В Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ), десятилетний юбилей которого готовится отметить вся юридическая общественность России, весьма значительным преобразованиям подвергся правовой статус физических лиц в результате закрепления в нем целого комплекса правовых норм, которые по-новому, в духе лучших европейских и мировых стандартов определили важнейшие параметры их правового положения. Однако многие понятия и правила остались неизменными, в том числе и определение правоспособности, которое в ГК РФ формулируется практически так же, как в Гражданском кодексе РСФСР 1964 г. (далее - ГК РСФСР): как "способность иметь гражданские права и обязанности". Единственное дополнение, которое законодатель счел необходимым, - глагол "нести" применительно к обязанностям, что подчеркивает их принципиальное отличие от прав: правами обладают, обязанности несут. В неизменном виде в ГК РФ закреплены и правила определения начальных и конечных моментов правоспособности: "Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью". Вопрос о том, оправдан ли в данном случае проявленный законодателем консерватизм, в последние годы вызывает большой научный и практический интерес, а появляющиеся в литературе предложения об изменении соответствующих положений закона заслуживают самого пристального внимания.
Сделки играют большую роль в хозяйственной жизни. Физические лица ежедневно заключают сделки, на основе которых им продают товары, оказывают услуги, выполняют работы. И продолжается это в течение всей жизни человека - от рождения (имеется в виду, что до определенного возраста от имени малолетнего действуют его родители и опекуны) до самой смерти (достаточно указать на завещание, справедливо именуемое "последней волей").
Такое же большое место занимают сделки в предпринимательской деятельности независимо от того, идет ли речь о торговле, торговом посредничестве, банковских и биржевых операциях, которые в иной, чем сделки, форме, не могут существовать. Совершая сделки, организации согласовывают свою деятельность по производству продукции, снабжению друг друга необходимыми материалами, сырьем, оборудованию, по капитальному строительству и выполнению научно - исследовательских, проектных и конструкторских работ. При помощи сделок юридические лица организуют перевозки продукции разными видами транспорта.
Широко используются сделки и в области внешней торговли.
Большое значение имеют они и в сфере культуры, например договоры между издательствами и авторами, объявление конкурсов на создание произведений науки и искусства.
Таким образом, сделки являются основной правовой формой, в которой опосредуется обмен между участниками гражданского оборота. И в связи с этим особое значение приобретают те требования, которые предъявляет закон к действительности сделок. Гражданский кодекс Российской Федерации в главе, посвященной сделкам, наряду с их понятием, видами и формой, уделяет место и последствиям признания их недействительными. В новых хозяйственных условиях зачастую возникают ранее неизвестные составы недействительных сделок. Они выявляются при преобразовании форм собственности, проведении приватизации, в области земельных отношений.
- Правосубъектность и правоспособность физического лица
Понятие "физическое лицо" является специально юридическим для обозначения индивидуального субъекта права. В советском законодательстве и научных работах индивидуальный субъект права обозначался главным образом через понятие "гражданин". Это объяснялось тем, что "советский закон предоставляет иностранным гражданам широкие права и возможности, обеспечивая для них во многих областях общественных отношений такое же положение, как и для советских граждан"[1]. В постсоветской России законодательство вернулось к понятию "физическое лицо". Такой подход представляется более логичным: понятие "физическое лицо" шире понятия "гражданин" и охватывает всех индивидуальных субъектов права[2].
Физическому лицу как субъекту налогового права свойственны два основных признака. Первый признак заключается в том, что субъекты права - это лица, которые могут быть носителями субъективных юридических прав и обязанностей. Второй признак состоит в том, что они приобрели свойство субъекта права в силу юридических норм. Данное свойство, т.е. способность нести и осуществлять права и обязанности, называется правосубъектностью[3].
Наличие у субъектов прав и обязанностей, возможность иметь другие права и обязанности обусловлены их участием в общественных отношениях, которые являются сферой правового регулирования. Детализация этого регулирования по определенным сферам предполагает выделение предметно однородных отношений и лежит в основе классификации правосубъектности по отраслевым разновидностям. Исходя из этого, выделяют общую, отраслевую и специальную правосубъектность.
Юридический характер налоговой правосубъектности (как и правосубъектности общей) обусловлен тем, что она реализует функцию правового регулирования через конкретизацию круга субъектов[4]
По общему правилу законодательство России устанавливает, что с точки зрения психического развития гражданин становится полноценной личностью с достижением восемнадцатилетнего возраста. Это нашло отражение в общем правиле о том, что гражданская процессуальная дееспособность у граждан возникает по достижении совершеннолетия.
Обладать дееспособностью - значит иметь способность лично совершать различные юридические действия. Дееспособность включает в себя способность своими действиями осуществлять имеющиеся гражданские права и исполнять обязанности[5].
Лицо, утратившее свою дееспособность в полном объеме, перестает существовать как гражданин со всеми правами и обязанностями. Такое лицо не может осуществить защиту своих прав в суде самостоятельно.
По мнению Е.В. Михайловой, смысл законодательного закрепления понятия дееспособности (материальной и процессуальной) в том, что лицо до достижения определенной социальной зрелости не в состоянии самостоятельно реализовать свою правоспособность. И в этом смысле понятие дееспособности действительно очень ценно и с практической, и с теоретической точки зрения[6].
Дееспособность входит в категорию понятий, ядро которых составляет способность гражданина. Существование такой способности "привязано" к возможности действовать. Причем эта возможность не безгранична, а ограничена рамками закона[7].
Как было отмечено ранее, в полном объеме дееспособность по общему правилу наступает при достижении совершеннолетия. Однако при наступлении определенных случаев гражданин может быть признан дееспособным и раньше, а именно: при вступлении в брак несовершеннолетнего, которому снижен брачный возраст, при эмансипации несовершеннолетнего.
К недееспособным гражданам относятся две категории лиц:
- лица до 14 лет;
- лица, признанные судом недееспособными.
Права, свободы и законные интересы несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет, защищают в процессе их законные представители, родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом.
Согласно ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.
[1] Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. М., 1974. С. 139 - 141.
[2] В соответствии со ст. 11 части первой НК РФ "Физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства".
[3] Тропская С.С. Физическое лицо как носитель правового статуса налогоплательщика Российской Федерации // Финансовое право, 2007, № 4.
[4] Тропская С.С. Физическое лицо как носитель правового статуса налогоплательщика Российской Федерации // Финансовое право, 2007, № 4.
[5] Мохов А.А. Презумпция дееспособности лица, достигшего установленного законом возраста, и ее применение в судебной практике // Арбитражный и гражданский процесс. 2004. N 12. С. 6.
[6] Михайлова Е.В. Гражданская процессуальная правоспособность физических лиц как предпосылка участия в гражданском процессе // Вестник СГАП. Саратов. 2004. N 4. С. 124.
[7] Нечаева М.А. О правоспособности и дееспособности физических лиц // Государство и право. 2001. N 2. С. 30 - 31.