Введение
- Теоретические аспекты криминальной журналистики
1.1. Жанры криминальной журналистики
1.2. История развития криминальной журналистики в России
- Практические основы работы криминального журналиста
2.1. Особенности работы криминального репортера
2.2. Методика поиска источников криминальной информации
- Анализ криминальной журналистики
3.1. Анализ освещения криминальных происшествий и программ на телевидении
3.2. Анализ зарубежной криминальной журналистики
Заключение
Список литературы
Развлекательных программ на телевидении становится с каждым годом все больше, но рейтинги криминальных программ остаются традиционно высокими. На региональных и федеральных телеканалах систематически выходит в эфир несколько десятков криминальных передач и новостей.
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что на сегодняшний день для населения России весьма интересна криминальная тематика. Как пишут в научно-культурологическом журнале RELGA[1]: «Начиная с 1999 года, насилие и криминал – основной семиотический ресурс российского телевидения. Мы видим, как сегодня ТВ разрабатывает тему преступности. «Дежурная часть», «Криминал», «Честный детектив», «Человек и закон», «Совершенно секретно», «Чрезвычайное происшествие» – десятки программ в неделю. Телевидение расширяет «криминальную нишу» потому, что эта продукция хорошо продается рекламодателям». Соответственно, наше предположение верно.
Хотя последние годы акцент зрительского интереса постепенно сместился в сторону развлекательных программ и шоу на телевидении, рейтинги криминальных программ, особенно на крупнейших федеральных телеканалах, остаются традиционно высокими. На местных и федеральных телеканалах регулярно выходит в эфир около двух десятков криминальных программ. В будние дни передачи криминального содержания так расположены в сетке вещания трех телеканалов, что, начиная с утра, можно целый день до ночи смотреть по телевизору только криминальные программы, переключая каналы. Утром и днем – выпуски криминальных новостей, ближе к вечеру – судебные шоу, вечером – криминальные аналитические программы, расследования. В выходные криминальные программы обычно идут вечером в прайм-тайм и представляют собой громкие расследования. Чтобы не снижать рейтинг, криминальные программы расставляются в сетке вещания таким образом, чтобы не пересекаться со своими аналогами на конкурентных каналах.
Все это говорит о том, что криминальное направление занимает немаловажное место в журналистике и потому подлежит подробному рассмотрению и анализу. Наиболее интересным нам показалось проанализировать криминальную журналистику на примере программ «Человек и закон» («Первый канал»)
Объект исследования работы – криминальная журналистика.
В качестве предмета исследования следует выделить программы криминальной тематики в СМИ.
Цель исследования: изучение феномена криминалистики в сфере журналистики на примере Российского телевидения путем определения ее ключевых задач.
Задачи работы:
– изучить теоретический аспект криминальной журналистики;
– выявить ключевые интересные моменты в работе криминального журналиста;
– проанализировать наиболее распространенные работы криминальной направленности на телевидении на сегодняшний день.
Методы исследования: анализ и синтез публикаций по криминальной тематике.
Дипломная работа базируется на учебных пособиях, публикациях в периодике и Интернет-источниках.
Новизна исследования в том, что при большом интересе к криминальной тематике в ТВ СМИ недостаточно внимания уделяется аналитической стороне вопроса. Это порождает праздный интерес зрителя к удовлетворению поверхностных запросов, но не вовлекает его в процесс анализа события. Нами изучены и проанализированы основные тенденции этого явления.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРИМИНАЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
1.1 Жанры криминальной журналистики
На сегодняшний день все чаще употребляются понятия «криминальная журналистика», «расследовательская журналистика», «журналистское расследование».
В качестве тем для криминального репортажа можно отметить происшествие чрезвычайного характера, факты коррупции, махинации и т.д. Если говорить о криминальной журналистике, то способы сообщения той или иной информации подразделяются по жанрам: хроника, версия, журналистское расследование, аналитическая статья, комментарий, обзор. Ниже дадим характеристику каждому жанру.
- Итак, хроника — без всякого сомнения самый распространенный жанр криминальной журналистики на сегодняшний день. Сама по себе хроника представляет собой некое сообщение, не имеющее заглавия и состоящее из двух-трех предложений, не изобилующих дополнительными подробностями[2].
- Далее версия, не слишком известный в широких кругах жанр криминалистики. Он основывается на формировании персонального взгляда на происходящие события, и, соответственно, их отражение в данном ракурсе.
- Журналистское расследование – весьма интересный и увлекательный жанр. Базируется на независимом журналистском расследовании какого-либо масштабного преступного деяния с целью получения фактов доселе неизвестных. Проводится расследование на основе добровольно предоставленных данных. В качестве целей расследования можно выделить такие, как: дать населению доступ к скрываемой от него информации; противостоять вышестоящим чинам в случае нарушения ими закона РФ; предупреждать и искоренять случаи нарушения законодательства РФ не только в высших кругах власти, но и среди простых обывателей.
- Следующий жанр, о котором хотелось бы сказать в рамках данной работы – комментарий. Он представляет собой пояснение тех или иных важных событий. В данном жанре крайне важна именно позиция автора, именно она отражает то, что происходит и чему посвящен комментарий.
- Аналитика как жанр – это своего рода подробный анализ с приведением результатов проделанной аналитической работы. В том исследовании, которое берется за основу, в первую очередь определяется сама суть, проблематика. Именно аналитика, в конечном итоге, помогает зрителю «разложить по полочкам» все происходящее, поскольку здесь предоставляются данные и цифры.
- Следующий жанр – это обзор, и чем-то он схож с рассмотренным выше жанром – аналитикой. Здесь дается пояснение, но пояснение реальное, происходящих событий. Иногда приводятся цифровые данные. Но если аналитика базируется именно на цифрах, то про обзор этого сказать нельзя, он основан именно на информации, обязательно точной.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать промежуточный вывод о том, что ключевая цель криминальной журналистики – это донести до населения информацию о событиях, которые могут угрожать жизнедеятельности граждан государства. Ведь как часто мы видим репортажи с фотографиями преступников с подписями: «могут находиться в Вашем городе». Благодаря таким репортажам люди становятся осмотрительнее. Ведь, как известно, «врага надо знать в лицо». Благодаря такому визуальному представлению преступник будет быстрее задержан и определен под стражу. В качестве еще одной цели можно отметить формирование морально-нравственной стороны у зрителя. Ведь полная информация о преступивших закон, как правило, распространяется именно через СМИ. Также одной из задач криминальной журналистики является содействие правоохранительным органам. На сегодняшний день можно отметить, что криминальная журналистика пользуется небывалым спросом среди населения. На телевидении множество репортажей и программ, посвященных именно преступлениям и преступникам, и людям нравится смотреть такого рода контент. Ведь такая передача или репортаж сродни маленькому кинофильму: описывает не только совершенное злодеяние, но и мотивы, мысли, переживания преступника (а у преступников есть переживания, ведь они тоже люди!). Но есть и эффект некоторого морального разложения общества: кровавые кадры на экранах телевизоров стали чем-то вроде развлечения. И за счет обилия такого рода кадров повышается рейтинг передачи и, соответственно, всего телеканала.
Но следует отметить, что криминальная составляющая сейчас прогрессирует не только на телевидении. игры, фильмы, ролики – все это публикуется по принципу: чем больше насилия и кровавых кадров, тем больше количество просмотров. И именно привлечения зрителя шокирующей, но интересной картинкой и есть один из механизмов мотивации зрителя к просмотру для СМИ. О том, что рейтинг телеканала растет при наличии обилия криминальных репортажей в ленте. А за счет роста рейтинга повышается и размер прибыли.
Вопрос реального существования криминальной журналистики на сегодняшний день до сих пор открыт. Бытует мнение, что это лишь плод работы копирайтеров и работников «желтых» газет[3].
Если говорить о том, почему на телевидении пользуются спросом криминальные сюжеты, то можно отметить, что все зависит от того, к какой группе зрителей относится тот или иной человек. Есть своего рода любители «горячих» сюжетов (иными словами, чем больше крови, убийств и беспредела, тем больше им это нравится). Есть и те, кто, просматривая криминальные новости, для себя откладывает в голове определенную модель поведения, чтобы уберечь себя от того, что он увидел в репортаже. Именно тем, что криминальный жанр вызывает шквал сильнейших эмоций у зрителя и объясняется его высокий уровень популярности.
Работники университетов города Беркли и штата Флорида считают, что любовь к криминальному жанру обусловлена несчастностью и жизненным неустройством людей. Этим людям нравится смотреть кровавые сцены насилия.