ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ ОСНОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВАВИЛОНКОГО ЦАРСТВА
1.1 Основание Вавилонского царства
1.2 Социально-политическое устройство вавилонского царства по законам Хаммурапи
ГЛАВА 2 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТРОЙ ВАВИЛОНСКОГО ЦАРСТВА ПО ЗАКОНАМ ХАММУРАПИ
2.1 Экономика Вавилона по законам Хаммурапи
2.2 Сельское хозяйство, ремесло, торговля по законам Хаммурапи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Изучая древние законы, одним из которых является законы Хаммурапи, на сегодняшний день, по-моему, мнению, не потеряло своей актуальности. Так как они являются первыми писаными законами, которые регулируют социальные нормы поведения человека, для того чтобы не допустить хаос. Хотя законы эти по нашим сегодняшним меркам могут показаться примитивными, но иногда и в них можно почерпнуть что-нибудь ценное, что неплохо было бы и перенять нам сегодня. Законы могут свидетельствовать об уровне развития самого государства. По законам Хаммурапи можно сделать вывод, что Вавилон был достаточно развит и у него были сложные социальные отношения.
Изучения создания Вавилонского царства и законов царя Хаммурапи является актуальной темой, так как законы Хаммурапи, принадлежат к важнейшим источникам по древневавилонскому и древневосточному праву. Они на долгое время служили основой вавилонского права и тем самым дают возможность восстанавливать многие стороны социально-экономического строя Месопотамии II тыс. до н.э. Вавилонское царство сравнительно с Египетским существовало недолго. Его расцвет относится ко времени правления царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.). При нем оно достигло наибольших размеров (Хаммурапи завоевал весь Шумер и часть Северного Двуречья).
Законы Вавилонского царя Хаммурапи - самый древний свод законов, дошедший до нас. Хаммурапи приказал высечь их на каменной стеле, где был изображен и сам он, и бог Шамаш, дающий эти законы царю. По законам Хаммурапи можно судить об отношениях между людьми древних государств рабовладельческого общества. Изучение данных законов позволяет говорить о том, что законы в первую очередь защищали интересы властителя и верхушки общества - знати и жрецов, затем учитывались права рабовладельцев, которыми являлись почти все вавилоняне.
Цель работы анализ Экономический строй вавилонского царства по законам Хаммурапи. В данной работе рассмотрим задачи:
- рассмотреть основание Вавилонского царства;
- изучить законы Хаммурапи как исторический источник;
-проанализировать социально-политическое устройство вавилонского царства по законам Хаммурапи;
-рассмотреть экономику Вавилона по законам Хаммурапи.
Источниковая база работы.
Законы Хаммурапи (1792- 1750 гг. до н.э.) - один из самых ценных источников по истории Древнего Востока. В его статьях, а также во введение и заключении четко вырисовываются наиболее характерные черты вавилонского общества. Это древнейший из сохранившихся в достаточно полном виде свод законно, т.е. более ранние – шумерские – законы дошли только в отрывках.
Законы Хаммурапи высечены на черном базальтовом столбе, найденном в 1901г. французской экспедицией в Сузах (столицей древнего Элама), куда он был завезен после одного из набегов эламитян на Вавилонию. Памятник датируется XVIIIв. до н.э. Язык классический, старославянский, введение и заключение составлены в ритмической форм е.
Кодекс законов Хаммурапи содержит 282 статьи, но на столбе сохранилось 247 статей, 35 статей были выскоблены, очевидно, по приказу эламского царя. Впоследствии недостающие статьи были восстановлены на основе фрагментов дубликатов.
Законы Хаммурапи являются юридическим источником со стопроцентной объективностью. Тексты составлены в основном в казуистической форм е. Нет общих принципов, системы в изложении, хотя известная логика присутствует. Но все представленные случаи разбираются с большой обстоятельностью. Законы Хаммурапи, в отличие от других восточных кодификаций, не содержат религиозного и морализующего элементов.
Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были стать мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй, частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя, что проявляется в суровости наказания, сохранений принципа талиона, применении ордалии.
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ ОСНОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВАВИЛОНКОГО ЦАРСТВА
1.1 Основание Вавилонского царства
Город Вавилон был основан в глубокой древности на берегу Евфрата. Его название означает «Врата бога». Город быстро рос и богател. Этому способствовало его выгодное положение на пересечении речных и караванных путей, ведущих из Южного Междуречья в Северное. Сюда со всей страны стекались разнообразные товары: финики, зерно, изделия ремесленников. Сюда же приплывали корабли иностранных купцов с грузами благовоний, красителей, тонкого полотна, олова, бронзы. Для удобства торговли вавилоняне одними из первых придумали деньги. Ими служили серебряные слитки. Самый маленький слиток (сикль) весил 8 граммов, побольше (мина) — 500, а самый большой (талант) — 30 килограммов. На один сикль можно было купить 250 килограммов зерна или 3 литра растительного масла[1].
Вавилон быстро богател и расцветал. Со временем он превратился в крупнейший город и главный торговый центр Междуречья. Его правители покорили многие соседние города и земли, создав обширное царство.
Жители Вавилона почитали множество богов. У каждого посёлка был свой бог-покровитель. Но были у них и божества, почитавшиеся по всей стране: бог Солнца и справедливости Шамаш, покровитель Вавилона Мардук. Религиозные ритуалы вавилонян были сложны и многообразны, у них существовало разделение жрецов на «специальности». Среди них были ясновидящие, прорицатели, толкователи снов. В честь богов совершались жертвоприношения. Богослужения сопровождались игрой на флейтах, арфах и других инструментах.
Богам посвящали величественные храмы. Самый большой из них был возведён в Вавилоне в честь бога Мардука. Он являлся главным украшением города, его гордостью. Как и все храмы Междуречья, он был построен в виде многоступенчатой пирамиды. Каждая её ступень, облицованная керамической плиткой, имела особый цвет: белый, чёрный, синий, красный. Самая верхняя ступень была покрыта чистым золотом и ослепительно сияла в лучах палящего солнца и яркой южной луны, днём и ночью служа хорошим ориентиром торговым караванам и купцам. Этот храм был настолько огромен, что современникам казалось, будто вершиной своей он подпирает небо. О строительстве этого храма, который называли Вавилонской башней, повествует древняя легенда. Она рассказывает, как народы, говорившие тогда на одном языке, начали строить колоссальную башню, по которой можно было бы взобраться на небо. Но Бог разгневался на людей за их дерзость и смешал языки строителей. Перестав понимать друг друга, они не смогли закончить строительство башни и разбрелись по всей Земле.
Главой вавилонской семьи был старший мужчина — отец или муж. При вступлении в брак он дарил будущей жене свадебный подарок. Невеста же должна была принести в дом мужа приданое. Жена была хранительницей домашнего очага. Она занималась хозяйством, воспитывала детей. В случае смерти мужа жена сохраняла права на приданое и полученные от мужа дары. Она распоряжалась всем семейным имуществом до совершеннолетия детей. Законы охраняли здоровье, честь и достоинство женщины, но в то же время карали её продажей в рабство за дурное обращение с мужем и за расточительство[2].
Вавилонский жилой дом был обращен на улицу глухой, белённой известью стеной. Внутрь его вела дверь, выкрашенная в красный цвет для защиты от злых духов. Пройдя через прихожую, человек попадал в открытый внутренний двор с небольшим тенистым садиком. Посреди него находился небольшой бассейн для дождевой воды. Окон в доме не было, и помещения освещались лишь через двери, выходящие во внутренний дворик. В доме имелась кухня с очагом без дымохода. Для хранения припасов служили большие, наполовину вкопанные в землю глиняные сосуды. Излишки дождевой воды отводились из дома по трубам в уличные водостоки.
Основным одеянием мужчин в Вавилоне были набедренная повязка и туника. Поверх туники часто надевали прямоугольный плащ с бахромой. Бедняки носили одежды из отбелённой на солнце шерсти, богатые — одеяния, окрашенные в красный, коричневый или светло-голубой цвет. Обувью служили сандалии — подошвы из толстой кожи, крепившиеся к ногам длинным шнуром. Женская одежда почти не отличалась от мужской.
Всё население Вавилонского царства делилось на свободных и рабов. Свободные находились под защитой законов, охранявших их жизнь и имущество, рабы же никаких прав не имели. Рабами становились пленные, проданные за долги, преступники (неверные и расточительные жёны, дети, отказавшиеся от своих родителей, общинники, виновные в разрушении каналов).
Зажиточная вавилонская семья могла иметь от двух до пяти рабов, богатая — несколько десятков. Раб был имуществом, вещью своего хозяина. Если посторонний человек наносил ему вред или убивал, то возмещал хозяину раба ущерб или отдавал ему другого. Чтобы отличать рабов от свободных людей, им вешали на грудь таблички, стригли волосы особым образом, клеймили, протыкали уши. Раба можно было продать, купить, подарить, отдать внаём. В то же время раб владел кое-каким имуществом. Он мог вступить в брак со свободной женщиной, при этом она и её дети оставались свободными.