Введение
Глава 1. Теоретические аспекты, связанные с конкурентоспособностью предприятия/хозяйствующего субъекта
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия
1.2. Методы оценки конкурентоспособности организации
1.3. Методы повышения конкурентоспособности предприятия на современном этапе
Глава 2. Оценка стратегии конкурентоспособности на примере АО «ТЭК Мосэнерго»
2.1. Общая характеристика предприятия АО «ТЭК Мосэнерго»
2.2. Анализ конкурентоспособности АО «ТЭК Мосэнерго»
2.3. Разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности ТЭК «Мосэнерго»
Заключение
Список используемой литературы
Деятельность предприятия в современных условиях должна быть крайне прозрачной. Кроме того, все решения должны быть обдуманными и взвешенными. В современных условиях проблемы обеспечения экономической безопасности начинаются на первом этапе формирования механизма деятельности предприятия. На данном этапе организация выбирает стратегию развития её деятельности, определяет ряд мероприятий, которые могут быть направлены на предотвращение негативного воздействия как на организацию в целом, так отдельные аспекты рыночных отношений.
Конкурентоспособность представляет собой одну из главных составляющих деятельности любой организации. Она складывается из многих аспектов и зависит от большого числа факторов на неё влияющих. Представленное понятие является достаточно обширным, тем самым формируется оценка рыночного имиджа организации и эффективность её деятельности.
Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по росту категории конкурентоспособности организации, осуществляемой с помощью перспективных методов оценки. В соответствии с целью перед нами ставится следующий перечень задач:
- Изучить теоретические основы, связанные с конкурентоспособностью организации;
- Изучить методы оценки и повышения конкурентоспособности организации;
- Определить роль деловой разведки в рамках повышения конкурентоспособности организации
- Привести общую характеристику деятельности АО «ТЭК Мосэнерго»;
- Провести анализ конкурентоспособности АО «ТЭК Мосэнерго»
- Разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности организации.
Объектом исследования является система конкурентоспособность организации или предприятия. Предметом исследования является процесс оценки конкурентоспособности организации с помощью различных методов.
Методологическая база исследования. В рамках написания курсовой работы были использованы методы обобщения, анализа информации, обобщения, дедукции и индукции, метод анкетирования и проведения опросов.
На основании проведенного исследования были сделаны соответствующие выводы и проведено обобщение полученных результатов.
В рамках написания данной курсовой работы были использованы периодические издания, научные публикации и источники сети Интернет. Структурно курсовая работа состоит из введения, 2 глав, 6 параграфов, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты, связанные с конкурентоспособностью предприятия/хозяйствующего субъекта
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия
В рамках существование многообразия рынков сбыта продукции и ведения коммерческой деятельности в различных сферах экономического хозяйствования, присутствие соперничества между агентами рынка является важным условием развития потенциала имеющихся производственных и реализационных операций. При соблюдении данного качественного взаимодействия в рамках существенного соперничества и создаются те самые предпосылки конкуренции, которые влияют на положение отдельно взятого хозяйствующего субъекта.
Понятие конкурентоспособности предприятия является весьма широким и требует более детального уточнения и объяснения, поэтому изучим подходы отечественных авторов к трактовке данного определения.
В рамках своей публикации автор Г.Д. Антонов рассматривает конкурентоспособность предприятия как положение компании на рынке, обусловленное определенным сегментом сбыта продукции, данное состояние характеризуется сравнением объема сбыта работ, товаров и услуг по сравнению с присутствующими на рынке конкурентами.
Рассматриваемое сопоставление происходит на основании имеющейся информации за определенные временные интервалы. Вся информативная база сопоставления может быть получена на основании представленной в общем доступе информации о деятельности отдельных экономических субъектов. В основании данного подхода к определению важное значение имеет именно текущее положение компании на рынке сбыта продукции в данный момент времени [1, с.54].
В рамках своей публикации автор А.Г. Мокроносов рассматривает конкурентоспособность предприятия как способность организации осуществлять предложение товаров работ и услуг на рынке, которые или уже присутствуют на некоторых сегментах сбыта или предлагаются конкурентами в виде аналогов. В данном случае именно способность компании достигать определенных объемов сбыта в данный момент времени позволяет ей быть конкурентоспособной именно в рамках соперничества с крупными игроками рынка, которые могут являться ярко выраженными лидерами.
В данном случае, достижение определённого объема сбыта достигается за счет проведения ценовой политики отдельно взятого предприятия или за счет предоставления скидок на определенные виды товаров и услуг, и даже на объемы реализации с целью получения существенной финансовой выгоды именно от торговой деятельности [2, с.74].
В рамках своей публикации, автор Е.Н. Ялунина рассматривает конкурентоспособность организации как способность сформировать текущий производственно-реализационный потенциал компании, а в дальнейшем раскрыть его в будущем. Проведение данного спектра существенных мероприятий позволит приобрести существенные преимущества в будущий момент времени по сравнению с конкурентами рынка, что в свою очередь позволит компании стабилизировать своё текущее положение деятельности. Раскрытие потенциала компании достигается за счет:
- рационального использования имеющихся ресурсов и факторов производства;
- совершенствования технологического процесса;
- управления эффективностью использования трудовых кадров компании
- заключения долгосрочных контрактов;
- налаживания системы маркетинга и т.д [3, с.87].
Соблюдение всех рассматриваемых аспектов, по мнению автора, и создает текущее и потенциальное стабильное положение компании в рамках своей эффективной деятельности.
В рамках своей публикации автор А.В. Гугелев рассматривает конкурентоспособность предприятия как некую совокупную величину силы предприятия, основанной на возможности ведения существенной ценовой политики на отдельно рассматриваемых сегментах рынка, и способность удовлетворения потребности потенциальных клиентов компании, заинтересованных в получении качественной продукции. Данное условие является существенным преимуществом в рамках деятельности компании, по сравнению с существующими конкурентами рынка.
Формирование способности компании к удовлетворению определенного уровня потребности населения территориального региона в товарах и услугах тоже формируется за счет раскрытия потенциала компании в рамках как производственной, так и реализационной деятельности. Именно поэтому управление имеющимися ресурсами в распоряжении компании, их эффективное использование в рамках производственного процесса характеризуется принятием рациональных управленческих решений в рамках деятельности отдельно взятой организации.
В рамках своей публикации автор Ю.В. Луканин рассматривает конкурентоспособность организации как способность удовлетворять потенциальных покупателей в качественных товарах и услугах, которые реализуются по более приемлемой ценовой политике по сравнению с конкурентами рынка [4, с.75].
В данном случае важным аспектом формирование конкурентоспособности предприятия является удобство реализации готового объема товаров работ услуг, которое достигается за счет создание единой системы торговой деятельности отдельно взятой компании, т.е. создание и совершенствование точек реализации. Соблюдение данного условия формирует существенные преимущества для рассматриваемой компании в данный момент времени.
В рамках своей публикации автор Н.С. Яшин рассматривает конкурентоспособность предприятия как способность противостоять изменяющимся условиям ведения деятельности в определенных сегментах сбыта товаров, работ и услуг. Данными характерными изменяющимися условиями могут являться:
- присутствие фактора сезонности, что подразумевает снижение объемов спроса на продукции в определённые времена года;
- изменение ценовой политики функционирования рынка;
- появление крупных игроков, в том числе и потенциально монополистических фирм;
- изменение политики государства в рамках регулирования условий ведения коммерческой деятельности в той или иной сфере рынка сбыта товаров, работ, услуг.
В данном случае конкурентоспособность компании рассматривается, прежде всего, как способность противостоять изменению основных факторов рынка, оказывающих, в том числе и негативное влияние на отдельно рассматриваемую организацию [5, с.104].