- Эстетическое восприятие
- Особенности эстетического восприятия подростков
- Пути и средства формирования эстетического восприятия подростков
Реферат|Педагогика
Авторство: bugalter
Год: 2011 | Страниц: 58
В качестве обозначения исследуемой области знаний термин «эстетика» был введен в научный обиход немецким философом А. Баумгартеном в середине XVIII века, однако история этой науки уходит в глубокую древность. Она возникла тогда, когда еще самого слова «эстетика» не существовало, но уже в суждениях людей искусства, философов были высказывания и даже специальные трактаты, которые потом вышли в эстетическую науку.
История эстетики начинается с Древней Греции. У древнегреческих философов мы находим иного интересных суждений о прекрасном и об искусстве. Одним из первых, кто попытался дать определение красоты, был Пифагор. В своих суждениях об эстетике он остался математиком и пытался подсчитать и измерить красоту. Гераклит в основе прекрасного видит гармонию, но считает, что красоту нельзя свести к низменным законам числовых отношений, как это было у Пифагора. Самым крупным философом древности был Аристотель. Эстетике он посвятил специальное сочинение «Поэтика», где Аристотель четко определяет основные качества предметов и вещей, доказывая, что прекрасное – свойство самих предметов, вещей, явлений. Он считает обязательным для произведений искусства целостность, единство, пропорциональность, соответствие формы и содержания.
На современном этапе развития общества, в связи с широким проникновение художественного начала в различные области человеческой жизни, наряду с традиционными проблемами проявления эстетического в природе и искусстве, важным объектом интереса эстетической науки стали виды эстетической деятельности, которые выходят за пределы художественного творчества и охватывают проблемы технической эстетики (формирование гармоничной искусственной среды жизнедеятельности человека с целью наиболее полного удовлетворения его материальных и духовных потребностей), дизайна (специфический эстетический способ целостного осмысления и формирования объектов, позволяющий достигнуть необходимого комфорта для человека), вопросы эстетического воспитания и т.д.
Великий немецкий философ Ф. Шиллер считал чрезвычайно важной задачу сделать человека эстетически воспитанным, ибо только из эстетического начала может развиваться нравственное сознание[1].
Эстетическое воспитание принадлежит трем областям человеческой деятельности – эстетике как философской науке, музыкознанию и педагогике как наукам, намечающим конкретные пути и методы претворения в данном контексте эстетических идей в практике воспитания, в педагогическом процессе. Прослеживая эволюцию взглядов на эстетическое воспитание в истории философской, музыкальной и педагогической мысли, мы исходили из следующих положений:
Первое состоит в том, что общие идеи эстетического воспитания нашли широкое освещение в разных философских системах.
Второе заключается в том, что эстетическое отношение к миру объединяет все духовные силы человека: ощущения, эмоции, интеллект, волю, воображение, т.е. является целостным чувственно-образным и идейно-эмоциональным отношением, духовно утверждающим человека в действительности, и оно есть познавательно-оценочное, творческое и коммуникативное.
Коренной вопрос эстетики – эстетическое отношение искусства к действительности, который во многом определяет точку зрения на роль искусства в эстетическом воспитании, получил научное обоснование в диссертации Н.Г. Чернышевского[2], в которой он рассматривает как объективные, так и субъективные стороны эстетического отношения к действительности, важнейшей частью которой является искусство. В трактовке прекрасного Чернышевский близок к Сократу и Аристотелю: прекрасное соотносится с жизнью человека, с его идеалами (человек как мера красоты). В философии искусства многое роднит Чернышевского с Гегелем, но основным пунктом расхождения с гегелевской эстетикой Чернышевский считал вопрос о «полноте проявления идеи», проявлении прекрасного. «Прекрасное есть жизнь» - по Чернышевскому означает существование прекрасного в самой жизни, в её человеческом содержании, а не в отражении абсолюта. Чернышевский исходил из антропологического понимания сущности человека.
Отмечая, что люди отличаются индивидуальными психическими свойствами, он признавал роль воспитания и жизненных обстоятельств в развитии врожденных задатков, при этом важное значение отводил гуманитарному и эстетическому образованию, и прежде всего литературе.
Однако, из тех русских писателей, эстетов, педагогов, кого волновали вопросы эстетического воспитания нам ближе К.Д. Ушинский. В истории русской педагогики К.Д. Ушинский занимает особое место как систематизировавший русское народное образование, создатель русской дидактики. Подобно Дистервегу – «учителю немецких учителей», его называют «учителем русских учителей». Поставив цель формирования гармонически развитой личности, он внес огромный вклад по проблемам физического, нравственного, эстетического воспитания в России. В свете нашего исследования мы выделяем мысль Ушинского о том, что вся теория воспитания основана на решении главного вопроса – цель человеческой жизни, который разрешается в действительности с бесконечным разнообразием, а не по пути, умозрительно начертанному воспитателем. Теория и практика должны выступать здесь в единстве, природосообразно. В центре его внимания трудовое, патриотическое, гуманистическое воспитание. В «Вопросах о народных школах»[3] он пишет: «Духовное развитие, духовное воспитание человека в отдельности и народа вообще совершаются не одной школой, но несколькими великими воспитателями: природой, жизнью, наукой и религией. Но нетрудно убедиться также, что уроки этих великих воспитателей человека производят на его душу развивающее влияние только тогда, когда душа эта хоть сколько-нибудь к тому подготовлена».
[1] Хрестоматия по философии / Сост. Попов А.В. – М., 1997 – С.90.
[2] Чернышевский Н. Г. Эстетические отношения искусства к действительности. - М.: Директ-Медиа, 2007 - 64 с.
[3] Ушинский К. Д. Вопросы о народных школах // Ушинский К. Д. Собр. соч. - М.; Л., 1948. - Т. 2. - С. 250-264.
нет
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!