Введение
Глава 1 Теоретические и правовые основы системы внебюджетных фондов
1.1 Экономическое содержание и необходимость создания внебюджетных фондов в российской федерации
1.2 Виды действующих внебюджетных фондов
Глава 2 Негосударственные пенсионные фонды Российской Федерации
2.1 Нормативное правовое регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов
2.2 Негосударственные пенсионные фонды Российской Федерации: особенности и перспективы развития
Заключение
Список использованных источников и литературы
Актуальность исследования. Внебюджетные фонды выступают в качестве важного элемента государственной бюджетной системы. Они являются второй по значимости (после бюджетов публично-правовых образований) формой образования и использования денежных средств, которые предназначены для того, чтобы финансировать обеспечение функций государства (местного самоуправления) по вопросам социальной защиты населения, а также по развитию экономики страны.
В финансовой системе Российской Федерации внебюджетные фонды функционируют с начала 90-х годов. С момента создания фондов и до настоящего времени их сущность авторами различных публикаций рассматривалась прежде всего с функциональной точки зрения. Так, в Большом юридическом словаре внебюджетный фонд в Российской Федерации определяется в качестве «целевого государственного, регионального или местного финансового фонда, образуемого для того, чтобы осуществлять накопления и дальнейшее целевое использование денежных средств согласно потребностей социально-экономического развития государства, субъектов РФ, регионов, муниципальных образований либо определенных сфер управления или отраслей экономики»[1].
Цель данного исследования — изучить систему внебюджетных фондов и тенденции ее развития.
Для достижения цели исследования, необходимо решение следующих задач:
— рассмотрение теоретических и правовых основ системы внебюджетных фондов;
— проведение анализа деятельности внебюджетных фондов в Российской Федерации;
— рассмотрение тенденций развития системы негосдураственных пенсионных фондов.
Объект исследования – негосударственные внебюджетные фонды РФ.
Предмет исследования — система негосударственных внебюджетных фондов и тенденции ее развития.
Структуру работы составляют введение, основная часть, заключение и список использованных источников и литературы.
Теоретическая и методологическая база данного исследования основывается на трудах российских и зарубежных авторов в таких областях, как экономика, государственное управление, социальное обеспечение, материалах периодических изданий и сети Интернет.
Глава 1 Теоретические и правовые основы системы внебюджетных фондов
1.1 Экономическое содержание и необходимость создания внебюджетных фондов в российской федерации
В рамках экономической литературы понятие и сущность внебюджетных фондов разные авторы трактуют неоднозначно. Так, как считает профессор В.В. Ковалев, внебюджетные фонды — это специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов страны необходимая для того, чтобы финансировать конкретные социальные и экономические потребности общегосударственных либо региональных значений. Эта трактовка внебюджетных фондов (как и многие другие публикации) подчеркивает их функциональную роль. Ввиду этого обычно происходит подразделение всех внебюджетных фондов по их функциональному назначению на социальные и экономические. В России социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования) создавались для того, чтобы снизить зависимость финансирования социальной сферы от бюджета, поскольку его дефицит всегда оказывал болезненное влияние на отрасли этой сферы. Фонды экономического назначения (дорожные, экологические, жилищные и другие фонды) создавались для того, чтобы привлечь дополнительные финансовые ресурсы и усилить контроль за их использованием[2].
По такому критерию, как форма собственности, внебюджетные фонды обычно подразделяются на государственные и негосударственные. Большинством авторов публикаций по внебюджетным фондам ограничивается их сущностная характеристика лишь одним видом — государственные внебюджетные фонды. К примеру, профессором П.Н. Шуляк, профессором В. Карчевский и другими. Причем в определениях внебюджетных фондов вышеназванных ученых отражается лишь их финансовая сущность[3].
Институциональный подход, в отличие от функционального, позволяет рассматривать внебюджетные фонды с точки зрения субъектов, осуществляющих определенные функции по оперативному управлению сформированными ими фондами денежных средств. В соответствии с таким подходом внебюджетный фонд рассматривается как отдельная институциональная (хозяйственная) единица, которая от своего имени имеет право на владение и распоряжение своими активами и доходами, осуществление экономических отношений с другими хозяйственными единицами, принятие на себя финансовых обязательств, принятие экономических решений, за которые она ответственна согласно действующего законодательства. В положениях по каждому государственному внебюджетному фонду Российской Федерации Фонд характеризуется в качестве специализированного финансово-кредитного учреждения (т.е. самостоятельной институциональной единицы). Подобной характеристики внебюджетных фондов придерживаются и авторы некоторых публикаций. Например, профессором Лушиным И. дается определение внебюджетных фондов как самостоятельным финансово-кредитным учреждениям и организациям, которые в большинстве своем наделены статусом юридического лица, не зависимы в правовых и экономических отношениях от федерального бюджета и бюджетов административно-территориальных объединений.
По нашему мнению, сущность внебюджетных фондов необходимо рассматривать с разных точек зрения, то есть как с финансов о- эконом ической (функциональной), так и орган изационно-правовой (институциональной). Мы считаем что, буд учи финансов о-экономической категорией, вне бюджетные фонды являются со вокупностью эконом ических пер ераспределительных от ношений, кот орые во зникают в ходе движения финансов ых ре сурсов, об ладающих строгими целевыми ис точниками форм ирования и на правления ис пользования. С орган изационно-правовой по зиции, вне бюджетными фондами являются спец иализированные учрежден ия не коммерческого характер а, кот орые за нимаются аккумуляцией госуд арственных и не государственных финансов ых ре сурсов и ис пользуют их на для того, чтобы финансировать определен ные целевые про граммы, им еющие со циально-экономическое на значение. В этом за ключается двойственность характер а вне бюджетных фондов: буд учи эконом ической категорией фонды вы ступают в качестве об ъектов управления финансов ыми от ношениями по форм ированию и ис пользованию их сред ств, а в орган изационном план е фонды — это субъекты этих от ношений — спец иализированные целевые финансов ые институты, важн ейшая спец ифическая особ енность кот орых это не коммерческий характер их де ятельности, ориентированная не на то, чтобы по лучить максим альную во зможную при быль, а на то, чтобы вы полнить друг ую целевую за дачу, при знанную об ществом[4].