Введение
Глава I. Психологический и уголовно-правовой аспект преступлений, совершаемых в состоянии аффекта
- Сильное душевное волнение и аффект
- Понятие «аффект» в уголовном праве
- Основания возникновения аффекта у обвиняемого
- Виды аффекта и соотношение обстоятельств
вызывающих аффект
Глава 2. Квалификация убийства, совершенного в состоянии сильного душевного волнения
2.1 Субъект и субъективная сторона преступления
2.2 Объект и объективная сторона
2.3 Квалифицированный вид преступления
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность работы. В ст. 2 Конституции Российской Федерации провозглашается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Глава 2 Конституции гарантирует право каждого человека на жизнь, охрану собственного достоинства, свободу и личную неприкосновенность, а также неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени. Охрана личности от преступных посягательств является важнейшей задачей уголовного законодательства. Приоритетность указанной задачи обусловливает, в частности, то место, которое занимают в Особенной части УК РФ преступления против личности. Особенная часть УК открывается разд. VII «Преступления против личности», который состоит из пяти глав (16-20), предусматривающих ответственность за криминальные посягательства на те или иные блага и интересы человека.
На протяжении последних лет в России сохраняется сложная криминальная ситуация. Быстро идет вверх кривая насильственных преступлений. В науке российского уголовного права такие преступления принято классифицировать в зависимости от наличия смягчающих и отягчающих обстоятельств. С учетом этого в УК РФ выделяются виды убийства при смягчающих обстоятельствах. Одним из них является убийство, совершенное в состоянии аффекта (ст. 107 УК РФ).
Концепция аффекта в УК РФ - это, возможно, попытка гуманизации уголовной ответственности и наказания за насильственные преступления лиц без антисоциальных установок, криминальной направленности, уголовного прошлого. Аффект как особое эмоциональное состояние в рассматриваемой уголовно-правовой норме (ст. 107 УК РФ) является центральным звеном, определяющим содержание, характер и иные особенности всех элементов и признаков данного состава преступления.
Проблема аффекта в уголовном праве привлекала внимание многих ученых-криминалистов. Отдельные ее аспекты рассматривались Н.И. Загородниковым. С.В. Бородиным. Ю.И. Ляпуновым, М.К. Аниянцем, В.И. Ткаченко и рядом других авторов. В работах названных ученых содержатся научно обоснованные и практически полезные выводы, но, тем не менее, имеется ряд аспектов, остающихся дискуссионными, требующими дальнейшей научной разработки с учетом нового законодательства.
Предпринимаются попытки и комплексного рассмотрения данной проблемы - Т.Г. Шавгулидэе, И.П. Портновым, М.И. Дубининой, В.В. Сидоровым. Однако, несмотря на весомую позитивную роль этих исследований, многие высказанные в них суждения требуют дополнительного анализа, а некоторые сформулированные теоретические положения, будучи спорными - более углубленной аргументации с позиций современной психологии и нового Уголовного кодекса РФ.
Цель работы – рассмотреть особенности совершения убийства, совершенного в состоянии сильного душевного волнения.
Задачи работы:
- рассмотреть соотношение сильного душевного волнения и аффекта;
- изучить понятие «аффект» в уголовном праве;
- проанализировать основания возникновения аффекта у обвиняемого;
- изучить виды аффекта и соотношение обстоятельств вызывающих аффект;
- проанализировать субъективную сторону преступления;
- рассмотреть объективную сторону преступления;
- изучить квалифицированный вид данного преступления.
Глава I. Психологический и уголовно-правовой аспект преступлений, совершаемых в состоянии аффекта
- Сильное душевное волнение и аффект
Принятием нового Уголовного кодекса предполагалось разрешить отдельные проблемы, связанные с квалификацией преступлений. Отчасти это удалось, отчасти - нет. Так, проблема квалификации преступлений против личности, где упоминается сильное душевное волнение (аффект), осталась открытой.
В Уголовном кодексе 1960 г. не упоминается аффект, а речь идет о сильном душевном волнении (ст. ст. 104, 110). В Уголовный кодекс 1996 г. введено понятие «аффект», оно заключено в скобки, когда речь идет о сильном душевном волнении. Такое нововведение привнесло, к сожалению, значительные сложности. Это обусловлено тем, что традиционно понятия «сильное душевное волнение» и «аффект», хотя и рассматривались как близкие, но не считались тождественными. В действующем УК сама конструкция ст. ст. 107, 113, когда понятие «аффект» помещается в скобки, как термин, разъясняющий понятие «сильное душевное волнение», предполагает, что аффект и сильное душевное волнение - это одно и то же.
Заметим, что до принятия Уголовного кодекса 1996 г. понятие «сильное душевное волнение» рассматривалось как более широкое, нежели понятие «аффект». При этом определение наличия или отсутствия аффекта было возложено на судебно - психологическую экспертизу, а определение сильного душевного волнения - на суд, который должен был делать вывод об этом исходя из материалов уголовного дела.
В настоящее время положение изменилось. Учитывая, что аффект и сильное душевное волнение стали рассматриваться как тождественные понятия, определять их наличие или отсутствие стал эксперт - психолог. Это обусловлено тем, что в отличие от сильного душевного волнения - понятия сугубо юридического, аффект - понятие психологии, определяющее вполне конкретное эмоциональное состояние. Поэтому, когда, в соответствии с формулировкой УК 1996 г., эти два понятия были отождествлены, то определение сильного душевного волнения вошло в компетенцию эксперта - психолога. Таким образом, эксперт - психолог превратился в своего рода «маленького судью», который должен решать те вопросы, которые раньше решал суд.
Суды, тем не менее, придерживаются старой традиции: состояние сильного душевного волнения устанавливают исходя из совокупности материалов дела, а не только лишь из одной судебно - психологической экспертизы. Это приводит к тому, что суд в некоторых случаях, превышая свои полномочия, вторгается в сферу компетенции экспертов - психологов, что недопустимо. Так, при рассмотрении одного из уголовных дел суд усомнился в выводах экспертизы лишь на том основании, что, несмотря на недостаточный объем сведений о вегетативных и мимических проявлениях у обвиняемого, эксперт сделал вывод о наличии аффекта. В данном случае при подобных сомнениях суд должен был назначить повторную экспертизу, а не вторгаться в сферу специальных познаний.
Возможны два способа решения проблемы.
- Понятие «аффект», о котором речь идет в соответствующих статьях УК РФ, рассматривать не как понятие психологии, а как юридическое понятие, обозначающее состояние, о наличии которого суд должен делать вывод самостоятельно, независимо от заключения судебно - психологической экспертизы.
- Понятие «аффект» рассматривать как понятие психологии, обозначающее состояние, о наличии которого можно сделать вывод лишь на основании привлечения специальных познаний, в частности судебно - психологической экспертизы[1].
[1] Борзенков Г.Н. Уголовное право Российской Федерации. М.: АСТ, 2007. С. 210.