Введение
Глава 2. Анализ законодательства по вопросам деятельности должностного лица, как специального субъекта преступления
- Тенденции развития законодательства по вопросам деятельности должностного лица, как специального субъекта преступления
- Проблемы и их решения в области законодательства по вопросам деятельности должностного лица, как специального субъекта преступления
Заключение
В настоящее время вопросы совершения преступлений должностными лицами особенно актуальны и вызывают резонанс. Связан данный факт с процессами создания правого государства. Соответственно, должностные лица, осуществляя определенные полномочия, призваны обеспечить соблюдение прав и свобод граждан, а не нарушать закон.
Предметом исследования является должностное лицо, как специальный субъект преступления, а объектом – нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность должностного лица, как специального субъекта преступления.
Целью исследования является изучить особенности правового регулирования должностного лица, как специального субъекта преступления.
Задачи:
- изучить понятие и сущность должностного лица как специального субъекта преступления;
- проанализировать уголовно-правовую характеристику должностного лица как специального субъекта преступления;
- выявить признаки и функции должностного лица, как как специального субъекта преступлений;
- проанализировать законодательство по вопросам деятельности должностного лица, как специального субъекта преступления;
- проанализировать судебную практику.
В качестве материалов для данного исследования послужила нормативно-правовая база, а именно статьи национального законодательства, которыми регламентировано должностное лицо, как специальный субъект преступления. Также в рамках работы над курсовой использованы данные о предмете исследования, взятые из материалов авторитетных средств массовой информации.
Методологическую базу исследования составила совокупность социологического, статистического, формально-юридического и сравнительно-правового методов. Кроме того, авторами использованы такие общенаучные методы, как анализ, синтез, индукция и моделирование.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, включающие пять параграфа, заключение, список использованных источников.
Глава 2. Практический анализ законодательства по вопросам деятельности должностного лица, как специального субъекта преступления
2.1. Тенденции развития законодательства по вопросам деятельности должностного лица, как специального субъекта преступления
- в высшем органе управления, которых РФ, субъект РФ или муниципальное образование имеет право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов;
- в которых РФ, субъект РФ или муниципальное образование имеет право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более пятидесяти процентов состава коллегиального органа управления.
(г) в акционерных обществах, в отношении которых используется специальное право на участие РФ, субъектов РФ или муниципальных образований в управлении такими акционерными обществами («золотая акция»).
Лица, занимающие руководящие должности в дочерних организациях хозяйственных обществ, подконтрольных Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, не являются субъектами таких преступлений, как злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки, служебный подлог, халатность. При этом они наделены организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями аналогично должностным лицам, а негативные последствия для общества и государства от совершенных ими общественно опасных деяний по своей тяжести соответствуют преступлениям, предусмотренным главой 30 УК РФ[1].
Уголовное преследование руководителей таких организаций за преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (глава 23 УК РФ) осложняется отсутствием заявлений об ущербе в правоохранительные органы со стороны потерпевших материнских структур, зачастую не заинтересованных в публичной огласке происшествий. Данная позиция содержится в пояснительной записке к проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 201 и 285 Уголовного кодекса Российской Федерации в части уточнения понятия «должностное лицо».
Рассмотрим ситуацию на примере:
До недавнего времени, менеджеры различных дочерних компаний, госкорпораций или подконтрольных государству акционерных обществ, формально были бизнесменами, следовательно, для того чтобы привлечь их к уголовной ответственности за должностные преступления, необходимо заявление потерпевшего (т. е. материнской структуры). Моделируем ситуацию: начальник какой-либо госкорпорации совершил хищение денежных средств. Очень часто оказывается так, что этот начальник чей-то внук, сын, племянник, соответственно, со стороны материнской структуры было бы нелогичным привлечение данного лица к ответственности, а это мы еще не говорим о том, что придавать огласке, данный факт совсем не имеет смысла. Теперь мы можем сказать, что у правоохранительных органов появилась возможность привлекать менеджеров по «чиновничьим» статьям.
Если говорить о государственных внебюджетных фондах, то в СМИ не очень часто освещаются коррупционные преступления, которые были совершены тем или иным сотрудником.