Актуальность исследования. Модернизация российского образования диктует новые условия обучения английскому языку, в особенности формированию иноязычных продуктивных речевых навыков как практического результата овладения английским языком. Важной проблемой является овладение подрастающим поколением иностранным языком на уровне, способном удовлетворить бытовую, образовательную, а также деловую и научную коммуникацию. Стремясь решить данную проблему, учителя применяют в процессе обучения различные современные технологии. Одним из новых направлений в образовании стало мобильное обучение (m-learning) – электронное обучение с помощью мобильных устройств, не ограниченное местоположением или изменением местоположения учащегося. M-learning принято считать более удобной и мобильной формой обучения, поскольку такое обучение не зависит от времени и места и может осуществляться с помощью компактных беспроводных устройств (таких, как смартфон, планшет и т.п.). Актуальным становится поиск методов и приемов работы по формированию иноязычных продуктивных речевых умений у учащихся старших классов с использованием мобильных технологий.
Исследование теоретико-методических источников и изучение результатов практики иноязычного образования в старших классах средней школы в последнее десятилетие позволило выявить противоречие между требованием образовательной программы к самостоятельному изучению иностранного языка учащимися старших классов и недостаточной разработанностью методики применения мобильных технологий в процессе развития речевых продуктивных умений на иностранном языке.
Необходимость разрешения данного противоречия подтверждает актуальность данной работы и позволяет сформулировать проблему: каковы основы формирования иноязычных продуктивных речевых умений у учащихся старших классов с использованием мобильных технологий.
- Специфика формирования иноязычных продуктивных речевых умений в старшей школе
При рассмотрении проблемы формирования иноязычных продуктивных речевых умений в старшей школе, необходимо, прежде всего, рассмотреть понятия «умение» и «речевое умение».
Умение – это действие, состоящее из упорядоченного ряда операций, имеющих общую цель. Умение может быть освоено с разной степенью совершенства, но его выполнение всегда контролируется сознанием (оно является всегда творческим) [Азимов, словарь, с. 398].
В психологической литературе выделяют следующие виды умений:
– первоначальное умение;
– недостаточно умелая деятельность;
– сформированные отдельные умения;
– высокоразвитое умение;
– умение-мастерство.
Речевое умение на уровне деятельности – есть творческое умение – специфически человеческая способность выражать мысль посредством языка [Бим, с. 77]. Данная способность основывается на:
– знаниях: а) языковых средств; б) способах формирования и формулирования мысли; в) программы действия;
– первичных умениях (как процессе становления навыка, совершенствования действия);
– навыках их использования (входящего в это умение оптимального уровня совершенства речевого действия;
– свободном комбинировании этих навыков в процессе речевого общения.
Отдельное комплексное речевое (коммуникативное) умение есть по сути владение определенным видом речевой деятельности как средством коммуникации с разной степенью совершенства [Гарбуз, с. 23].
При изучении иностранного языка в школе главной целью обучения учащихся является последовательное и систематическое развитие различных видов речевой деятельности, а именно: говорения, письма, чтения и аудирования. Речевая деятельность – активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловленный ситуацией общения процесс передачи и приема сообщений [Зимняя, с. 40].
По характеру виды речевой деятельности подразделяются на продуктивные (говорение и письмо) и рецептивные ВРД (чтение и аудирование). Говорение и слушание составляют устные виды речевой деятельности, а письмо и чтение – письменные.
Следует отметить, что в реальном общении ни один из указанных видов речевой деятельности не существует изолированно. Реальное общение – это взаимодействие партнеров. У говорящего, например, всегда есть речевое намерение воздействовать на слушающего, – значит, ожидается ответная реакция. Для того, чтобы участвовать в общении, учащийся должен обладать как продуктивными умениями (говорение, письмо), так и рецептивными (аудирование, чтение). Изоляция видов речевой деятельности в обучении может привести к тому, что учащиеся овладевают умениями высказываться на определенную тему, но не будут воспринимать речь на слух и, таким образом, не смогут участвовать в общении, или наоборот, понимая смысл прочитанных или услышанных фраз, не смогут сформулировать свои собственные высказывания. Кроме того, отсутствие взаимосвязанной основы обучения продуктивным и рецептивным видам деятельности тормозит формирование каждого из них, не позволяет добиться должного результата.