Введение.
Глава 1. Обзор законодательства в области налогообложения субъектов малого предпринимательства в регионах исследования.
Глава 2. Налогообложение субъектов малого предпринимательства в Москве.
Общепринятая система налогообложения.
Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства
Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Глава 3. Сравнительный анализ регионального законодательства в области налогообложения субъектов малого предпринимательства.
Общепринятая система налогообложения.
Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства
Система налогообложения на основе вмененного дохода.
Заключение.
Литература.
Условия внешней среды российского малого бизнеса сами предприниматели оценивают как скорее неблагоприятные. Прежде всего, это относится к финансовым проблемам, в том числе и к проблеме высоких и сложных для расчета налогов.
Субъекты малого предпринимательства, судя по результатам их опросов, ставят проблему налогообложения на одно из первых мест. Так, по результатам обследования 568 малых предприятий, проведенному ИКЦ “Бизнес-Тезаурус” в 2005 году, наиболее важным для развития своего бизнеса предприниматели считали предоставление налоговых льгот – на это указало 73% опрошенных. При ответе на прямой вопрос, какими должны быть приоритетные направления государственной поддержки на федеральном уровне, 78% опрошенных руководителей малых предприятий ответили “Льготное налогообложение” – эта позиция заняла первое место среди желаемых мер государственного содействия[1]. Респонденты посчитали важным и такой вид государственной поддержки, как упрощение и обеспечение стабильности системы налогообложения – более половины опрошенных. При опросе 1 тыс. малых предприятий в пяти российских регионах (г. Москва, Владимирская, Нижегородская, Новгородская и Томская области), проведенном ИКЦ “Бизнес-Тезаурус” в 2001 году, среди основных трех проблем, отмеченных малыми предприятиями в отношении их собственного бизнеса на этапе возникновения, первой также была названа проблема высоких налогов – 49% опрошенных.
Показательны исследования, проведенные Агентством исследования и развития ТПП РФ. Среди ответивших на вопрос о наиболее существенных препятствиях для развития бизнеса в России безусловным лидером является “налоговый пресс” – его отметило 88% респондентов.
Малый бизнес в целях самозащиты вынужден уходить в тень, так как иначе он становится нерентабельным. Применение различных способов ухода от налогообложения, “оптимитизации” – широко, если не повсеместно, распространенная практика. Контрольные и репрессивные меры государства обеспечивают временный эффект для пополнения бюджета, но достаточно трудоемки и затратны для государства. При этом они не позволяют свободно планировать развитие бизнеса предпринимателям и явно противопоставляют государство и бизнес.
Органы власти в России чаще всего рассматривают малый бизнес с точки зрения возможности увеличения налоговых поступлений, в большинстве случаев открыто не декларируя этого. Вместе с тем малый бизнес испытывает большее давление “налогового пресса”, нежели крупный и средний – помимо высоких налогов это и повышенные удельные издержки на ведение налогового учета. Сюда же следует прибавить и издержки на различного рода государственных контролеров, неформальные “крыши” и др. Вполне естественно, что малый бизнес пытается скрыть от государства часть своих доходов. Тем более что, заплатив налоги, которые должны возвращаться обратно
Налоги – своеобразная форма перераспределения доходов между бизнесом (предпринимателями) и государством. Вопрос, кто будет перераспределять эти средства, является краеугольным. Если эти суммы остаются у предпринимателя, то именно он будет решать, куда их направить: капитальные вложения, инновации, увеличение оборотного капитала, создание новых рабочих мест, увеличение выплат работникам, личное потребление, благотворительность, социальные программы, меценатство, научные исследования и т.п.
Если крупный бизнес в России имеет возможность лоббировать свои интересы, достигая приемлемого компромисса с властью, в том числе и по вопросам налогообложения, то малый бизнес пока не обладает существенными рычагами влияния на законодательство в сфере налогообложения и исполнительную власть. Ярким примером являются суммы бюджетного финансирования, выделяемые на поддержку малого предпринимательства. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, “Правительство Российской Федерации ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации проект федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства. В федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение ассигнований на ее реализацию”. На 2005 год на эти цели предусмотрена сумма в размере 20 млн. руб. на всю Россию, то есть примерно по 225 тыс. руб. в год на регион![2]
Необходимость применения специальных налоговых режимов для малого предпринимательства – это вопрос, с одной стороны, поддержки и развития малого бизнеса, а с другой стороны – это вопрос социальной справедливости, т.е. перераспределения доходов между крупным и малым бизнесом, компенсации последнему повышенных рисков хозяйствования, ограничений в доступе к финансовым ресурсам.
Поскольку принятые ранее законы, устанавливающие специальные режимы налогообложения для малого бизнеса, не устраивали ни власть, ни малый бизнес, в 2005 году в среде государственных служащих, экспертов-экономистов, представителей малого бизнеса активно обсуждалась идея их модификации или разработки принципиально новых законодательных актов.
Цель данной работы – рассмотрение особенностей налогообложения малого предпринимательства.
Глава 1. Обзор законодательства в области налогообложения субъектов малого предпринимательства в регионах исследования
Федеральное законодательство в области налогообложения малого предпринимательства по некоторым аспектам устанавливает только рамочные условия. В то же время субъекты РФ имели довольно широкие полномочия по установлению собственных норм и правил. Наибольшую региональную специфику в регулировании представляли (до принятия соответствующих изменений и дополнений в Налоговый кодекс) специальные системы налогообложения малого бизнеса – по единому налогу, взимаемому по упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, и по единому налогу на вмененный доход.
В руках регионов находился довольно широкий набор инструментов регулирования налогообложения малого предпринимательства по этим режимам, в том числе:
- выбор объекта налогообложения единым налогом, взимаемым при упрощенной системе налогообложения;
- установление ставок единого налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения, в части, зачисляемой в региональный и местный бюджеты;
- введение льгот по единому налогу, взимаемому по упрощенной системе налогообложения, и единому налогу на вмененный доход для определенных видов деятельности и категорий плательщиков;
- выбор сфер деятельности в пределах перечня, указанного в Федеральном законе, на которые распространяется действие вмененного налога 2;
- установление размеров вмененного дохода для определенных видов деятельности;
- определение порядка и сроков уплаты единого налога на вмененный доход;
- определение соотношений распределения поступлений единых налогов между региональным и местными бюджетами[3].
Сюда же следует отнести и собственно самостоятельное решение региона вводить или не вводить единый налог на вмененный доход на своей территории.
К возможностям регионов следует отнести и право устанавливать свои ставки и льготы по региональным и местным налогам, уменьшать ставки некоторых федеральных налогов в части, зачисляемой в их бюджеты.
Помимо этого, как утверждается в Федеральном законе “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, регионы вправе законодательно устанавливать льготы по налогообложению фондов поддержки малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций, а также других организаций, создаваемых в целях предоставления услуг субъектам малого предпринимательства 3.
Как видно, российские регионы располагают (располагали) довольно широким набором рычагов налогового стимулирования развития малого предпринимательства. Вопрос в том, кто и как на практике воспользовался этими рычагами в целях стимулирования развития малого предпринимательства у себя в регионе (или муниципалитетах).
[1] Беспамятных, Н.Н.; Комиссарова, Е.Г. Правовое поле малого бизнеса / РАН. Урал. отд-ние. Ин-т экономики . - Екатеринбург, 2005. - 45 с.
[2] Курбангалеева, О.А. Индивидуальные предприниматели : Правовые основы деятельности, учет, налогообложение. - М.: Главбух, 2004. - 270 с., схем. - (Бух. панорама )
[3] Царев, И.Г. Малое предпринимательство - дело за малым // ЭКО. - Новосибирск, 2004. - N 1. - С. 111-123