Российской Федерации в со ставе Российской Федерации в на стоящее врем я на ходятся 85 субъектов. В их число входят и авто номии, а им енно: одна авто номная об ласть (Еврейская авто номная об ласть) и четыре авто номных округа (Ненецкий авто номный округ, Ханты-Мансийский авто номный округ – Югра, Чукотский авто номный округ, Ямало-Ненецкий авто номный округ).
Таким об разом, по д авто номией в Российской Федерации, ис ходя из ее феде ративного устр ойства, след ует по нимать "сам остоятельное осуществлен ие госуд арственной вла сти на ходящимися в ее со ставе на ционально-госуд арственными об разованиями в пре делах комп етенции, устанавливаемой феде ральными орган ами госуд арственной вла сти при уча стии со ответствующей авто номной един ицы".
Выделяют так ие форм ы авто номии, как территориальная и экстерриториальная.
Виды авто номии конкретизируют ее форм ы. Так, территориальная авто номия де лится на по литическую и административно-территориальную. Экстратерриториальная – на на ционально-культ урную и корпоративную[3].