Введение
1 Теоретические аспекты бизнес-планирования в кооперативных организациях
1.1 Сущность и роль бизнес-планирования
1.2 Основные направления и этапы разработки бизнес-плана
1.3 Особенности бизнес-планирования в сельском хозяйстве
2 Разработка бизнес-плана сельскохозяйственного кооператива
2.1 Краткий обзор проекта, описание продукции и маркетинговый план
2.2 Производственный и организационный план сельскохозяйственного кооператива
2.3 Финансовый план и оценка риска проекта
Заключение
Список использованных источников
В современных условиях возрастает актуальность тщательного планирования деятельности в работе современных предприятий, в том числе и сельскохозяйственных кооперативов. Производственные и потребительские кооперативы – необходимая и важная составляющая структуры агропромышленного комплекса. Кооперация вносит значительный вклад в обеспечение продовольственной безопасности страны, обеспечивает сельское население рабочими местами, способствует повышению их доходов [9, с. 329].
Бизнес-план освещает основные параметры и характеристики будущего сельскохозяйственного кооператива, рассматривает вероятные финансовые риски, подбирает методы минимизации финансовых потерь. Если изначально все сделать правильно, по принятой структуре, получится понятный рабочий документ, из которого инвестор сможет понять – вкладывать деньги в данный бизнес или нет. Вышесказанное предопределяет актуальность темы работы.
Планирование выступает ведущей функцией управления, так как планомерность свойственна всем уровням экономики и не зависит от методов производственной, общественной и экономической деятельности. Практика работы крупных сельскохозяйственных кооперативов показывает, что точные и качественные бизнес-планы могут быть успешно сформированы в условиях отечественной экономики и дают огромные преимущества любому предприятию, работающему на рынке.
Объектом исследования выступает сельскохозяйственный производственный кооператив.
Предметом исследования является механизм бизнес-планирования в сельскохозяйственной кооперации.
Цель курсовой работы заключается в разработке бизнес-плана по созданию сельского кооператива.
Для достижения цели поставлены задачи:
- рассмотреть сущность и роль бизнес-планирования;
- описать основные направления разработки и этапы бизнес-плана;
- показать особенности бизнес-планирования в сельском хозяйстве
- дать краткий обзор проекта, описание продукции и маркетинговый план;
- представить производственный и организационный план сельскохозяйственного кооператива
- обосновать финансовый план и оценить риски проекта.
Методологическую основу работы составило применение различных методических подходов и методов исследования, таких как системный, функциональный и исторический анализ; факторный, причинно-следственный, экспертный и сравнительно-аналитический анализ; синтез, систематизация и классификация.
Теоретическую основу исследования составили работы авторов по сельскохозяйственной кооперации, бизнес-планированию, инвестиционному проектированию, проектному финансированию, а также материалы периодических изданий и сети Интернет.
Работа состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения и списка использованных источников. В первой главе работы рассмотрены теоретические аспекты бизнес-планирования в кооперативных организациях. Вторая глава работы посвящена разработке бизнес-плана сельскохозяйственного кооператива.
1 Теоретические аспекты бизнес-планирования в кооперативных организациях
1.1 Сущность и роль бизнес-планирования
В современной экономической системе планирование бизнеса уже давно стало неким инструментом, используемым во всех сферах бизнеса. Как указывают А. Ю. Пирнаева и З. М. Омарова, планированием принято считать возможное предположение будущего предприятия (процесс целеполагания), операцию переработки информации по подтверждению дальнейших действий, нахождение наиболее успешных приемов, чтобы достигать поставленных целей (процесс построения собственно планов) [13, с. 237].
Суть планирования выражается в уточнении целей развития для всего предприятия и каждого из его подразделений отдельно в обусловленный момент времени, формировании финансовых ресурсов, которые необходимы для решения определенных задач. Сам процесс планирования начинается с анализа имеющегося и будущего состояния предприятия и среды, в которой оно существует. На этом основании устанавливаются задачи, разрабатываются стратегии и формируется расположение инструментов, которое позволяет более эффективно применять их на практике. Важным инструментом успешной реализации управления предприятием можно считать такой вид планирования, как бизнес-планирование, которое, по мнению З. Р. Ахмадиева и Е. А Цыркаева, в современных условиях призвано обеспечить: «высокие результаты экономического развития; максимизацию прибыли; нивелирование предпринимательских рисков» [2, c. 88].
А. А. Красова отмечает, что бизнес-планирование «предоставляет возможность по решению как внутренних, так и внешних задач современного предприятия» [7, c.81].
С целью увеличения прибыли каждое предприятия должно разрабатывать проекты, которые предусматривают вложение финансовых средств:
- реконструкция оборудования для выпуска новой продукции;
- организация нового производства;
- создание новых технологий.
Любой из подобных проектов основывается на бизнес-плане.
Бизнес-план представляет собой особый инструмент менеджмента, который используется в нынешних условиях в рыночной экономике инвариантно от объема, сферы деятельности и формы предпринимательства.
Успешная деятельность в рыночной торговле, выход фирмы с новым продуктом на рынок без полного и ясного представления о перспективах предпринимаемого дела невозможны без разработки надежных предварительных ориентиров и реально осуществимого плана действий. Бизнес-план позволяет очертить круг проблем, с которыми столкнется предприниматель при реализации своих целей в изменчивой, неопределенной, конкурентной хозяйственной среде, сформировать и обеспечить пути решения этих проблем, снизить степень риска.
В рамках бизнес-плана затрагивается три уровня управленческих решений [6, c.153]:
- Управление текущей деятельностью и развитием предприятия. Для эффективного управления предприятием, бизнес-планирование на данном уровне осуществляется за счет объединения стратегического и оперативного планирования. Здесь определяются цели существования организации, пути их достижения. Этот уровень более реален, чем стратегический, так как позволяет найти конкретные цели и план действий. Помимо этого, позволяет составить ряд действий и обязанностей по конкретному участнику.
- Управление изменениями на предприятии. Данный тип бизнес-плана может являться как составной частью общей системы бизнес-планирования, так и отдельной для составления инвестиционной политики организации.
- Управление разовыми решениями по отдельным ситуациям. Во время разработки бизнес-плана бывают такие ситуации, которые нельзя решить без специальной подготовки. Таких ситуаций много: антикризисное планирование, приглашение на предприятие ведущего специалиста и т.д.
Бизнес-планирование сегодня является ключевым элементом стратегического управления организацией. Многие менеджеры, а также и высшее руководство многих организаций ошибочно недооценивают этот элемент стратегического управления и зачастую походят к вопросу бизнес-планирования не со всей серьезностью [1, с.17].
Рассмотрим подробнее, что такое бизнес-план. Он представляет собой документ, текстовое, графическое отражение деталей проекта, понятное для его создателя и потенциальных инвесторов. Обязательно содержание описания основных механизмов бизнес-схем. Бизнес-план – документ с основными положениями, маркетинговым и финансовым анализом будущего проекта, который составляют для руководства и инвесторов компании в качестве наглядного пособия [13, с.59]. Данный документ наглядно отображает рабочую схему проекта и перспективы его дальнейшего развития.