Реферат|Философия

Проблема человека: предназначение и формирование личности

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2010 | Страниц: 25

Введение. 

  1. Проблема человека в истории философской мысли. 
  2. Смысл жизни и предназначение человека. 
  3. Формирование личности.

Заключение.

Список литературы. 

Тема данного исследования – проблема человека: предназначение и формирование личности.

Современные ученые склоняются к тому, что становление человека заняло длительный исторический период (примерно 3,5 миллиона лет), который завершился грандиозным скачком — выделением человека из животного мира. Важная особенность этого процесса заключается в том, что становление человека (антропогенез) было в то же время и становлением общества (социогенез). Они представляют собой две стороны единого процесса — антропосоциогенеза.

Важнейшими факторами превращения животных (гоминидов) в людей были: орудийная деятельность, развитие языка, регулирование брачных отношений, возникновение первобытно-родовой общины, формирование нравственных ценностей и норм, социокультурного объединения людей на базе материального производства. Названные факторы выступали не в какой-то простой совокупности и линейной последовательности, а в диалектическом взаимодействии, борьбе, приспособлениях и модификациях в течение многих веков человеческой истории.

Антропологические исследования показывают, что изготовление древнейших элементарных орудий пралюдьми происходило на миллион лет раньше, чем появились членораздельная речь и понятийное мышление. Первоначальная орудийная деятельность носила досознательный, инстинктивный характер. Она приводила к ослаблению и постепенному разложению инстинктивной основы поведения и тем самым способствовала формированию языка и переходу от стадного способа общения к первобытно-общинному. Лишь с появлением языка примитивная орудийная деятельность стала превращаться в осознанно целесообразный труд, получивший в философии категориальный статус предметно-практической деятельности.

Уже в древних культурах язык понимался как дар богов и средство священнодействия, ритуальных культов. Поначалу он выступал в форме информационных знаков для общения с богом и между людьми. Уже в простом акте называния люди сообщали друг другу одинаковое для них понимание называемой вещи. Речевая общность располагала их к взаимопониманию и распознаванию «своих» и «чужих».

С точки зрения современных представлений язык не просто отражает и фиксирует предметы, но и участвует в порождении их смысла, их бытия как реально существующего. Поэтому М. Хайдеггер резонно истолковывал язык как «дом бытия». В этой связи заслуживают внимания также идеи русских философов П. А. Флоренского и А. Ф. Лосева о бытийственном характере слов и имен.

Следующим важным фактором превращения предчеловека в человека явилось радикально новое отношение к проблемам половых связей. Былое соперничество самцов за обладание стадным «гаремом самок» (сопровождавшееся применением орудий убийства во внутристадных конфликтах) сменилось установлением запрета на половые связи внутри своей группы, табу на близкородственные, кровосмесительные связи уже в ранних первобытно-родовых общинах. Тем самым стимулировались поиски брачных партнеров в других общинах, гасились внутригрупповые конфликты, формировалась потребность в самоограничении и терпимости ради сохранения внутриобщинного мира, а затем и миролюбия между родами, племенами. Мотивировкой этого табу явились, конечно, не какие-то соображения о биологическом вреде инцеста, а понимание недопустимости вступления в половые отношения с мифологическим тотемом своей группы, который считался прародителем всех ее членов (например, «люди Змеи», «люди Крокодила» и т. п.).

Таким образом, лишь с выделением из животного мира и соблюдением простейших нравственных требований — в процессе трудовой деятельности начался переход к собственно человеческому существованию, формированию надбиологической, социальной сферы, историческому развитию культуры. Именно наличие культуры отличает человеческое общество от любого объединения животных.

Актуальность работы заключается в том, что в современную эпоху дискуссии о смысле существования человека и перспективах его развития приобрели особую актуальность. Со всей острогой встали вопросы, связанные с оценкой возможностей (и самой целесообразности) по преобразованию природы, общества и самого человека, позитивных и негативных последствий научно-технической революции, биотехнологических исследований генома человека.

За 40 тыс. лет своего существования человек достаточно многое узнал не только об окружающем мире, но и о себе. Сегодня человека изучают свыше 200 наук. Тем не менее и на пороге XXI в. он, как говорил Ф.М. Достоевский, остается тайной, которую надо разгадывать.

Цель работы – изучить предназначение человека и формирование его личности. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • Раскрыть проблему человека в истории философской мысли;
  • Рассмотреть смысл жизни и предназначение человека;
  • Проследить процесс формирования личности.

Структура работы – данная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.

  1. Антология мировой философии. - М., 2009. Т. 1. Ч. 1.
  2. Барулин B.C. Социально-философская антропология. - М., 2004.
  3. Батенин С.С. Человек в его истории. – СПб, 2002.
  4. Белик А.А., Резник Ю.М. Социокультурная антропология. - М., 2008.
  5. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. - М., 2005.
  6. Бердяев Н.А. О назначении человека. - М., 1993.
  7. Бубер М. Проблемы человека // Философские науки. 2002. № 3.
  8. Буржуазная философская антропология XX века. - М., 2006.
  9. Григорян Б.Т. Философская антропология. - М., 2002.
  10. Григорян Б.Т. Человек. Его положение и призвание в современном мире. - М., 2006.
  11. Ильенков Э.В. Что такое личность? // Философия и культура. - М., 2001.
  12. Каган М.С. Человеческая деятельность.- М., 1974.
  13. Камю А. Бунтующий человек. - М., 1990.
  14. Кветной М.С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы. - Саратов, 2004.
  15. Кон И.С. Открытие «я». - М., 1978.
  16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.
  17. Минюшев Ф.И. Социальная антропология. - М., 2007.
  18. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. - М., 2007.
  19. О человеческом в человеке / Под ред. И.Т. Фролова. - М., 2001.
  20. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. - М., 2004.
  21. Проблема человека в западной философии. - М., 2008.
  22. Рикер П. Человек как предмет философии // Вопросы философии. 2009. № 2.
  23. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. – М, 2003.
  24. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. - М., 1991.
  25. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. 2009. № 2.
  26. Шанин Т. Социальная работа как культурный феномен современности // Вопросы философии. 2007. № 11.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Философия
2016 год 17 стр.
Философия Р.Декарта
Telesammit
Реферат Философия
2016 год 12 стр.
Реферат Границы человеческого познания
Telesammit
Реферат Философия
2016 год 13 стр.
Реферат Познание как вид духовной деятельности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское