Сегодня организованная преступность стала одним из основных факторов, определяющих характер криминальной ситуации в стране. Ее возрастающие масштабы представляют реальную угрозу безопасности государства и общества, поскольку она усиливает свои позиции монополизируя многие виды противоправной деятельности, активно внедряется в легальную экономику, а в последнее время проявляет очевидное стремление проникнуть во властные структуры.
Являясь разновидностью организованной преступности, бандитизм опасен тем, что члены банды вооружены и, совершая нападения на граждан и организации, всегда готовы применить оружие, чем представляют особую угрозу для общества. Факторами, влияющими на повышенную общественную опасность бандитизма, являются также высокая степень организованности членов банды, вовлечение в орбиту преступной деятельности значительного числа лиц, а также нацеленность, как правило, на неоднократное совершение бандитских нападений.
В динамике бандитизма прослеживаются такие опасные тенденции, как устойчивый рост бандпроявлений с особо тяжкими последствиями, связанными с захватом заложников, терроризмом, похищением людей, убийствами и вымогательством. Наблюдается процесс слияния бандгрупп в бандформирования и высокая латентность преступлений, совершенных ими.
Таким образом, в условиях роста организованной преступности, в том числе вооруженной, все большую остроту приобретает проблема борьбы с бандитизмом, как одним из наиболее опасных и распространенных проявлений организованной преступности, характеризующейся повышенной общественной опасностью. Именно всеми указанными факторами и обоснована актуальность выбранной темы курсовой работы.
Проблема существования в действующем УК РФ состава преступления "бандитизм" (ст. 209) продолжает оставаться предметом многочисленных дискуссий. Обособленное положение этой уголовно - правовой нормы, регламентирующей ответственность за создание, руководство и участие в банде, отсутствие взаимосвязи с нормами Общей части УК обусловили противоречивость ее применения, несоответствие квалификации обстоятельствам деяния и, как следствие, назначение несправедливого наказания. Ведь на практике большую сложность вызывает процесс доказывания факта бандитизма, разграничения со смежными составами, в частности с преступлениями, совершенными в составе организованной группы или преступного сообщества (преступной организации).
Цель курсовой работы заключается в изучении актуальных вопросов развития бандитизма в России и исследовании практики привлечения к уголовной ответственности за бандитизм по действующему уголовному законодательству России.
Для достижения поставленной цели необходимо разрешить следующие задачи:
- провести оценку состояния бандитизма в современной России;
- изучить практику применения судами законодательства об ответственности за бандитизм;
- разработать пути совершенствования законодательства об ответственности за бандитизм.
2. Анализ состояния бандитизма в современной России
Анализ юридической литературы свидетельствует, что криминологическому изучению бандитизма в последние десятилетия уделялось недостаточное внимание. Однако это не означает, что он не был объектом криминологического исследования вообще. Так, например, А.И. Гуров дает такую характеристику бандитским формированиям: "В криминологической характеристике банд нами выявлены более жесткая подчиненность, высокая активность и исключительная безжалостность по отношению к жертве и соучастникам, нарушившим установленные главарем условия"[1].
В начале 50-х годов уровень бандитизма имел тенденцию к снижению, и вплоть до 90-х годов это преступление не было характерным для нашей страны. В то же время признаки современной организованной преступности можно было распознать уже в 60-е годы в крупномасштабных хищениях товарно-материальных ценностей и валютных средств (дело Рокотова), по первым группам рэкетиров (банда "Монгола"), в организованных хозяйственных и должностных злоупотреблениях (дела "Океан", "Асфальт" и др.), в возрождении бандитизма (Казанская банда "Тяп-Ляп") 70-х годов.
По данным А.И. Гурова, в среднем на бандитизм приходилось 29-30 преступлений. При этом численный состав банд в большинстве своем не превышал 10 человек. В отличие от группировок, банды не имели периферии и сохраняли своеобразную замкнутость. Обращает на себя внимание самый малый удельный вес ранее судимых лиц среди бандитов. Он составляет 22,6%, в то время как в группировках он доходил до 60%.
Вместе с тем доля невменяемых (18,2%) в несколько раз превышала эту же категорию лиц по сравнению с другими организованными формированиями. Почти половина главарей банд занимала определенные должности на предприятиях и в учреждениях, многие из них связаны с работниками правоохранительных органов. Не случайно продолжительность времени действия в бандах оказалось больше, чем в других организованных группах и группировках[2].
Однако эти обобщенные показатели характеристики состояния бандитизма по России имеют свои особенности в отдельных регионах.
По данным МВД РФ в 2005 году по России было зарегистрировано 473 факта бандитизма, что на 9,4% ниже чем в 2004 году. Раскрыто из них было всего 413. Раскрываемость снизилась в 2005 году по сравнению с 2004 годом на 10% и составила 95,6%.[3]
В структуре преступлений, по которым предварительное следствие обязательно, бандитизм занимает 0,03% по всей России.
В структуре преступлений, совершенных организованными преступными группами и сообществами, доля бандитизма составляет 1,5%.
К сожалению, статистика не всегда отражает реальное положение дел в обществе, особенно когда ее данные являются неполными. Высокая латентность бандитизма и квалификационные ошибки сотрудников правоохранительных органов ставят под сомнение использование статистических данных для изучения реального состояния бандитизма и разработки мер борьбы с ним. Поэтому при исследовании реального состояния, динамики и иных криминологических признаков бандитизма, наряду со статистическими данными, нами использованы экспертные опросы ученых, практических работников, осуществляющих борьбу с преступностью, и выявлены мнения различных слоев населения.
Официально считалось, что в нашей стране не может быть распространена такая преступность, и длительное время она не являлась предметом целенаправленного научного изучения. Поэтому теория и практика оказались неподготовленными к соответствующему противодействию бандитизму.
[1] Гуров А.И. Профессиональная преступность. – М.: Юрид. лит., 1990. – С.31.
[2] Гуров А.И. Профессиональная преступность. – М.: Юрид. лит., 1990. – С.197-198.
[3] Васильева Я. Ю. Бандитизм и легализация преступных доходов // Уголовный процесс. -2005. - № 9. - С. 23