Актуальность темы исследования. На таможенной территории ЕАЭС формируется рынок таможенных услуг, ключевыми субъектами которого выступают таможенные органы и компании–субъекты околотаможенной инфраструктуры: таможенные представители, таможенные перевозчики, владельцы СВХ, владельцы таможенных складов, владельцы свободных складов.
Экономики государств–членов ЕАЭС развиваются в условиях цифровизации социально–экономических отношений и трансформации форм государственного управления, способных обеспечивать экономическую безопасность государства и его дальнейшее развитие. Как правило, в сфере ВЭД контрольно–регулирующую функцию выполняют таможенные органы, которые находятся в постоянном динамичном развитии. Поэтому вопросы повышения качества таможенных услуг и модификации процессов их предоставления предполагают проведение систематических научных, теоретических, методических и других прикладных исследований в соответствии со стремительно трансформирующимися экономическими условиями. Таким образом, развитие рынка таможенных услуг становится значимым элементом экономической безопасности на таможенной территории ЕАЭС.
Степень изученности проблемы. Разработке теоретико– методологических положений в сфере услуг посвящены работы таких зарубежных авторов, как А. Парасураман [19], Б. Левис и В. Митчелл [18], Ф. Котлер [2], которые внесли значительный вклад в маркетинг услуг и являются разработчиками моделей оценки качества услуг.
Вопросы повышения качества таможенных услуг исследуются в научных трудах С.В. Барамзина, среди которых особое значение представляют монографии, посвященные управлению качеством таможенной деятельности, монография М.В. Бойковой [17], в которой рассмотрен зарубежный опыт таможенного администрирования, научные статьи Ю.Е. Гупановой [13] посвященные оценке качества таможенных услуг, учебное пособие по таможенному менеджменту В.В. Макрусева и В.Б. Диановой [14], научная статья И.С. Ермилова, в которой рассмотрены пути повышения качества таможенных услуг, научные статьи и монографии О.П. Матвеевой, научная статья Н.Н. Пишака, в которой исследовано понятие таможенных услуг и статистические методы оценки их качества [48], А.В. Сафронова [16], изучившего на примере Дальневосточного федерального округа систему управления государственными таможенными услугами и др.
Однако остаются недостаточно исследованными такие вопросы, как определение видов таможенных услуг и их классификация, а также оценка качества предоставляемых таможенных услуг в условиях функционирования ЕАЭС, роль таможенных услуг в обеспечении экономической безопасности, что послужило основанием для их исследования в магистерской работе.
Информационной базой выступили Договор о ЕАЭС, Таможенный кодекс ЕАЭС, Решения ЕЭК, а также национальные акты законодательства государств–членов ЕАЭС.
Объектом исследования являются таможенные услуги.
Предмет исследования – рынок таможенных услуг на таможенной территории ЕАЭС.
Цели и задачи исследования. Целью данного исследования является изучение роли таможенных услуг в обеспечении экономической безопасности на таможенной территории ЕАЭС и разработка практических рекомендаций по развитию и повышению качества таможенных услуг.
Реализация данной цели предусматривает решение следующих основных задач:
- изучить сущность, виды и особенности предоставления таможенных услуг;
- провести классификацию таможенных услуг;
- провести анализ рынка таможенных услуг на таможенной территории ЕАЭС;
- дать оценку предоставления таможенных услуг в Республике Беларусь;
- определить направления совершенствования качества таможенных услуг на таможенной территории ЕАЭС.
Методология и методика исследования. В работе использованы общенаучные методы исследования. Основными методами исследования являются метод индукции и дедукции, системный подход. Для оценки рынка таможенных услуг применялись метод анализ и метод сравнения.
Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ
1.1. Сущность, виды и особенности предоставления таможенных услуг
Сфера услуг – динамично развивающийся сектор экономики, который сопровождает экономические, социальные, производственные процессы и является связующим звеном межотраслевых, межсубъектных и межличностных связей. В среднем около 65 % ВВП развитых стран производится в секторе услуг [6, 16].
В современном мире успешность развития общества определяется не только объемом ВВП, но и уровнем развития сферы услуг, в частности, количеством трудоспособного населения занятого в третичном секторе экономики и долей социальных благ, производимых в ней.
Научная литература содержит обширное количество дефиниций понятия «услуга». Так, толковый словарь Ожегова С.И. гласит, что услуга – это «действие, приносящее пользу, помощь другому». Также это «бытовые удобства, предоставляемые кому-нибудь» [13]. Толковый словарь Дмитриева Д.В. определяет услугу как некую работу, которую кто–либо выполняет для удовлетворения чьих–либо нужд, потребностей [11].
Сущность «услуги» в толковых словарях сводится в основном к бытовому аспекту, т.е. услуга направлена на удовлетворение бытовых потребностей и выражается в выполнении некой работы или предоставлении удобств потребителю.
У экономистов и исследователей к настоящему времени определились два подхода к определению сущности понятия «услуга». Первый подход определяет услугу как деятельность, специфической форм ы труда, а второй – как результат труда, полезный эффект деятельности. Отсюда исходят различные понятия термина «услуга» [17].
Ученый Котляров И.Д. исследовал отличительные признаки услуг путем анализа определений понятия «услуга». К основным свойствам услуги можно отнести нематериальность (неосязаемость), несохраняемость, неотделимость от исполнителя услуги и клиента, непостоянство качества (вариабельность), что подтверждает основную парадигму услуги, выведенную ученым Ф. Котлером, иногда называемой «4 Не», характеризующей ее отличие от товара [8, 9].
Различают государственную и частную сферы услуг. К государственным относят услуги, оказываемые населению органами исполнительной власти, ведомствами и др.: услуги в сфере образования, здравоохранение, транспорта, а также юридические, таможенные, информационные и прочие услуги. К частным услугам относят банковские, страховые, транспортные, юридические, рекламные и т.п., предоставляемые частными организациями с целью получения прибыли. К частному сектору услуг относятся также некоммерческие компании, предоставляющие благотворительные, развлекательные, религиозные и образовательные услуги.
Соответственно, выделяют государственные и частные таможенные услуги. Государственные таможенные услуги предоставляются таможенными органами. Частные (коммерческие) таможенные услуги оказываются компаниями-субъектами околотаможенной инфраструктуры, к которой отнесем таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев СВХ, владельцев таможенных складов, владельцев свободных складов. Предложенный список субъектов околотаможенной инфраструктуры, оказывающих частные (коммерческие) таможенные услуги, составлен нами, опираясь на перечень субъектов, рассматриваемых в аналитическом обзоре ЕЭК, а также обусловлен их особым правовым статусом [12 – 16].
Государственные таможенные услуги направлены на содействие международной торговле, снижение транзакционных издержек, наряду с контролем за соблюдением законодательства и обеспечением экономической безопасности государства.
Частные (коммерческие) таможенные услуги, в свою очередь, – на получение прибыли и оказание содействия участникам ВЭД, снижение их издержек, путем предоставления качественных услуг по таможенному оформлению.
Следует отметить, что понятие «таможенная услуга» в научной литературе начало использоваться еще в 2004 г. со вступлением в силу Таможенного кодекса Российской Федерации, который в 2009 г. был заменен Таможенным кодексом Таможенного союза, несмотря на то, что и сегодня национальные и наднациональные законодательные акты в сфере таможенного дела не содержат дефиниции данного понятия.
Здесь уместно обратить внимание на отмечаемую многими российскими учеными существующую путаницу, связанную с разграничением таких правовых категорий, как государственная услуга, функция и полномочие органов исполнительной власти. Это вызвано, прежде всего, отсутствием единого определения государственной услуги, а также государственной таможенной услуги в действующем законодательстве государств–членов ЕАЭС и наднациональных правовых актах/
Государственные таможенные услуги близки к функциям таможенных органов, однако в процессе их реализации отмечается высокая доля элемента обслуживания, поэтому по природе осуществления их целесообразно отнести именно к группе государственных таможенных услуг.
Как попытки преодолеть проблему смешения понятий «услуга» и «функция» ученый Ю.А. Тихомиров выдвинул следующие определения данных понятий, которые могут служить отправной точкой в их разграничении. Так, функция – это нормативно установленный вид властной деятельности органа государства, а услуга – это способ удовлетворения потребностей граждан и юридических лиц [6, 7]. Следует отметить также подход научный Н.В. Путило, в котором отмечается, что услуги связаны с использованием административного потенциала, однако не предполагают прямого исполнения полномочий в отличии от функций.