ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ
АНТИКРИЗИСНОЙ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
1.1. Понятие и сущность антикризисной стратегии управления
организацией
1.2. Финансовое состояние предприятия и его влияние
на формирование антикризисной стратегии
1.3. Процесс разработки антикризисной стратегии управления
организацией
ГЛАВА 2. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «АЛЬФА ТЕХНОЛОГИЯ» КАК ОСНОВА
РАЗРАБОТКИ ЕГО АНТИКРИЗИСНОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
2.1. Общая экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия
2.3. Анализ финансовых результатов и рентабельности предприятия
2.4. Оценка финансовой устойчивости предприятия
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ АНТИКРИЗИСНОЙ СТРАТЕГИИ
ООО «АЛЬФА ТЕХНОЛОГИЯ»
3.1. Резервы улучшения финансового положения предприятия
3.2. Разработка антикризисной стратегии организации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Становление рыночной экономики в России поставило перед обществом ряд новых проблем, одной из которых является антикризисное управление. Многие предприятия не могут приспособиться к новым экономическим условиям, что является следствием общего трансформационного кризиса российской экономики, отсутствия действенного антикризисного регулирования со стороны государства, неразвитости финансовой инфраструктуры, незаконченности процесса формирования класса собственников, неподготовленности менеджеров к применению сложных рыночных инструментов, неразвитости предпринимательского духа в России и т.д. Важной характеристикой современной экономики является убыточность и неплатежеспособность огромного количества организаций. Согласно официальной статистике, в последние годы удельный вес убыточных организаций составлял 35-40 %. В этих условиях особое внимание приобретает поиск механизмов антикризисного управления.
Для России проблемы антикризисного управления являются относительно новыми, так как при социализме плановое хозяйство и другие составляющие административно-командной экономики рассматривались как надежная защита от кризисов. Поэтому вступление в эпоху системного многофакторного кризиса сопровождалось полным отсутствием отечественных наработок по антикризисному управлению. Это повлекло за собой попытки прямого переноса на российскую почву антикризисных программ, доказавших свою эффективность в западных странах. Однако разработанные на совершенно иных экономических объектах и в условиях иных национальных экономик, они оказались безрезультативны в современной России.
Антикризисное управление это система управления предприятием, которая направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции, при опоре в основном на собственные ресурсы.
Для того, чтобы избежать банкротства и ликвидации бизнеса менеджменту необходимо предпринимать те или иные антикризисные мероприятия. В случае, если финансовое положение предприятия становится неустойчивым, встает необходимость разработки и реализации антикризисной стратегии.
Основной причиной кризисных явлений в большинстве компаний являются недостатки управления. В связи с этим при реализации программы финансового оздоровления необходимо в первую очередь обращать внимание на этот немаловажный ресурс, как эффективность управления.
Неподготовленность значительного числа российских менеджеров к работе в рыночных условиях, неразработанность внутрифирменных финансово-экономических инструментов антикризисного управления для разных типов организаций усугубляются в настоящее время принятием неадекватных макроэкономических мер, бессистемностью и непоследовательностью решений законодательной и исполнительной властей. Это усиливает вероятность кризисных явлений у широкого круга российских организаций, снижает темпы экономического роста в стране, вызывает негативные социальные последствия.
В этих условиях разработка механизма антикризисного управления организациями, учитывающего отечественную специфику, многообразие типов организаций, форм проявления кризиса является важнейшей народнохозяйственной задачей, требующей своего решения в силу ее новизны и нерешенности в России. Это и предопределило выбор темы дипломной работы.
Цель дипломной работы заключается в изучении практических аспектов оценки финансового положения предприятия, разработке антикризисной стратегии управления организацией на основе полученных финансово-хозяйственных показателях конкретной организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить методологические принципы и теоретические основы
антикризисного управления в организациях;
- провести диагностику финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
- разработать антикризисную стратегию;
- разработать план антикризисных мероприятий (плана финансового оздоровления), который содержит как краткосрочные меры по минимизации последствий кризисных явлений, так и долгосрочные мероприятия;
- провести оценку рисков реализации антикризисной программы и меры по их снижению.
Объектом дипломной работы является компания ООО «Альфа Технология», сферой деятельности которой является оптовая продажа автомобильных запчастей.
Предметом исследования являются экономические, финансовые и связанные с ними управленческие отношения, складывающиеся в процессе антикризисного управления на всех фазах жизненного цикла организации.
Теоретико-методологическую основу дипломной работы составляют базовые концепции современной теории финансов. Дипломная работа опирается на классические и современные труды отечественных и зарубежных экономистов Савицкой Г.В., Терехиной В.И., Тренефа Н.Н., Баканова М.И., Сайфулина Р.С., Шеремета А.Д., Ковалева В.В., Литвина М.И. и др.
В ходе дипломного исследования применялись положения действующего законодательства, нормативные материалы, методические положения и указания.
В рамках системного подхода применены методы анализа и синтеза, группировки и сравнения, расчетно-аналитические методы, методы структурно-динамического анализа.
Структура дипломной работы включает введение, три главы, заключение, список литературы и приложение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ
АНТИКРИЗИСНОЙ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
1.1. Понятие и сущность антикризисной стратегии управления
организацией
Необходимость адаптации российских компаний к сложным условиям реформирования экономики обусловила активизацию интереса к выработке стратегий компаний, так как без выявления перспектив и предвидения будущих тенденций развития практически невозможна и выработка тактических мер в сложных рыночных условиях. Выработка стратегии – это, во-первых, получение определенного представления о будущем развитии компаний; во-вторых, активное использование компанией современных методов управления, обеспечивающих определенную сбалансированность и будущие направления развития компании.
Понятие стратегии взято из армейского лексикона, где оно означает план действий в конкретной ситуации, зависящей от поступков противодействия. Это понятие вошло и в лексикон делового управления: появились термины – «стратегическое планирование», «стратегическое управление», «стратегический менеджмент», «стратегическое мышление»[1]. В других трактовках[2] стратегия рассматривается как план, маневр, позиция, взгляд в будущее. Представляется, что все это можно рассматривать в качестве элементов стратегии. А наиболее обобщающей формулировкой может быть следующая: стратегия компании представляет собой обобщающую модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов компаний. Ее цель – добиться долгосрочных конкурентных преимуществ, которые обеспечат компаниям высокую рентабельность.
В развитии любой организации существует вероятность наступления кризиса. Характерной особенностью рыночной экономики является то, что кризисные ситуации могут возникать на всех стадиях жизненного цикла предприятия (становление, рост, зрелость, спад). Следовательно, любое управление должно быть антикризисным, т. е. построенным на учете возможности и опасности кризиса. В антикризисном управлении решающее значение имеет стратегия управления.
Антикризисное развитие — это управляемый процесс предотвращения или преодоления кризиса, отвечающий целям организации и соответствующий объективным тенденциям ее развития. Проблематика антикризисного управления обширна и разнообразна. Всю совокупность проблем можно представить четырьмя группами (см. рис. 1)
Первая группа включает проблемы распознавания предкризисных ситуаций и их диагностики. Это непростое дело — своевременно увидеть наступление кризиса, обнаружить его первые признаки, понять характер. От этого зависит предотвращение кризиса. Но не только от этого. Механизмы предотвращения кризиса надо построить и запустить в действие. И это уже проблема управления. Но не все кризисы можно предотвратить, многие из них надо пережить, преодолеть. И это достигается посредством антикризисного управления. Оно решает проблемы жизнедеятельности организации в период кризиса, способствует выходу из кризиса и ликвидации его последствий.
Вторая группа проблем антикризисного управления связана с ключевыми сферами жизнедеятельности организации. Это прежде всего методологические проблемы ее жизнедеятельности. В процессе их решения формулируются миссия и цель управления, определяются пути, средства и методы управления в условиях кризисной ситуации. Эта группа включает комплекс проблем финансово-экономического характера. Например, в экономическом антикризисном управлении возникает необходимость определения типов диверсификации производства или проведения конверсии. Это требует дополнительных ресурсов, поиска источников финансирования. Существуют также проблемы организационного и правового содержания, множество социально-психологических проблем.
Третья группа проблем — дифференциация технологий управления. Она включает в самом общем виде проблемы прогнозирования кризисов и вариантов поведения социально-экономической системы в кризисном состоянии, проблемы поиска необходимой информации и разработки управленческих решений. Проблемы анализа и оценки кризисных ситуаций также имеют большое значение. Здесь существует множество ограничений по времени, квалификации персонала, недостаточности информации и др. В этой же группе можно рассматривать и проблемы разработки инновационных стратегий, которые способствуют выводу организации из кризиса.
[1] Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. С. 14.
[2] Карлофф Б. Деловая стратегия. М.: Экономика, 2006. С. 21.