Реферат|Педагогика

Основы эстетического восприятия у подростков

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2011 | Страниц: 58

  1. Эстетическое восприятие
  2. Особенности эстетического восприятия подростков
  3. Пути и средства формирования эстетического восприятия подростков
  1. Эстетическое восприятие

В качестве обозначения исследуемой области знаний термин «эстетика» был введен в научный обиход немецким философом А. Баумгартеном в сере­дине XVIII века, однако история этой науки уходит в глубокую древность. Она возникла тогда, когда еще самого слова «эстетика» не существовало, но уже в суждениях людей искусства, философов были высказывания и даже специаль­ные трактаты, которые потом вышли в эстетическую науку.

История эстетики начинается с Древней Греции. У древнегреческих фи­лософов мы находим иного интересных суждений о прекрасном и об искусстве. Одним из первых, кто попытался дать определение красоты, был Пифагор. В своих суждениях об эстетике он остался математиком и пытался подсчитать и измерить красоту. Гераклит в основе прекрасного видит гармонию, но считает, что красоту нельзя свести к низменным законам числовых отношений, как это было у Пифагора. Самым крупным философом древности был Аристотель. Эс­тетике он посвятил специальное сочинение «Поэтика», где Аристотель четко определяет основные качества  предметов и вещей, доказывая, что прекрасное – свойство самих предметов, вещей, явлений. Он считает обязательным для про­изведений искусства целостность, единство, пропорциональность, соответствие формы и содержания.

На современном этапе развития общества, в связи с широким проникно­вение художественного начала в различные области человеческой жизни, на­ряду с традиционными проблемами проявления эстетического в природе и ис­кусстве, важным объектом интереса эстетической науки стали виды эстетиче­ской деятельности, которые выходят за пределы художественного творчества и охватывают проблемы технической эстетики (формирование гармоничной ис­кусственной среды жизнедеятельности человека с целью наиболее полного удовлетворения его материальных и духовных потребностей), дизайна (специ­фический эстетический способ целостного осмысления и формирования объек­тов, позволяющий достигнуть необходимого комфорта для человека), вопросы эстетического воспитания и т.д.

Великий немецкий философ Ф. Шиллер считал чрезвычайно важной задачу сделать человека эстетически воспитанным, ибо только из эстетического начала может развиваться нравственное сознание[1].

Эстетическое воспитание принадлежит трем областям человеческой дея­тельности – эстетике как философской науке, музыкознанию и педагогике как наукам, намечающим конкретные пути и методы претворения в данном контек­сте эстетических идей в практике воспитания, в педагогическом процессе. Про­слеживая  эволюцию взглядов на эстетическое воспитание в истории философ­ской, музыкальной и педагогической мысли, мы исходили из следующих поло­жений:

Первое состоит в том, что общие идеи эстетического воспитания нашли широкое освещение  в разных философских системах.

Второе заключается в том, что эстетическое отношение к миру объеди­няет все духовные силы человека: ощущения, эмоции, интеллект, волю, вооб­ражение, т.е. является целостным чувственно-образным и идейно-эмоциональ­ным отношением, духовно утверждающим человека в действительности, и оно есть познавательно-оценочное, творческое и коммуникативное.

Коренной вопрос эстетики – эстетическое отношение искусства к дейст­вительности, который во многом определяет точку зрения на роль искусства в эстетическом воспитании, получил научное обоснование в диссертации Н.Г. Чернышевского[2], в которой он  рассматривает как объективные, так и субъектив­ные стороны эстетического отношения к действительности, важней­шей частью которой является искусство. В трактовке прекрасного Чернышев­ский близок к Сократу и Аристотелю: прекрасное соотносится с жизнью чело­века, с его  идеалами (человек как мера красоты). В философии искусства мно­гое род­нит Чернышевского с Гегелем, но основным пунктом расхождения с гегелев­ской эстетикой Чернышевский считал вопрос о «полноте проявления идеи», проявлении прекрасного. «Прекрасное есть жизнь»  - по Чернышевскому озна­чает существование прекрасного в самой жизни, в её человеческом содержании, а не в отражении абсолюта. Чернышевский исходил из антропологического по­нимания сущности человека.

Отмечая, что люди отличаются индивидуальными психическими  свойст­вами, он признавал роль воспитания и жизненных обстоятельств в развитии врожденных задатков, при этом важное значение отводил гуманитарному и эс­тетическому образованию, и прежде всего  литературе.

Однако, из тех русских писателей, эстетов, педагогов, кого волновали во­просы эстетического воспитания нам ближе К.Д. Ушинский. В истории русской педагогики К.Д. Ушинский занимает особое место  как систематизировавший русское народное образование, создатель русской дидактики. Подобно Дистер­вегу – «учителю немецких учителей», его называют «учителем русских учите­лей». Поставив цель формирования гармонически развитой личности, он внес огромный вклад по проблемам физического, нравственного, эстетического вос­питания в России. В свете нашего исследования мы выделяем мысль Ушин­ского о том, что вся теория воспитания основана на решении главного вопроса – цель человеческой жизни, который разрешается в действительности с беско­нечным разнообразием, а не по пути, умозрительно начертанному воспитате­лем. Теория и практика должны  выступать здесь в единстве, природосооб­разно. В центре его внимания  трудовое, патриотическое, гуманистическое вос­питание. В «Вопросах о народных школах»[3] он пишет: «Духовное развитие, ду­ховное воспитание человека в отдельности и народа вообще совершаются не одной школой, но несколькими великими воспитателями: природой, жизнью, наукой и религией. Но нетрудно убедиться также, что уроки этих великих вос­питателей человека производят на его душу развивающее влияние только тогда, когда душа эта хоть сколько-нибудь к тому подготовлена».

[1] Хрестоматия по философии / Сост. Попов А.В. – М., 1997 – С.90.

[2] Чернышевский Н. Г. Эстетические отношения искусства к действительности. - М.: Директ-Медиа, 2007 - 64 с.

[3] Ушинский К. Д. Вопросы о народных школах // Ушинский К. Д. Собр. соч. - М.; Л., 1948. - Т. 2. - С. 250-264.

нет

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Педагогика
2012 год 15 стр.
Реферат Активные методы обучения
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское