Актуальность темы исследования. Роль в образовании школьных музеев – хранителей исторического и культурного наследия человечества переоценить сложно. Экспозиции музеев включают коллекции памятников культуры (истории, искусства). Музеи нам позволяют размышлять о будущем и настоящем, изучая прошлое. Экспонаты содержат культурный потенциал воспитания и образования. В настоящее время музей становится историко-культурным и воспитательно-образовательным пространством.
Интерес к школьному музею обусловлен его уникальной возможностью эффективно решать взаимосвязанные с развитием личности проблемы, принимая во внимание регулярно изменяющиеся требования и запросы времени, участие в процессе гуманизации современной образовательной среды.
Организованный процесс трансляции (интерпретации) культурного и исторического потенциала собрания музея ориентирован на удовлетворение потребности разных категорий его посетителей в обучении и информировании, рекреации, развитии творчества и общении.
В условиях современного музея процесс освоения культурно- исторического наследия отличается долговременным поэтапным характером.[1] Это свидетельствует о высокой актуальности трансформации музейной политики в отношении посетителей (перехода к программно-проектному подходу от случайно-эпизодического).
Одной из главных задач современной системы образования является подготовка творческого, инициативного педагога, который сочетает в себе высокий уровень образованности, культуры, профессиональной компетентности, способствующие успешному осуществлению профессиональной деятельности. Роль школьного музея связана с расширением разнообразных функций, в том числе воспитательно-образовательных и рассматривается с позиции его места в социокультурном пространстве.
Кроме этого, приоритетным направлением реализации в современных общеобразовательных организациях учебно-воспитательного процесса выступает патриотическое воспитание, подразумевающее формирование и развитие у детей патриотического сознания, социальной активности, готовности к выполнению гражданского долга и чувства верности своему Отечеству. Поэтому одной из самых актуальных задач современного общества является создание благоприятных условий для формирования именно такой личности. Это находит подтверждение в таких нормативно-правовых документах, как Закон РФ «Об образовании» и «Национальная доктрина образования в РФ до 2025 г.», которые определяют социальный заказ общества в области образования и воспитания. В данной сфере идет поиск новых подходов и новых форм взаимодействия со взрослыми (пенсионерами, ветеранами) и детьми. Создаются интерактивные мероприятия, разрабатываются музейно-педагогические программы разных направлений, что способствует развитию музейной педагогики как инновационного направления педагогической науки, изучающей обучение, воспитание и развитие учащихся на музейном материале.
[1] Шляхтина, Л. М. Музейная педагогика: учебно-методическое / Л. М. Шляхтина ; – СанктПетербург : СПбГИК, 2021. – 60 с.