Реферат|Педагогика

Основы формирования у старшеклассников иноязычных продуктивных речевых умений с использованием мобильных технологий

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2023 | Страниц: 56

Введение

1. Специфика формирования иноязычных продуктивных речевых умений в старшей школе

2. Роль мобильных технологий в процессе формирования иноязычных продуктивных речевых умений

3. Психолого-педагогические и лингводидактические условия формирования у старшеклассников иноязычных продуктивных речевых умений с использованием мобильных технологий

Выводы

Литература

Актуальность исследования. Модернизация российского образования диктует новые условия обучения английскому языку, в особенности формированию иноязычных продуктивных речевых навыков как практического результата овладения английским языком. Важной проблемой является овладение подрастающим поколением иностранным языком на уровне, способном удовлетворить бытовую, образовательную, а также деловую и научную коммуникацию. Стремясь решить данную проблему, учителя применяют в процессе обучения различные современные технологии. Одним из новых направлений в образовании стало мобильное обучение (m-learning) – электронное обучение с помощью мобильных устройств, не ограниченное местоположением или изменением местоположения учащегося. M-learning принято считать более удобной и мобильной формой обучения, поскольку такое обучение не зависит от времени и места и может осуществляться с помощью компактных беспроводных устройств (таких, как смартфон, планшет и т.п.). Актуальным становится поиск методов и приемов работы по формированию иноязычных продуктивных речевых умений у учащихся старших классов с использованием мобильных технологий.

Исследование теоретико-методических источников и изучение результатов практики иноязычного образования в старших классах средней школы в последнее десятилетие позволило выявить противоречие между требованием образовательной программы к самостоятельному изучению иностранного языка учащимися старших классов и недостаточной разработанностью методики применения мобильных технологий в процессе развития речевых продуктивных умений на иностранном языке.

Необходимость разрешения данного противоречия подтверждает актуальность данной работы и позволяет сформулировать проблему: каковы основы формирования иноязычных продуктивных речевых умений у учащихся старших классов с использованием мобильных технологий.

 

  1. Специфика формирования иноязычных продуктивных речевых умений в старшей школе

При рассмотрении проблемы формирования иноязычных продуктивных речевых умений в старшей школе, необходимо, прежде всего, рассмотреть понятия «умение» и «речевое умение».

Умение – это действие, состоящее из упорядоченного ряда операций, имеющих об­щую цель. Умение может быть освоено с разной степенью совершенства, но его выполнение всегда контролируется сознанием (оно является всегда творческим) [Азимов, словарь, с. 398].

В психологической литературе выделяют следующие виды умений:

– первоначальное умение;

– недостаточно умелая деятельность;

– сформированные отдельные умения;

– высокоразвитое умение;

– умение-мастерство.

Речевое умение на уровне деятельности – есть творческое умение – специфически человеческая способность выражать мысль посредством языка [Бим, с. 77]. Данная способность основывается на:

– знаниях: а) языковых средств; б) способах формирования и формулирования мысли; в) программы действия;

– первичных умениях (как процессе становления навыка, совершенствования действия);

– навыках их использования (входящего в это умение оптимального уровня совершенства речевого действия;

– свободном комбинировании этих навыков в процессе речевого общения.

Отдельное комплексное речевое (коммуникативное) умение есть по сути владение определенным видом речевой деятельности как средством коммуникации с разной степенью совершенства [Гарбуз, с. 23].

При изучении иностранного языка в школе главной целью обучения учащихся является последовательное и систематическое развитие различных видов речевой деятельности, а именно: говорения, письма, чтения и аудирования. Речевая деятельность – активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловленный ситуацией общения процесс передачи и приема сообщений [Зимняя, с. 40].

По характеру виды речевой деятельности подразделяются на продуктивные (говорение и письмо) и рецептивные ВРД (чтение и аудирование). Говорение и слушание составляют устные виды речевой деятельности, а письмо и чтение – письменные.

Следует отметить, что в реальном общении ни один из указанных видов речевой деятельности не существует изолированно. Реальное общение – это взаимодействие партнеров. У говорящего, например, всегда есть речевое намерение воздействовать на слушающего, – значит, ожидается ответная реакция. Для того, чтобы участвовать в общении, учащийся должен обладать как продуктивными умениями (говорение, письмо), так и рецептивными (аудирование, чтение). Изоляция видов речевой деятельности в обучении может привести к тому, что учащиеся овладевают умениями высказываться на определенную тему, но не будут воспринимать речь на слух и, таким образом, не смогут участвовать в общении, или наоборот, понимая смысл прочитанных или услышанных фраз, не смогут сформулировать свои собственные высказывания. Кроме того, отсутствие взаимосвязанной основы обучения продуктивным и рецептивным видам деятельности тормозит формирование каждого из них, не позволяет добиться должного результата.

  1. Аврааменко, А.П. Модель интеграции мобильных технологий в преподавание иностранных языков для развития устных видов речевой деятельности: английский язык, дисс. на соискание степени к. п. н., специальность ВАК РФ – 13.00.02, 2013. – 191 с.
  2. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: ИКАР, 2009. – 448 с.
  3. Алексанян А.Р. Использование аккаунта Instagram в процессе обучения иностранному языку // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. – 2020. - № 14. – С. 115-119.
  4. Антропова Н.А., Кибирева Е.И. Мобильные технологии в образовании: сущность и характерные особенности: статья в сб. трудов конф. – Чита, 2020. – С. 7-12.
  5. Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 2002. – 316 с.
  6. Бим И.Л. Концепция обучения второму языку. – М.: Просвещение, 2010. - 198 с.
  7. Бондаренко, Н.Г. Дидактические свойства и функции мобильного обучения [Электронный ресурс] / Н.Г. Бондаренко // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №6. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15552 (дата обращения: 28.01.2023)
  8. Борисова Н.В., Арбузова Е.Н., Яскина О.А. Применение мобильных технологий обучения в средней школе и в вузе: статья в сб. трудов конф. – Омск, 2019. – С. 23-26.
  9. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. – М.: Инфра-М, 2006. – 336 с.
  10. Гарбуз О.В., Курбатова И.В. Учебное пособие по теории и методике обучения иностранному языку. Часть 2. – Челябинск, ЧПК №1, 2019. – 116 с.
  11. Гиниатуллин, И.А. Развитие специальной познавательной компетентности на старшем этапе профессионального языкового образования / И.А. Гиниатуллин // Лингводидактика, перевод и межкультурная коммуникация. – 2007. – С. 101-108
  12. Гладун О.А. Коммуникативное обучение языку посредством взаимодействия на уроке. Теоретические и практические аспекты лингвистики, литературоведения, методики преподавания иностранных языков. – Н. Новгород, 2015. – 210 с.
  13. Голицына И. Н. Мобильное обучение как новая технология в образовании // Образовательные технологии и общество. - 2011. - № 1. - С. 241-252.
  14. Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. – М.: Лабиринт, 1997. – 221 с.
  15. Грубин И.В. Социальные сети ВКонтакте и Facebook – инструмент для обучения иностранному языку: статья в сб. трудов конф. – Москва, 2017. – С. 15-18.
  16. Гурвич П.Б., Кудряшов Ю.А. Грамматические умения, обусловливающие говорение на иностранном языке, и основные линии их развития: Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия. Сост. Леонтьев А. А. – М.: Рус. яз., 1991. – С. 397–343.
  17. Дидактика средней школы: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. М.А. Данилова, И.Н. Скаткина. – М.: Просвещение, 1975. – 303 с.
  18. Домашнев А.И., Вазбуцкая К.Г. и др. Методика преподавания немецкого языка в педагогическом вузе. – М.: Просвещение, 1983. – 224 с.
  19. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1985. – 224 с.
  20. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991. – 410 с.
  21. Ипполитова Н. А. Текст в системе обучения русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов. – М.: Флинта, Наука, 1998. – 176 с.
  22. Использование мобильных технологий в процессе образования современного школьника. Текст: электронный // Ведущий образовательный портал России ИНФОУРОК. - URL: https://www.infourok.ni/ispo lzova nie-mobilnih-tehnologiy-v-processe-obrazovaniya-sovremennogo-shkol nika-937549.html
  23. Канцур, А.Г. Использование мобильных приложений на уроках иностранного языка / А.Г. Канцур, Н.С. Бердникова // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. – 2019. – № 15. – С. 75-80
  24. Капранчикова, К.В. Методика обучения иностранному языку студентов на основе мобильных технологий (английский язык, направление подготовки «Юриспруденция»): дис ... канд. пед. наук. – Тамбов. – 2014. – 192 с.
  25. Капранчикова, К.В. Психолого-педагогические условия обучения студентов иностранному языку на основе мобильных технологий / К.В. Капранчикова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2014. – Выпуск 2(130). – С. 51-60
  26. Кукульска-Хьюм А. Мобильное обучение: аналитическая записка. - М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2010. - 12 с.
  27. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. – М.: Смысл, 1997. – 287 с.
  28. Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 448 с.
  29. Логинова А. В. Использование технологии мобильного обучения в образовательном процессе // Молодой ученый. - 2015. - № 8. - С. 974-976.
  30. Маслыко Е.А. и др. Настольная книга преподавателя иностранного языка. – Минск, 1999. – 522 с.
  31. Миролюбов, А.А. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность: кол. монография. – Обнинск: Титул, 2010. – 322 с.
  32. Морозова, О.А. Эффективность использования мобильных технологий в процессе обучения английскому языку / О.А. Морозова, Р.А. Илаева // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – №1. – С. 256-259
  33. Обухова, Д.А. Использование мобильных приложений для реализации контроля на уроке немецкого языка / Д.А. Обухова // Молодой ученый. – 2021. – № 52 (394). – С. 397-400
  34. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики. - М.: Русский язык, 1989. – 239 с.
  35. Погребная О.В. От мобильных технологий – к мобильному образованию // Региональное образование: современные тенденции. – 2020. - № 1 (40). – С. 119-122.
  36. Примерная программа среднего (полного) общего образования. Английский язык [Электронный ресурс]. – URL: https://www.titul.ru/uploads/journal/8/Journal_08_4_33.pdf
  37. Проничева, Ю.В. Интеграция мобильных приложений в процесс обучения иностранному (английскому) языку: преимущества, недостатки, перспективы развития [Электронный ресурс] / Ю.В. Проничева // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. – 2014. – URL: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2014/11/24/integratsiya-mobilnykh-prilozheniy-v-protsess (дата обращения: 28.01.2023)
  38. Роберт И.В. Методология информатизации образования / И.В. Роберт // Проблемы современного образования. – – № 2. – С. 28-60
  39. Роберт И.В., Лавина Т.А. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. - М.: ИИО РАО, 2006. – 317 с.
  40. Самохина, Н.В. Использование мобильных технологий при обучении английскому языку: развитие традиций и поиск новых методических моделей / Н.В. Самохина // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 6-3. – С. 591-595
  41. Скраббе А.Э. К вопросу о рецептивном, репродуктивном и продуктивном обучении // Иностранные языки в школе. – 1951. – № 3. – С. 48–56.
  42. Соловова Е.Н. (2006). Методика обучения иностранным языкам. - М.: Просвещение, 2006. – 398 с.
  43. Суровцева И. В. Добываем знания с пом­ощью компьютера / И.В. Суровцева // Педагогика. - - №7­. – С. 30-34.
  44. Сысоев П.В. Современные информационные и коммуникационные технологии: дидактические свойства и функции // Язык и культура. - 2012. - № 1. – С. 50-57.
  45. Титова, С.В. Дидактические проблемы интеграции мобильных приложений в учебный процесс / С.В. Титова // Вестник ТГУ. – 2016. – №7-8. – С. 7-14.
  46. Титова, С.В. Мобильное обучение сегодня: стратегии и перспективы / С.В. Титова // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2012. – № 1. – С. 9-23
  47. Ускова Б.А., Фоминых М.В. Мобильные технологии как новый элемент системы обучения // Современные проблемы науки и образования. – 2021. - № 1. – С. 32.
  48. Фахрутдинова Д.Р. Мобильные технологии в обучении иностранному языку // Проблемы современной лингводидактики. -2017. - № 13. – С. 13-18.
  49. Федяинова Н. В. Использование информационной т­ехники в учебном процессе школы / Н. В. Федянова: учеб. пособ. – Омск, 2014. – 116 с.
  50. Цой О. В. Мобильные технологии в образовании // Новые технологии и проблемы технических наук. - 2015. - № 2. - С. 48-49.
  51. Шевчук О.А. Псих­олого-педагогические основы применения информационно-коммуни­кационных технологий на уроках [Электронный рес­урс] / О. А. Шевчук. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/a­rticles/521181/.
  52. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов / А.Н. Щукин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2006. – 480 с.
  53. Эмиров К.В. ­ Реализация  образовательной модели «1 ученик : 1 компьютер» в условиях внедрения ФГОС: методическое пособие. – Н.Новгород: НИРО, 2014. – 212 с.
  54. Яковлева М.Г. Интерактивные технологии в деятельности учителя в условиях введения ФГОС: методическое пособие. – Н.Новгород: НИРО, 2015. - 102 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Педагогика
2012 год 15 стр.
Реферат Активные методы обучения
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское