Введение
- Сущность административного права
1.1 Предмет и метод административного права России
1.2 Особенности административного права как отрасли права
1.3 Система административного права России
- Субъекты административного права
2.1 Понятие субъекта административного права
2.2 Правоспособность и дееспособность субъекта административного права
2.3 Виды субъектов административного права
Заключение
Библиографический список
В демократическом государстве формирование и порядок деятельности исполнительной ветви государственной власти должны быть четко урегулированы юридическими нормами.
Административное право – важнейшая отрасль правовой системы любой страны. Особенно велика его роль в России, где такие факторы, как огромная территория, многонациональный состав населения, традиционно большой объем государственной собственности, исторические державные традиции, обусловили значение административной власти, государственной администрации в жизни общества. Эта отрасль публичного права закрепляет права и обязанности граждан и иных невластных субъектов в отношениях с представителями исполнительной власти, организационные основы, систему государственной администрации, полномочия ее структурных единиц, принципы, методы, формы их деятельности.
Актуальность темы обусловлена тем, что без субъектов административного права невозможно ни одно правоотношение. Субъекты административного права — реальные участники административно-правовых отношений, обладая административно-правовым статусом, участвуют в организации публичного управления (государственного и муниципального), в самой управленческой деятельности, а также в процессе управления (административных процедурах). В условиях нестабильности современной общественной жизни, характеризующейся, в первую очередь, ослаблением правопорядка, известным противостоянием центра и регионов, возникновением иных негативных социальных процессов, вопросы обеспечения общественного порядка и общественной безопасности выдвигаются в число приоритетных объектов внимания органов государственной власти. Важное место принадлежит здесь органам государственной власти субъектов Российской Федерации, призванным в соответствии с Конституцией Российской Федерации защищать права и свободы граждан, обеспечивать законность, правопорядок, общественную безопасность. Формирование в нашей стране основ правового государства требует создания такой правовой системы, которая не опровергала бы сама себя в силу внутренних противоречий.
Целью данной работы является формирование целостного представления об изучении субъектов административного права.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
- Раскрыть предмет и метод административного права России.
- Рассмотреть особенности административного права как отрасли права.
- Охарактеризовать систему административного права России.
- Раскрыть понятие субъекта административного права.
- Проанализировать правоспособность и дееспособность субъекта административного права.
- Рассмотреть виды субъектов административного права.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере административного права. Предмет исследования – нормы, регулирующие изучение субъектов административного права.
Нормативно-правовая основа исследования включает такие правовые акты как: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Кодекс административного судопроизводства РФ и другие.
Методологическая основа исследования представлена следующими методами: общенаучными (анализ, синтез, индукция, дедукция); частно-научными (исторический и др.); специально юридическими (сравнительно-правовой, формально юридический и т.п.).
Настоящая курсовая работа структурирована на основании с поставленными целью и задачами исследования и состоит из: введения, двух глав, направленных на достижение поставленных задач исследования, заключения и библиографического списка.
1. Сущность административного права
1.1 Предмет и метод административного права России
Предмет и мет од являются ключевыми критериями вы деления любой от расли прав а. Предмет любой от расли прав а от вечает на во прос «на что на правлено прав овое регулирование?». Административное прав о регулирует об щественные от ношения в об ласти публичного управления. Круг этих об щественных от ношений является на иболее широким, чрезвычайно по движным, но в реальности во зникают бол ьшие труд ности при определен ии и описании пре дмета административного прав а, по скольку легального определен ия про сто не мож ет бы ть, а сред и учен ых-административистов не т един ого мне ния по этому во просу.[1]
Вопрос о пре дмете административного прав а России в на стоящее врем я в на уке остается одним из акт уальных и, к со жалению, до сих по р не разрешенных. Общественные от ношения во обще и управленческие в час тности по двергаются по стоянному из менению. Соответственно, и пре дмет любой от расли прав а по стоянно раз вивается.
Среди огр омного множества мне ний о пре дмете административного прав а в учебной литературе до лгое врем я на иболее класс ическим считался по дход Д. Н. Бахраха и А. П. Коренева, кот орые в пре дмет административного прав а включали след ующие групп ы об щественных от ношений:
- вне шние от ношения, складывающиеся между орган ами ис полнительной вла сти, с одно й сто роны, юридическими и физическими лиц ами - с друг ой. Такие от ношения характер изуются не посредственным во здействием при по мощи госуд арственно-вла стных по лномочий на об ъекты, не входящие в сис тему орган ов ис полнительной вла сти;
- вну триорганизационные от ношения, т. е. от ношения, во зникающие вну три орган а ис полнительной вла сти.[2]
Также оригинальной в этом во просе являлась по зиция авто ритетного учен ого А.М. Волкова, кот орый включал в пре дмет административного прав а след ующие групп ы об щественных от ношений:
- сфер а госуд арственного управления;
- сфер а об щественного (по лицейского) по рядка.[3]
Но в на стоящее врем я про исходит рас ширение пре дмета административного прав а в связи с рас ширением форм реализации ис полнительной вла сти, рас ширение круга субъектов реализации ис полнительной вла сти (в том числе на деление госуд арственными по лномочиями по осуществлен ию ис полнительной вла сти орган ов местного сам оуправления и друг их не государственных об разований), рас ширение масштабов и пре делов реализации ис полнительной вла сти.
По мне нию А. П. Шалыгина, в за висимости от при роды регулируемых об щественных от ношений в структур е пре дмета от ечественного административного прав а мож но вы делить две со ставные час ти. Во-пер вых, «со вокупность об щественных от ношений, во зникающих и реализуемых по по воду об еспечения инт еграции час тных и публичных прав и за конных инт ересов, кот орую мож но на звать сфер ой административно-рас порядительной (регулятивной) де ятельности Российского госуд арства»[4].
Во-вторых, «со вокупность об щественных от ношений, во зникающих и реализуемых по по воду охраны и за щиты публичных и час тных прав и за конных инт ересов, кот орую мож но на звать сфер ой административно-охранительной де ятельности Российского госуд арства».
Д. В. Иванов пре дставляет структур у пре дмета административного прав а в вид е трех блоков об щественных от ношений:
- об щественные от ношения в сфер е госуд арственного управления;
- про чие, по мимо госуд арственно-управленческих, от ношения, во зникающие в ходе осуществлен ия де ятельности орган ами и учрежден иями ис полнительной вла сти, иными госуд арственными орган ами, а так же ис полнительно-рас порядительными орган ами, не регулируемые спец иальными от раслями публичного прав а (конституционным, муниципальным, финансов ым и др.);
- от ношения, во зникающие между физическими лиц ами и (или) орган изациями в про цессе их публичного об щения и взаимодействия без не посредственного уча стия в них субъектов публичной вла сти, но на ходящиеся по д контролем (на дзором) по следних.[5]
О рас ширении пре дмета административного прав а, не сомненно, свидетельствует при нятие Кодекса административного суд опроизводства РФ[6] от 8 марта 2015 г.
Таким об разом, пре дмет административного прав а включает:
- вне шнеорганизационные управленческие от ношения, во зникающие по по воду осуществлен ия ис полнительной вла сти между не равными по прав овому по ложению субъектами этих от ношений, но им еющие в качестве об язательного субъекта орган ис полнительной вла сти или ино й орган , кот орому де легированы госуд арственные по лномочия в сфер е ис полнительной вла сти (орган местного сам оуправления, до лжностные лиц а орган ов госуд арственной вла сти или орган ов местного сам оуправления, иные субъекты публичного управления);
- вну триорганизационные управленческие от ношения, т. е. об щественные от ношения, во зникающие вну три орган ов ис полнительной вла сти или иных орган ов, кот орым де легированы госуд арственные по лномочия в сфер е ис полнительной вла сти (орган ы местного сам оуправления, до лжностные лиц а орган ов госуд арственной вла сти или орган ов местного сам оуправления, иные субъекты публичного управления) по по воду осуществлен ия ис полнительной вла сти;