Введение
1 Общая характеристика преступлений против военной службы:
понятие и виды
2 Объективные признаки состава уничтожение или повреждения
военного имущества по неосторожности
2.1 Объект уничтожения или повреждения военного имущества по
неосторожности
2.2 Объективная сторона уничтожения или повреждения военного
имущества по неосторожности
3 Субъективные признаки состава уничтожения или повреждения
военного имущества по неосторожности
3.1 Субъективная сторона уничтожения или повреждения военного
имущества по неосторожности
3.2 Субъект уничтожения или повреждения военного имущества по
неосторожности
Заключение
Список использованных источников
Актуальность темы исследования. В ст. 10 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»[1] функции и задачи Вооруженных Сил определены следующим образом: Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности ее территории, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Боеспособность Вооруженных Сил страны обеспечивается не только их численностью, вооружением и выучкой, но и строжайшей дисциплиной, надлежащим несением воинской службы. Ослабление воинской дисциплины чревато опасными, тяжкими последствиями, способными в ряде случаев подорвать, ослабить боевую подготовку Вооруженных Сил, их управление.
В целях борьбы с наиболее общественно опасными нарушениями воинской дисциплины установлена уголовная ответственность за их совершение.
В обязанности военнослужащих вменено бережное хранение и использование военного имущества – основы постоянной готовности Вооруженных Сил к выполнению их обязанностей по охране Российской Федерации. Военное имущество является материальной основой боевой мощи Вооруженных Сил.
В ст. 159 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 11 ноября 2007 г. № 1495[2], предусмотрены обязанности военнослужащего «знать правила эксплуатации вооружения, военной техники и другого военного имущества отделения, следить за их наличием, ежедневно осматривать и содержать в порядке и исправности…».
Порядок использования этого имущества регулируется уставами, наставлениями, инструкциями, руководствами и правилами.
В ст. 347 УК определена уголовная ответственность за уничтожение или повреждение оружия, боеприпасов или предметов военной техники по неосторожности.
Таким образом, объектом настоящего исследования будут общественные отношения, возникающие при совершении уничтожения или повреждения военного имущества по неосторожности.
Предмет исследования – уголовно-правовые нормы, регулирующие указанные отношения.
Цель исследования – комплексный анализ состава преступления – уничтожение или повреждение военного имущества по неосторожности.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие и виды преступлений против военной службы;
- рассмотреть объективные признаки состава уничтожение или повреждения военного имущества по неосторожности: объект и объективную сторону;
- рассмотреть субъективные признаки состава уничтожение или повреждения военного имущества по неосторожности: субъект и субъективную сторону.
Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания, частнонаучные методы – историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-логический, системно-структурный, конкретно-социологический.
Нормативная база исследования. При написании работы было использовано отечественное законодательство с последними изменениями и дополнениями. Среди правовых актов можно выделить следующие: Конституция РФ 1993 г., Уголовный кодекс РФ, Закон РФ «Об оружии» и др.
Структура работы включает в себя введение, три главы, объединяющие четыре параграфа, заключение и список использованных источников.
1 Общая характеристика преступлений против военной службы:
понятие и виды
История развития военно-уголовного законодательства – большая самостоятельная тема.
Необходимо отметить, что советское военно-уголовное законодательство являлось составной частью уголовного законодательства в соответствии со ст. 2 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г. Поэтому, например, положения Общей части советского уголовного законодательства об основаниях уголовной ответственности, понятии преступления и т.д. были едины для всего уголовного законодательства, в том числе и определявшего уголовную ответственность за воинские преступления.
Вместе с тем особенности воинской службы предопределяли выделение специальных видов наказаний, применявшихся только к осужденным военнослужащим. Такими наказаниями являлись: направление в дисциплинарный батальон и содержание на гауптвахте взамен исправительных работ.
Эти наказания отбывались одновременно с выполнением осужденным обязанностей по военной службе и не сопрягались с исключением осужденного из Вооруженных Сил.
Помимо этого в соответствии со ст. 31 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик при осуждении за тяжкое преступление лицо, имевшее воинское звание, могло быть по приговору суда его лишено.
Согласно Закону о всеобщей воинской обязанности военная служба состояла из действительной военной службы и службы в запасе. Поэтому судебное решение о лишении воинского звания могло быть принято и в отношении лица, находившегося в отставке. В Законе «Об уголовной ответственности за воинские преступления» (ст. 237 УК 1960 г.) было определено, что воинскими преступлениями признаются предусмотренные им деяния против установленного порядка несения воинской службы, совершенные военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими учебных сборов.
В ст. 331 УК 1996 г. дано более развернутое определение преступления против военной службы. Оно состоит из двух частей.
В ч. 1 ст. 331 УК определено, что преступлениями против военной службы признаются предусмотренные в гл. 33 УК деяния против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданами, пребывающими в запасе во время прохождения ими военных сборов.
Часть 2 ст. 331 УК утратила силу.
В ч. 3 ст. 331 УК сделана ссылка на то, что уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени.
Рассматриваемое определение преступления против военной службы (воинского преступления) базируется на общем понятии преступления, данном в ст. 14 УК. Это единственное в кодексе родовое определение преступления. Его цель – общее разграничение преступлений против военной службы и иных преступлений. В нем раскрыты суть преступлений против порядка военной службы и их общие черты, что позволяет установить общие отличительные признаки воинского преступления от дисциплинарного проступка.
Родовым объектом воинского преступления является порядок прохождения военной службы, основанный на Конституции РФ и установленный Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»[3], уставами Вооруженных Сил и иными военно-правовыми актами. Порядок прохождения военной службы призван обеспечивать постоянную готовность Вооруженных Сил обеспечивать безопасность страны.
В ст. 2 Федерального закона определено: «Военная служба – особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах РФ, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, в войсках гражданской обороны (далее – другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее – воинские формирования), Службе внешней разведки РФ, органах Федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ (далее – органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства и иностранными гражданами – в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях».
[1] См.: Об обороне: Федер. закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1996. № 23. Ст. 2750.
[2] См.: Об утверждении общевоинских Уставов Вооруженных Сил Российской Федерации: Указ Президента РФ от 11 ноября 2007 г. № 1495 // Собр. законодательства РФ. 2007. № 47. Ст. 5749.
[3] См.: О воинской обязанности и военной службе: Федер. закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1998. № 13. Ст. 1475.