Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения организационной структуры предприятия
1.1 Эволюция организационных структур управления
1.2 Различия подходов при проектировании организационной структуры и организационного дизайна предприятия
1.3 Опыт компаний в сфере построения эффективного организационного дизайна
1.4 Основные подходы к оценке эффективности модели организационного управления
Глава 2. Оценка эффективности организационной структуры дирекции по эксплуатации путевых машин
2.1 Общая характеристика организационно-функциональной структуры предприятия
2.2 Диагностика организационно-функциональной структуры предприятия
2.3 Оценка эффективности организационно-штатных мероприятий
- Совершенствование организационной структуры управления дирекции по эксплуатации путевых машин
3.1 Разработка мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятия
3.2 План-график повышения эффективности деятельности предприятия
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Актуальность темы. В результате глобальных экономических преобразований в нашей стране в последние десятилетия существенно изменились условия деятельности предприятий. Помимо производства заданных объемов продукции возникла необходимость постоянной адаптации предприятий к изменениям внешней среды, спроса на продукцию и обеспечения развития для сохранения и укрепления позиций на рынке услуг, товаров, труда, финансов. Сейчас, с одной стороны, меняется мировая экономика, а с развитием IT, автоматизацией и роботизацией технологических и бизнес-процессов видоизменяется рынок труда, а с другой – под влиянием глобальных трендов современного мира меняется и сам человек и его отношение к рынку труда. В таких условиях без применения принципов организационного дизайна невозможно эффективное управление компаниями с обширной географией присутствия, диверсификацией производственной деятельности и сложной многоуровневой организационной структурой. Вместе с тем, на большинстве транспортных предприятий и в их подразделениях продолжает сохраняться организационная структура, присущая деятельности в условиях плановой стабильной экономики страны, которая в недостаточной мере соответствует новым условиям хозяйствования, что приводит к значительным адаптационным потерям и создает угрозу их жизнеспособности.
Организационная структура транспортного предприятия и его подразделений, понимаемая как распределение ответственности, полномочий и взаимоотношений между работниками, обеспечивает их взаимодействие для достижения целей деятельности. Неформализованные и несогласованные цели предприятия и задачи подразделений приводят к возникновению и сохранению неопределенности функций и обязанностей работников, неэффективному их взаимодействию, что ухудшает ситуацию и экономическое состояние подразделений и предприятия в целом, повышает риск его банкротства.
В связи с этим разработка методики совершенствования организационной структуры подразделений транспортных предприятий, позволяющей повышать эффективность производственных процессов в условиях изменения спроса на услуги, является актуальной научно-практической задачей.
Цель работы – разработка методики совершенствования организационно-штатной структуры в целях повышения эффективности деятельности подразделения транспортной компании.
Объект исследования – дирекция по эксплуатации путевых машин – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД».
Предмет исследования – организационно-штатная структура дирекции по эксплуатации путевых машин.
Основные задачи исследования:
- Произвести ретроспективный анализ результатов совершенствования организационной структуры; изучить различия подходов при проектировании организационной структуры и организационного дизайна предприятия;
- Обосновать подходы к оценке эффективности модели организационного управления;
- Провести диагностику организационно-функциональной структуры Дирекции и оценку эффективности организационно-штатных мероприятий;
- Разработать и апробировать методику совершенствования организационной структуры подразделений транспортного предприятия и разработать план-график ее внедрения.
Методы исследования. В диссертации использованы: ретроспективный анализ, хронометражные наблюдения, аналитические расчеты, обобщение результатов выполненных исследований, экономико-математическое моделирование, структурно-функциональный анализ, системный подход.
Научное значение диссертации состоит в расширении представлений о возможностях совершенствования организационной структуры подразделений транспортного предприятия, заключающемся в выявлении взаимосвязи между результативностью изменения их организационной структуры и производительным временем работы оборудования, отражающим эффективность производственных процессов.
Практическое значение диссертации заключается в разработке методики совершенствования организационной структуры подразделений транспортного предприятия для повышения эффективности его производственных процессов в условиях изменения спроса.
Глава 1. Теоретические основы изучения организационной структуры предприятия
1.1 Эволюция организационных структур управления
Организационные структуры управления существуют столько же, как и сами организации, так как они являются их неотъемлемой частью. Конечно, люди не сразу их так называли, но, по сути, многие формы дошли до нас с древних времен. Еще в Древней Руси были ремесленники и подмастерья, которые были прототипом для индивидуальных предпринимателей. Например, кузнецы. Мастер и его ученик образовывали линейную структуру управлении. Это самая простая организационная структура для малых предприятий.
Следующий этап в развитии организационных структур связан с появлением заводов в конце XVIII – начале XIX веков в Англии. Этому предшествовало изобретение и внедрение паровых машин и ткацких станков. Первые фабрики были ткацкими. На них использовалась линейно- функциональная структура.
С середины XIX века механизация стала внедряться в другие виды производства, так как появились токарные, фрезерные и прочие станки. Еще одним толчком к развитию производства послужило появление электричества в начале ХХ века. Масштабы предприятий сильно выросли.
Смирнов Э.А. дает следующие схемы для больших предприятий: иерархическую, линейно-штабную, матричную и смешанную.
Иерархическая схема удобна большим предприятиям с выраженным разделением труда. До 1982 года в России была командная экономика, предприятия работали в стабильной среде, поэтому большинство из них имело иерархическую организационные структуры управления.
В линейно-штабной схеме создаются специальные подразделения с разными специализациями: финансовый, технологический, экономический, маркетинговый отделы, отдел кадров, производство и прочие. В каждом отделе есть руководитель, который им управляет и осуществляет коммуникацию с другими отделами. При этом данные подразделения не имеют права принимать решения, а созданы для более качественного выполнения обязанностей линейного руководителя.
Матричная схема применяется там, где нельзя четко ввести разделение труда по отделам. Структура подчинения имеет два уровня: административный (руководитель проекта) и функциональный (специалисты).
Матричная схема может применяться в сложных наукоемких производствах товаров и услуг. Требует высокой компетентности руководителя.
Часто на предприятиях используют смешанную схему.
Согласно Ивановой И.А. в XX веке эволюция организаций делится на следующие этапы:
- «Отделение управленческих функций от капитала-собственности, превращение в профессию, формирование иерархии управления.
- 1920-е годы: появление командно-административных организаций с вертикальной соподчиненностью и высоким уровнем централизации.
- 1980-90-е годы: переход к организациям с преобладанием горизонтальных структур и связей»[1].
В 1745 году в первые появляется термин «бюрократия». Однако понятие бюрократии как организации было введено позже немецким социологом и экономистом М. Вебером. Он использовал этот термин для обозначения рациональной организации, «предписания и правила которой создают фундамент эффективной работы и позволяют бороться с фаворитизмом»[2].
Достоинствами бюрократических организаций являются четкие цели и простые и доступные для выполнения задачи, которые осуществляются за счет централизованного планирования, денежное вознаграждение мотивирует работника, качество выполнения им работы хорошо измеримо и власть руководителя признается законной, но у такой структуры есть и ощутимые недостатки: жестокость, некомпетентность, волокита, неэффективность и нелепость правил, хотя они обычно не в полном объеме присутствуют в конкретной организации.
Пирамидальная структура управления – это традиционная бюрократическая структура, характеризующаяся наличием формальных отношений, наиболее устойчивая и статичная.
Необходимо отметить, что в 1980-е годы специалисты стали внедрять все больше и больше децентрализованные плоские структуры организации управления. Хотя на практике, чаще всего используется комбинация базовых типов организационных структур, для этого нужно хорошо знать их плюсы и минусы.
Факторы развития структуры предприятия:
– «развитие специализации и кооперирования производства;
– автоматизация управления;
– применение совокупности научных подходов к проектированию структуры и функционированию систем менеджмента;
– соблюдение принципов рациональной организации производственных процессов;
– перевод существующих структур управления на проблемно-целевую структуру».
О.С. Виханский и А.И. Наумов в своем учебнике по менеджменту делят типы организационных структур по взаимодействию с внешней средой на механистический и органистические[3].
«Механистический тип организационной структуры «характеризуется использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью в работе и жесткой иерархией власти в организации».
Механистическая организационная структура хорошо применима при стабильном внешнем окружении и рутинных технологиях выполнения работ.
Органистические (адаптивные) организации – «организации слабо или умеренно использующие формальные процедуры». Они замечательно себя зарекомендовали при сложном и динамичном внешнем окружении.
Исторически первой организационной структурой управления была линейная структура, но так как внешняя среда начала меняться быстрее и усложнилась, то потребовалось деление на специалистов – профессионалов своего дела, которые бы более качественно выполняли свои функции. Так появилась функциональная структура управления, а затем при помощи комбинации линейной и функциональной структур на их базе была создана линейно-функциональная структура управления, которая хорошо зарекомендовала себя при массовом производстве со стабильным ассортиментом продукции при незначительных изменениях технологии производства. В современной России линейно-функциональная структура управления очень востребована.
Они повсеместно применялись с начала XX века при развитии промышленности, за счет них произошел рост вертикально интегрированных организаций, которые превратились со временем в огромные корпорации типа отраслевых министерств и федеральных агентств, территориально- производственных комплексов и научно-производственных объединений.
Чем больше росли корпорации, тем сложнее становилось ими управлять. При укрупнении корпораций предприятия становятся невосприимчивыми к быстрым изменениям внешней среды и научно-техническому прогрессу.
В линейно-штабной организационной структуре параллельно к основному руководству добавляются специальные подразделения (штабные службы), которые тоже могут пользоваться всеми ресурсами организации для решения специальной задачи. Часто, они создаются под конкретную цель, например, для восстановления работы организации после аварии.
«Организация, имеющая дивизионную структуру, состоит из ряда юридически самостоятельных подразделений (предприятий), пространственно отдаленных друг от друга ..., имеющих собственную сферу деятельности, самостоятельно решающих текущие производственные и хозяйственные вопросы»[4].
Нестабильность внешней среды к концу XX века послужила причиной того, что в России и во всем мире стали появляться все новые типы организационных структур.
После перестройки РФ перешла к рыночным отношениям, при нем каждое подразделение выпускает продукцию или оказывает услуги, ориентируясь на определенную группу покупателей, в совокупности образующей рынок. Данная политика получила широкое распространение с развитием маркетинга и внедрением его на предприятиях.
В XX веке было сделано множество открытий, в том числе в сфере связи и коммуникаций, что обусловило бурное развитие организаций, их укрупнение и переход к работе в мировых масштабах благодаря появлению интернета, который стер границы между странами и обеспечил легкий и дешевый доступ к информации для большинства индивидуальных предпринимателей и организаций. На данный момент мы живем в условиях всемирной глобализации и постоянного укрупнения бизнеса.
На сегодняшний день появилось множество гибких организационных структур, которые быстро подстраиваются под постоянно меняющиеся условия внешней среды. Одной из разновидностей новых способов организации бизнеса является создание команды, которая будет работать над определенным проектом. В этой организационной структуре или ее части нужен грамотный и опытный руководитель (менеджер проекта), так как на этапе создания команды очень важно, чтобы ее участники стали доверять друг другу и помогали коллегам при необходимости.
Бурное развитие информационных технологий привело к тому, что члены команды могут жить в разных странах и общаться между собой через интернет посредством онлайн-конференций, они даже могут работать в разных организациях, а объединяться для выполнения конкретного проекта.