ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ
1.1 Административно-правовые нормы: понятие, особенности, структура, виды
1.2 Основные источники административно-правовых норм и их классификация
2 МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ
2.1 Исполнение как способ реализации административно-правовых норм
2.2 Применение как способ реализации административно-правовых норм
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы работы. Современные общественные процессы требуют стабильного и динамичного правового регулирования, результативность которого зависит от многих объективных факторов и, в первую очередь, от качества и последовательности реализации правовых норм в сфере политической и государственной власти, ее форм и методов, процесса функционирования государственных органов и органов местного самоуправления.
В условиях колоссальных преобразований российской действительности важно осмыслить традиционную и новую роль норм административного права как совершенного инструментария регулирования современных общественных отношений. Актуальность темы работы обусловлена, прежде всего, особым значением применения норм административного права как формы обеспечения нормального развития различных сфер общественной жизни.
Специальный теоретический анализ реализации норм административного права в юридической литературе встречается редко и в основном свидетельствует о принципиально различном подходе к пониманию сущности применения данного вида правовых норм. В частности, отсутствует единый взгляд по вопросу о содержании правовой политики в области реализации норм административного права, о стадиях процесса применения норм административного права, о функциях и содержании правоприменительных актов. При этом не всегда должным образом учитывается безусловное влияние на порядок реализации норм административного права различных детерминирующих факторов.
Следовательно, налицо актуальность и дискуссионность проблемы, свидетельствующей о том, что в условиях современного динамичного общества и соответствующего ему административного законодательства не все аспекты реализации норм административного права осмыслены достаточно полно и четко.
Объектом работы является совокупность общественных отношений, которые образуют закономерности и тенденции властной деятельности, специально уполномоченных субъектов по воплощению норм административного права в реальную действительность.
Предметом работы выступают теоретические, правовые и организационные особенности реализации норм административного права компетентными органами (должностными лицами) государственной власти и органов местного самоуправления; нормативные правовые акты, определяющие правовое положение и регламентирующие порядок реализации указанными субъектами своих полномочий, практика их применения.
Цель работы - исследование концептуальных представлений о сущности и содержании норм административного права.
Указанная цель предопределила необходимость решения следующих научно-исследовательских задач:
- исследовать понятие, особенности, структуру и виды административно-правовых норм;
- провести на базе теоретических обобщений анализ основных источников административно-правовых норм и их классификации;
- исследовать специфику исполнения как способа реализации административно-правовых норм;
- исследовать специфику применения как способа реализации административно-правовых норм.
В качестве среднеуровневого (общенаучного) в работе применен системный метод, позволяющий рассмотреть формальное и юридическое содержание механизма административно-правового регулирования, содержание современной административной политики, реализуемой в правоприменительной деятельности, а также обязательность и последовательность стадий процесса применения норм административного права. Специальными для административного права частнонаучными методами, использованными в работе, являются: сравнительно-правовой; юридическая герменевтика, дающая возможность, кроме интерпретации смысла юридического текста, раскрыть еще и смысл правовой ситуации; формализации и моделирования, которые формируют исследовательские конфигурации, наполняемые в процессе познания конкретным содержанием.
Нормативная основа работы представлена комплексом национальных правовых актов как федерального уровня, так и уровня субъектов Российской Федерации, содержащих положения, связанные с основаниями, формами и порядком применения норм административного права, а также большим количеством ведомственных нормативно-правовых актов. Основными документами, регламентирующими правоприменительную деятельность в сфере административно-правового регулирования, являются: Конституция РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Налоговый и Таможенный кодексы Российской Федерации, Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», Федеральные законы «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др.
1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ
1.1 Административно-правовые нормы: понятие, особенности, структура, виды
Анализ административно-правовых норм позволяет выявить социальное назначение и сущность административного права, специфику регулируемых им общественных отношений.
Норма права представляет собой общеобязательное правило поведения, установленное и охраняемое от нарушений государством, которое определяет права и обязанности участников регулируемых отношений. Совокупность общественных отношений, составляющих предмет той или иной отрасли права, обусловливают специфику их правовых норм.
Административно-правовая норма отвечает всем общим признакам правовой нормы и отражает особенности общественных отношений в сфере исполнительной власти, образующих предмет административного права. Таким образом, административно-правовая норма – это общеобязательное правило поведения, которое установлено государством в лице уполномоченных органов государственной власти и их должностных лиц, рассчитано на многократное применение неопределенным кругом лиц и регулирующее отношения, возникающие в сфере государственного и муниципального управления. [12]
Сущность административно-правовых норм выражается в следующем:
- административно-правовые нормы имеют своей целью обеспечить должную упорядоченность организации и функционирования, как всей системы исполнительной власти, так и ее отдельных звеньев, их эффективное взаимодействие;
- административно-правовые нормы являются общеобязательными правилами в сфере государственного управления. Это означает обязательное выполнение предписаний, соблюдение установленных запретов или использование дозволений каждым субъектом, который оказался в сфере действия нормы;
- административно-правовые нормы направлены на обеспечение публичных интересов, а не частноправовых. Именно поэтому нормами административного права не регулируются правоотношения, возникающие между гражданами;
- нормы административного права имеют свой собственный институт защиты – административную ответственность. Она выражается в применении к правонарушителю административных наказаний, перечень которых установлен в статье 3.2 КоАП РФ; [2]
- административно-правовые нормы направлены на обеспечение эффективного выполнения исполнительной властью своего конституционного предназначения: практического исполнения, проведение в жизнь положений Конституции РФ и многочисленных нормативных правовых актов. Поэтому значительная часть норм административного права носит императивный (властный) характер, поскольку в них выражается воля государства, оформленная в форме закона.
Административно-правовые нормы имеют ряд особенностей, неприсущих нормам других отраслей права.
Во-первых, административно-правовые нормы содержатся не только в Конституции РФ, законодательных актах РФ и ее субъектов, но и устанавливаются непосредственно органами государственной исполнительной власти в процессе их реализации. Это принципиально отличает административно-правовые нормы от норм других отраслей права, устанавливаемых только законами. [6]
За соответствующими субъектами исполнительной власти действующим законодательством закреплены полномочия по самостоятельному установлению правовых норм, то есть административное нормотворчество. Необходимость в наделении органов исполнительной власти таким правом объясняется тем, что, как правило, нормы законов не имеют прямого действия и представляют собой общие правила поведения принципиального характера, не учитывающие конкретные особенности и условия их практического применения.
Административно-правовые нормы, создаваемые субъектами исполнительной власти, придают законодательным нормам характер прямого действия, детализируют их применительно к конкретным обстоятельствам.
Например, норма Конституции РФ, относящая к компетенции Правительства РФ управление определенной собственностью (ст. 114), [1] выражается в конкретных постановлениях Правительства РФ, определяющих порядок образования и административно-правовой статус государственных предприятий и учреждений.
При этом действующим законодательством установлено, что нормативно-правовые акты субъектов исполнительной власти подзаконны, то есть издаются на основе и во исполнение законов и не могут им противоречить.
Таким образом, выстраивается определенная иерархия норм административного права: конституционные нормы; нормы законов; нормы указов Президента РФ: нормы, устанавливаемые самими органами исполнительной власти.
Во-вторых, отличительной особенностью административно-правовых норм, по сравнению с нормами других отраслей права является то, что они имеют собственные юридические средства защиты от посягательств на них. Имеется в виду административная ответственность, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение. Меры административной ответственности применяются как в судебном, так и во внесудебном (административном) порядке.
В-третьих, особенностью административно-правовых норм является также и то, что во многих случаях они регулируют общественные отношения, составляющие предмет других отраслей права. Например, с их помощью регулируются отношения в сфере финансовых, трудовых, земельных и иных отношений; на их основе определяется государственный контроль и надзор за соблюдением налогового, природоохранного, трудового законодательства, устанавливаются основные организационные начала предпринимательской деятельности в России.