Введение
- Теоретические основы регулирования внешнеторговой деятельности
1.1 Государственное регулирование внешнеторговой деятельности
1.2 Методы регулирования внешнеторговой деятельности
- Особенности регулирования внешнеторговой деятельности России
2.1 Основные направления регулирования внешнеторговой деятельности
2.2 Проблемы регулирования внешнеторговой деятельности России
2.3 Перспективы развития регулирования внешнеторговой деятельности России
Заключение
Библиографический список
Эффективная система внешнеэкономических отношений позволяет интегрироваться в общее мировое хозяйство и является обязательным условием успешного развития любого государства. В настоящее время внешнеторговая деятельность – важнейшая составляющая, которая формирует структуру, динамику и устойчивость национальной экономики. Развитие международного разделения труда и процесс глобализации мирового хозяйства, охватывающий все виды экономической деятельности современного общества, потребовали регулирования внешнеторговой деятельности на международном уровне. В рамках региональных союзов стран эти задачи решаются региональными наднациональными сообществами.
Международное регулирование внешнеторговой деятельности, осуществляемое наднациональными сообществами, ставит государственное регулирование в определенные рамки: с одной стороны, оно не отменяет государственное регулирование, с другой стороны, оно ограничивает возможности государств защищать свои национальные интересы. Одним из способов регулирования внешнеторговой деятельности являются таможенные пошлины, в связи, с чем актуальность данной темы работы очевидна.
Целью данной работы является исследование современной системы регулирования внешнеторговой деятельности.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1) рассмотреть государственное регулирование внешнеторговой деятельности;
2) проанализировать методы регулирования внешнеторговой деятельности;
3) охарактеризовать основные направления регулирования внешнеторговой деятельности;
4) выявить проблемы регулирования внешнеторговой деятельности России;
5) раскрыть перспективы развития регулирования внешнеторговой деятельности России.
Объектом исследования данной курсовой работы является внешнеторговая деятельность государства.
Предметом исследования являются теоретические, правовые, организационные и методологические основы регулирования внешнеторговой деятельности.
Теоретической и методологической основой исследования явились теоретические концепции и труды таких ученых, как: Авдокушкин Е.Ф., Балабанов И.Т., Буглай В.Б., Гончарова О., Докучаев Е.С., Киреев А., Кругман П., Обстфельд М., Линдерт П.Х., Мочерный С., Прокушев Е.Ф., Селивановский А.С., Семенов К.А., Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р., Язев В.А.
При написании курсовой работы были использованы логический, системный, институциональный и структурно-функциональный методы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, в первой главе изложены общие положения о теоретических основах регулирования внешнеторговой деятельности, о методах регулирования внешнеторговой деятельности, во второй главе раскрываются особенности регулирования внешнеторговой деятельности в России, основные направления внешнеторговой деятельности и перспективы развития, заключения, где содержатся основные выводы, и библиографического списка.
1. Теоретические основы регулирования внешнеторговой деятельности
1.1 Государственное регулирование внешнеторговой деятельности
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности, по мнению исследователя И. И. Афанасьевой, — комплексная система разнообразных мер законодательного, исполнительного, а также контролирующего характера, реализуемых уполномоченными органами государственной власти [6, с. 532].
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности направлено на достижение ряда целей: использование внешнеэкономических связей для ускорения создания в Российской Федерации развитой рыночной экономики; содействие повышению производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую конкуренцию; создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия; защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка; создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями, согласно позиции А. О. Иншаковой [7, с. 119].
Основными принципами системы внешнеторгового регулирования выступают следующие: единство целей во всех направлениях реализуемой государственной политики; соблюдение равенства всех участников мирового хозяйственного сообщества; преимущество экономических целей развития над политическими; ограниченное участие государства во внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов.
Достижение целей регулирования возможно только при надлежащем использовании и, прежде всего, органами государственной власти методов правового регулирования внешнеторговой деятельности, т.е. совокупности приемов и средств юридического воздействия, направленных на регулирование правом общественных отношений, по мнению Л. А. Лунца [11, с. 61-70].
Чтобы в полной мере использовать потенциал инструментов регулирования для достижения целей государственной внешнеторговой политики, органам государственной власти необходимо определить институциональную структуру, предметную направленность и методологию процедур оценки регулирующего воздействия, доступность и актуальность таких процедур на сегодняшний день, а также проведение последующей оценки с привлечением всех заинтересованных лиц [15,с. 9].