Введение.
Глава 1. Теоретические основы неценевой конкуренции.
1.1. Сущность неценовой конкуренции.
1.2. Дифференциация продукта, его совершенствование и разнообразие.
1.3. Методы неценовой конкуренции.
Глава 2.Реклама и упаковка как факторы неценовой конкуренции.
2.1. Реклама.
2.2. Влияние рекламы на реализацию продукции.
2.3. Упаковка.
2.4. Эмпирические свидетельства.
Заключение.
Список литературы.
Актуальность темы курсовой работы связана с тем, что понятие конкуренции является фундаментальным в экономической теории рыночных отношений.
Можно привести следующее определение: конкуренция - ситуация, когда существует несколько альтернативных направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благом.
Наиболее эффективной и современной формой конкурентной борьбы является борьба за качество предлагаемого на рынок товара. Поступление на рынок продукции более высокого качества или новой потребительной стоимости затрудняет ответные меры со стороны конкурента, т.к. "формирование" качества проходит длительный цикл, начинающийся с накопления экономической и научно-технической информации.
В настоящее время получили очень большое развитие различного рода маркетинговые исследования, целью которых является изучения запросов потребителя, его отношения к тем или иным товарам, т.к. знание производителем подобного рода информации позволяет ему более точно представлять будущих покупателей его продукции, более точно представлять и прогнозировать ситуацию на рынке в результате его действий, уменьшать риск неудачи и т.д.
В связи с большим влиянием на общественность средств массовой информации, прессы реклама является важнейшим методом ведения конкурентной борьбы, т.к. с помощью рекламы можно определенным образом формировать мнение потребителей о том или ином товаре, причем как в лучшую, так и в худшую стороны.
Но главное преимущество неценовой конкуренции – это минимальные затраты производителей, так как для улучшения качества продукции и создания качественной рекламной компании требуется меньше средств, чем на ведение изматывающей «ценовой войны».
Целью курсовой работы являлось изучение методов неценовой конкуренции . Для раскрытия этой цели были поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретические основы неценовой конкуренции:
- сущность неценовой конкуренции;
- дифференциация продукта, его совершенствование и разнообразие;
- методы неценовой конкуренции;
2) Изучить особенности рекламы и упаковки, как факторы неценевой конкуренции:
- особенности рекламы;
- влияние рекламы на реализацию продукции;
- особенности упаковки;
- эмпирические свидетельства
Структура курсовой работы состоит из двух глав, где в первой главе рассмотрены теоретические особенности методов неценовой конкуренции, а во второй главе исследованы особенности рекламы и упаковки, как факторы неценевой конкуренции.
Глава 1. Теоретические основы неценевой конкуренции
1.1. Сущность неценовой конкуренции
Неценовая конкуренция - метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое превосходство над конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства, с большей надежностью, более длительными сроками службы и другими более совершенными потребительскими свойствами.
Неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредством совершенствования качества продукции и условий ее продажи, “сервизации” сбыта.
Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям:
1) совершенствование технических характеристик товара;
2) улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителя.
Неценовая конкуренция посредством совершенствования качества продукции получила название конкуренции по продукту. Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путем выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от старой модели, либо представляют ее модернизированный вариант. Конкуренция, основанная на совершенствовании качества, носит противоречивый характер. С одной стороны, повышение качества служит способом скрытого снижения цен и расширения сбыта; с другой - “качество”- это субъективная оценка, которая открывает возможности фальсификации качества путем рекламы и красивой упаковки.
Неценовая конкуренция путем совершенствования сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, совершенствования торговли, установление льгот по обслуживанию покупателей после приобретения товара, то есть в процессе его эксплуатации.
Неценовая конкуренция ведется за счет снижения издержек, повышения качества продукции и услуг, надежности, улучшения условий оплаты, гарантийного и послегарантийного обслуживания, совершенствования методов сбыта.
Неценовая конкуренция минимизирует цену как фактор потребительского спроса, выделяя товары и услуги посредством продвижения, упаковки, поставки, сервиса, доступности и других маркетинговых факторов.
Чем более уникально предложение продукции, с точки зрения потребителей, тем больше у маркетологов свободы в установлении цен выше, чем у конкурирующих товаров.
Каждая из фирм, выступающих на рынке, стремится по крайней мере сохранить ту долю рынка, которую она занимает. Основные методы, необходимые для этой конкурентной борьбы - цена, технический уровень и другие качественные показатели товара, сроки поставок, условия платежа, объем и сроки гарантий, объем и качество сервиса, реклама и другие мероприятия.