Актуальность темы курсовой работы определена тем, что современный Уголовный кодекс Российской Федерации призван усилить гуманистическую нацеленность судопроизводства и индивидуализацию подхода к лицам, оказавшимся в сфере уголовного преследования. Это в полной мере связано и с несовершеннолетними, необходимость особой правовой защиты которых обусловлена их психофизическими и социальными качествами[1].
Несовершеннолетние нуждаются в особой юридической защите и поэтому необходимо создавать особую ветвь правосудия специально для несовершеннолетних, для расследования и судебного разбирательства дел несовершеннолетних необходимы специфические нормы уголовного судопроизводства.
По данным Следственного комитета российской Федерации, начиная с 2013 года наблюдался спад числа уголовных дел о преступлениях, совершённых несовершеннолетними, однако в 2021 году, когда в Следственном комитете Российской Федерации расследовали 8804 уголовных дела, отметился небольшой рост по сравнению с 2020 годом. За 2022 год направлено в суд 7761 уголовное дело о преступлениях с несовершеннолетними. Почти половина данных преступлений совершена в составе группы, более 200 несовершеннолетних вовлечены в преступную деятельность взрослыми[2].
В структуре подростковой преступности подавляющее большинство - это общественно опасные деяния, связанные с хищениями, - 56,8%. 11,9% преступлений, связанных с наркотиками, 9,2% - это угоны автотранспорта, 3,5% - изнасилования и насильственные действия сексуального характера, 1,6% - убийства и причинение тяжкого вреда здоровью, повлёкшее смерть потерпевшего[3].
Если анализировать данные по числу лиц на 100 тыс. населения, в отношении которых дела направлены в суды, то самыми криминальными регионами на данный момент являются Бурятия, Тыва, Забайкальский край, а также Курганская, Магаданская, Новгородская и Сахалинская области[4].
Очень сложным является вопрос об исполнении наказания, назначаемого несовершеннолетним. В отношении этих преступников применяются далеко не все наказания. Характер лишения свободы, которому подвергаются несовершеннолетние, весьма специфичен. Наконец, несовершеннолетние отвечают за совершенные преступления лишь с определенного возраста.
Все это требует специфического анализа проблем применения лишения свободы к несовершеннолетним.
Степень научной исследованности темы говорит о том, что проблемами уголовной ответственности несовершеннолетних, а также назначения им наказания и освобождения от ответственности и наказания этой особой категории лиц, занимались видные отечественные специалисты в области юриспруденции. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних нашли свое отражения в трудах такие авторов, как: А.И. Бельский А.И., Э.Н. Лыков Э.Н.[5], А.А. Арямов, В.П. Бодаевский[6], Е.П. Гришина[7], Е.В. Демидова-Петрова[8], А.Л. Санташова[9], С.И. Смирных[10] и и других авторов. Однако, до настоящее время остаются спорными в науке вопросы ювенальной юстиции.
Объектом исследования являются правоотношения, возникающие при привлечении несовершеннолетних к уголовной ответственности, назначения им наказания в виде лишения свободы, эффективной реализации данного наказания и достижением результата – перевоспитания осужденного и предупреждения совершения им новых преступлений.
Предмет исследования составляют нормы уголовного и уголовно-процессуального законодательства, а также международно-правовые акты, регулирующие уголовную ответственность несовершеннолетних, правоприменительная практика по вопросам привлечения к уголовной ответственности указанных лиц.
Целью исследования выявление особенностей применения лишения свободы к несовершеннолетним, определение возможных вариантов и направлений совершенствования норм уголовного закона и правоприменительной деятельности для эффективной реализации норм Уголовного кодекса Российской Федерации[11] (далее - УК РФ).
Цель исследования обусловила необходимость постановки и разрешения ряда задач:
- исследовать возрастные, психологические и социальные особенности несовершеннолетнего как субъекта уголовного права;
- изучить виды уголовных наказаний, применяемых к несовершеннолетним и проблемы их реализации;
- проанализировать цели лишения свободы несовершеннолетнего и средства их достижения в уголовно- исполнительном законодательстве;
- выявить особенности дифференциации уголовной ответственности несовершеннолетних.
Теоретическая основа исследования. В рамках работы были проанализированы научные труды по проблеме уголовной ответственности несовершеннолетних, за основу диссертационного исследования были использованы труды следующих авторов: А.И. Бельский А.И., Э.Н. Лыков Э.Н.[12], А.А. Арямов, В.П. Бодаевский[13], Е.П. Гришина[14], Е.В. Демидова-Петрова[15], А.Л. Санташова[16], С.И. Смирных[17] и и других авторов.
Методологическую основу настоящего исследования составляют общенаучные и частно-научные методы. В число общенаучных методов познания входят: синтез, анализ, сравнение, дедукция, индукция, диалектический метод. В свою очередь к числу используемых частно-научных методов относятся: историко-правовой метод, формально-юридический метод, сравнительно-правовой метод, метод правовой статистики.
Нормативной основой работы являются положения Конституции Российской Федерации[18], УК РФ[19], Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации[20] (далее - УПК РФ), иных федеральных законов, подзаконных нормативных правовых актов, постановлений и определений Конституционного Суда РФ, постановлений Пленума Верховного Суда РФ по вопросам уголовной ответственности несовершеннолетних.
Структура исследования. Представленная курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, библиографического списка.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО, КАК СУБЪЕКТА УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1. Возрастные, психологические и социальные особенности несовершеннолетнего как субъекта уголовного права
Лица, не достигшие возраста 14 лет, в соответствии с гражданским законодательством являются малолетними. И если в соответствии со ст. 28 ГК РФ таким лицам разрешено совершать мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения, то уголовное законодательство не учитывает данную категорию лиц в качестве субъекта правоотношений. Это связано прежде всего с психическими процессами, которые изменяют сознание и действия, определяют цели и поступки при взрослении человека. Считается, что малолетние лица (это лица в возрасте от 6 до 14 лет) по причине как раз отсутствия данного сознания и понимания ответственности за свои действия или бездействия не могут быть признаны субъектами уголовных правоотношений, а значит и не могут подвергаться уголовной ответственности и наказаниям. Особый возрастной статус несовершеннолетнего как субъекта уголовной ответственности определяет и международное законодательство. К несовершеннолетним преступникам применяются те же нормы, что и к другим несовершеннолетним. Так в частности, на данную категорию распространяет свое действие и Преамбула Декларации прав ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1959: «Ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения»[21]. Статья 40 Конвенции о правах ребенка 1989 г. признает право каждого обвиняемого несовершеннолетнего на обращение, которое способствует у него формированию уважения к правам и основным свободам человека, при этом должен учитываться возраст подростка[22].
Несовершеннолетние являются особыми субъектами уголовных правоотношений, о чём свидетельствует наличие главы 14 Уголовного Кодекса Российской Федерации, в которой регламентированы нормы, посвященные особенностям уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Согласно ст. 87 УК РФ несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет[23].
Согласно Уголовному Кодексу Российской Федерации по общему правилу уголовная ответственность наступает с 16 лет. Но, в соответствии с ч. 2 ст.20 УК РФ лицо может быть привлечено к уголовной ответственности за отдельные составы преступлений по достижении четырнадцатилетнего возраста (убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, кража, грабеж, вымогательство, терроризм и т.д.).
Малолетние, не достигшие 14-летнего возраста, не подлежат уголовной ответственности. В данном случае законодатель исходит из того факта, что малолетний не может в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.
При достижении лицом восемнадцатилетнего возраста оно утрачивает особый правовой статус несовершеннолетнего, в отношении него начинают действовать общие правила уголовной ответственности и наказания в соответствии с Уголовным Кодексом Российской Федерации.
В исключительных случаях с учетом характера совершенного деяния и личности суд может применить положения 14 главы УК РФ к лицам, совершившим преступления в возрасте от восемнадцати до двадцати лет, кроме помещения их в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа либо воспитательную колонию.
Если несовершеннолетний достиг возраста уголовной ответственности, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия), либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности (ч. 3 ст. 20 УК РФ)[24].
Особые положения в отношении несовершеннолетних объясняется и социально-психологическими особенностями лиц данной возрастной группы. С одной стороны, у несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет появляется самостоятельность, настойчивость, способность контролировать своё поведение, владеть собой. С другой стороны, они только накапливают опыт межличностных отношений, и происходит понимание своего места в обществе. Именно поэтому, совершив правонарушение, несовершеннолетние часто не понимают своей вины. Ведь зрелость приходит не всегда с годами, а с пониманием ответственности перед людьми и законом. Так же в силу социальной незрелости несовершеннолетние могут не в полной мере понимать, насколько их деяние соотносится с наказанием, не считать его справедливым и необходимым, не осознавать последствия данных ими показаний, не воспринимать их как доказательства, значимые для изобличения преступника, а так же утаивать какие либо подробности дела[25].
Учёные - правоведы выделяют различные психологические и возрастные особенности несовершеннолетних. Например, Даниленко Ю.Р. и Ерещенко С.В. среди таких особенностей выделяют не полностью выработанную, сложившуюся и укрепившуюся социальную направленность, небольшой социальный опыт, низкий уровень развития воли и чувства, слабый контроль своего поведения и эмоций[26].
К возрастным особенностям психологии несовершеннолетнего учёные так же относят: отсутствие чувства долга и меры представление о дозволенном и запрещённом, противоречивость, импульсивность, упрямство, жестокость и холодность подроста, отказ от общепринятых норм поведения, не способность к принятию аргументированных решений[27].