Введение
Глава 1.Теоретический аспект понятия «авторское право»
1.1 Понятие объектов «авторское право»
1.2 Источники, принципы и нормы авторского права
1.3 Презумпция авторства как основа защиты авторских прав
Глава 2.Порядок защиты авторских прав
2.1 Формы, способы и средства защиты авторских прав
2.2 Ответственность за нарушение авторских прав
Заключение
Список литературы
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что авторское право – одна из самых молодых и интенсивно развивающихся отраслей права. И в мире в целом, и в Российской Федерации в частности.
Если мы обратимся к Римскому праву, как к источнику всех последующих систем гражданского права, то увидим, что в средневековой Европе не существовало понятия «интеллектуальной собственности», равно как и проблем ее охраны. Римское право и последующее средневековое защищало исключительно материальные ценности. Необходимость в охране авторства впервые возникла с появлением книгопечатания, породившем и интеллектуальное пиратство. Первый закон об авторском праве был принят в Англии в 1709 году. Затем аналогичные акты появились в других странах Европы. В России долгое время сфере развития авторских правоотношений не придавалось должного значения. Причина тому - особенности развития отечественной государственности, когда результаты творческой деятельности становились монополией государства.
Годом зарождения института авторского права считается 1828, когда император Николай I подписал «Цензурный устав» и «Положение о правах Сочинителей», неразрывно связавшие авторские права с цензурой. Согласно этим документам, срок охраны произведений действовал в течение всей жизни автора и 25 лет после его смерти. Но при условии соблюдения Цензурного устава, в противном случае автор лишался всех прав на своё произведение. Таким образом, институту защиты интеллектуальной собственности в нашей стране нет и 200 лет. Меж тем сегодня, в век цифровых и информационных технологий, данный вид собственности особенно уязвим для посягательств и требует новых подходов к своей защите.
Авторское право охраняет объекты духовного производства, без которых невозможно цивилизованное развитие общества. Эта отрасль права помогает развитию российской национальной науки, культуры, просвещения. Каждое государство стремится сохранить свой интеллектуальный потенциал, как главный двигатель прогресса. И наша страна – не исключение.
Авторское право представляет собой часть гражданского права, в которой регулируются и охраняются права создателей произведений науки, литературы, искусства. Авторское право рассматривается как институт гражданского права России. Несмотря на постоянное совершенствование законодательства в данной сфере и усиление правоохранительного контроля, в последние годы в нашей стране наблюдается значительный рост числа нарушений авторских и смежных прав. Исчерпывающей статистики о потерях государства в связи с нарушениями прав интеллектуальной собственности нет. Однако косвенные данные свидетельствуют о том, что речь может идти о миллиардах рублей недополученных налоговых поступлений в бюджет.
Журналисты газеты «Коммерсант» рассказали об исследовании компании BrandMonitor (специализирующейся на защите интеллектуальной собственности и борьбе с контрафактом) и эти данные говорят о том, что в 2018 году «годовой оборот теневого сегмента рынка люксовых товаров достиг 280 млрд руб., в то время как легальный сегмент оценивается примерно в 250 млрд руб.».
Это лишь один пример массового посягательства на авторские права. Однако скандалы вокруг воровства интеллектуальной собственности в разных сферах творческой деятельности сотрясают российское общество с известной регулярностью.
Так, большой резонанс получили инциденты вокруг популярного российского певца Филиппа Киркорова. В 2017 году два француза - композитор Дидье Маруани и поэт Кассаб Самир Жильбер Синуэ – по очереди обвиняли его в нарушении своих авторских прав.
В последние годы множество скандалов потрясло научную среду, ряд ученых были обвинены в плагиате при создании диссертационных работ. Комиссии РАН по противодействию фальсификации научных исследований 1 октября 2019 года обнародовала данные проведенной проверки. В результате более 869 статей из 263 российских научных журналов уличены в плагиате и отозваны. Всего РАН имела претензии к 541 научному журналу, опубликовавшему 2528 статей с признаками наличия недобросовестных заимствований, «неясного авторства» и самодублирующих публикаций. «Это почти на два порядка больше, чем общее число ретрагированных статей из российских журналов за все предшествующие годы» - говорится в официальном сообщении комиссии.
Приведенные примеры свидетельствуют, что проблема защиты авторских прав является остро актуальной для нашей страны. Одним из аспектов данной темы является возможность правообладателя передавать на тех или иных условиях полностью или частично принадлежащие ему права другим лицам или организациям. В данном случае одной из форм защиты прав сторон является авторский договор.
Объектом исследования в данной курсовой работе является авторское право. Предметом исследования является установление сущности авторского права и отдельных авторских правомочий.
Цель работы – изучить аспекты авторского права, посредством теоретического анализа.
Задачи работы:
- Проанализировать законодательство РФ в области авторского права;
- Проанализировать общие положения авторского права;
3.Изучить основные формы, способы и средства защиты авторских прав.
Теоретическую основу курсовой работы составляют труды таких ученых-юристов, как Сергеев А.П., Козырев В. Е., Леонтьев К. Н., Назайкин И. А., Турусбекова Д. О. и др.
Нормативная основа курсовой работы включает в себя Конституцию Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ, иные нормативно-правовые акты гражданского законодательства.
Глава 1.Теоретический аспект понятия «авторское право»
1.1Понятие объектов «авторское право»
В СМИ регулярно появляются новости об очередных скандальных исках: то звезде кажется, будто её песню нагло украли, то бренд жалуется на использование логотипа без разрешения. В основе всех этих споров лежит концепция авторского права. Именно из-за него нельзя просто взять чужой контент и использовать его в своих целях.
В соответствии со ст. 1259 ГК РФ объектами авторского права признаются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. В статье перечислены следующие объекты авторского права: литературные произведения; драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения; произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам; другие произведения; программы для ЭВМ.
К объектам авторских прав также отнесены:
1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;
2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда. а) произведения науки, литературы, искусства (результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в книгах, картинах и других изображениях, скульптурах, монументах и др.);
Важно, что авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения. Главное условие – они должны быть выражены в какой-либо объективной форме (в письменной, устной, в форме изображения, звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме). А вот идеи защите авторским правом не подлежат, чем многие и пользуются. Наглядный пример тому – параллельное существование на разных отечественных каналах телевидения очень похожих друг на друга программ: творческих шоу одинакового формата, кулинарных передач, пособий по ремонту квартир и т.п. В российской судебной практике были попытки признать нарушение авторских прав в подобной ситуации, но успехом они не увенчались. Несколько лет назад испанская компания Gestmusic Endemol, выпускавшая успешный проект «Te cara me suena» («Ваше лицо кажется знакомым»), начала продавать права на производство шоу в разные страны. Данные права приобрел Первый канал и сделал проект «Один в один» производства ЗАО «ВайТ медиа». Чуть позже в результате внутреннего конфликта с Первым каналом ЗАО передало данный проект каналу «Россия 1». Тогда Первый канал запустил аналогичный проект, назвав его «Точь-в-точь».
Испанская компания и ЗАО «ВайТ медиа» обратились в Арбитражный суд города Москвы с требованием запрета создания программы «Точь-в-точь». Дело успело пройти все 4 инстанции, каждая из которых отказала в удовлетворении исковых требований. В ноябре 2015 года точку в этом деле поставил Верховный Суд Российской Федерации.
Суды, вынося решение об отказе, руководствовались тем, что истцами не был доказан факт использования ответчиком так называемой «Производственной библии формата программы», которая является описанием концепции уже существующей испанской телепередачи и принципов ее создания и не может рассматриваться в качестве сценария телепередачи, поскольку она не может быть сценарием цикла выпусков телепередач, а использование идеи, метода, концепции нарушением авторского права в смысле действующих норм гражданского права не является.
Гражданским кодексом предусмотрено, что для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. Любой продукт интеллектуального труда, отвечающий признакам произведения, следует квалифицировать как объект авторских прав.
Не являются объектами авторского права официальные документы; государственные символы и знаки; произведения народного творчества; информационные сообщения.
1.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 18.03.2019 г.) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 г. № 230-ФЗ (в ред. от 18.03.2019 г.) // Российская газета. 2006. 22 дек.
3.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ (в ред. от 27.12.2018 г.) // Российская газета. 2002. 20 нояб.
4.Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (в ред. от 21.07.2014 г.) // Российская газета. 1993. 25 дек.
Список литературы
- Абдуразакова И.С. Защита объектов интеллектуальной собственности // Экономика. Бизнес. Банки. 2016. Т. 4. С. 138-150.
2.Авторское право. Учебник С. А. Судариков.
3.Алексеев С.С. Гражданское право. Том 1. Учебник. М.: Статут, 2016.512 c.
4.Арабян М.С., Попова Е.В., Юдина А.А. Современные способы защиты и охраны интеллектуальной собственности (ИС): Россия и ВТО // Таможенное дело. 2015. № 1. С. 3-7.
5.Бирюков А.А. Авторское право в схемах. Учебное пособие. М.: Проспект, 2016. 598 c. Богданова О.В. Защита интеллектуальных авторских прав гражданскоправовыми способами. М.: Юстицинформ. 2017. 212 с.
6.Богданова О.В. Формы и способы защиты интеллектуальных авторских прав // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. № 7. 2016. Июль. С. 45–50.
- Вишнякова И. В. Авторское право: учебное пособие. М.: Казанский национальный исследовательский технологический университет. 2017. 112 c.
- Гаврилов Э.П. Судебные споры по вопросам интеллектуальной собственности // Хозяйство и право. 2000. № 2. С. 57-64.
- Гурьянова В.В. К вопросу о правонарушениях в сфере интеллектуального права // Пробелы в российском законодательстве. 2015. № 6. С. 348-350.
- Джалилов Э.А. Юридическая ответственность в сфере интеллектуальной собственности как межотраслевой институт права // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2015. № 1 (31). С. 108-110.
11.Дорошков В.В. Проблемы правовой защиты интеллектуальной собственности и условия обеспечения ее эффективности в судах // Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности 2015. С. 141-152.
- Кузнецова Т.А. Технические средства защиты авторских прав в российском гражданском законодательстве // Правовое регулирование деятельности хозяйствующего субъекта материалы 14-й международной научно-практической конференции. 2015. С. 42.
13.Кулижская Н.А., Ежов А.А. Охрана и защита интеллектуальной собственности // Инновационное предпринимательство и защита интеллектуальной собственности в Евразийском экономическом союзе сборник материалов международной научно-практической конференции: В 2 частях. 2016. С. 215-222.
- Моргунова Е.А. Авторское право: моногр. М.: Норма, 2017. 288 c.
15.Новокшонова Н.А. Гражданско-правовая защита авторских прав. М.: Челябинск: Южно-Уральский институт управления и экономики, 2017. 187 c
16.Новоселова Л.А. Право интеллектуальной собственности. М.: Статут, 2017. 512 с.
17.Свечникова И. В. Авторское право. 3-е изд. М.: 2014. С. 101.
18.Сиволап Т.Е. Некоторые проблемы охраны интеллектуальной собственности в российском законодательстве // Право и образование. 2016. № 2. С. 105-113.
19.Сергеев, А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской
Федерации: учебник / А. П. Сергеев. М.: Проспект, 2007 – 370 с.
20.Хохлов В.А. Авторское право. Законодательство, теория, практика М.: Городец, 2016. 368 с.