Введение.
Глава 1 Пенсионное обеспечение в Российской Федерации.
1.1 Понятие и правовые основы пенсионного обеспечения в Российской Федерации
1.2 Понятие и классификация пенсий в Российской Федерации.
1.3 Правовые способы реализации и защиты пенсионного законодательства.
Глава 2. Пенсионная система Японии.
Заключение.
Список литературы.
Сегодня во всем мире возникают все более острые проблемы, касающиеся систем финансового обеспечения социальной защиты населения. И, пожалуй, нет ни одной страны, которая не планировала бы фундаментальную реформу пенсионной системы. Необходимость реформ систем социального обеспечения не вызывает сомнений ввиду их жизненной важности по своему политическому и экономическому значению.
Реформирование пенсионных систем во всем мире часто вызвано необходимостью сбалансировать растущие расходы на социальную поддержку престарелых людей с финансовыми возможностями той или иной страны. Среди общих для многих государств факторов, которые при этом учитываются, — желание пожилых людей продолжать работать после достижения пенсионного возраста, неготовность работодателей позволить им это, недостаток молодой рабочей силы в «стареющих» странах. В большинстве развитых стран пенсионный возраст установлен с 65 лет и старше. Правительства многих стран стараются уменьшать удельный вес государственных пенсий в общей системе пенсионного обеспечения, стимулируя развитие негосударственных пенсионных фондов и систем с различными схемами накопления средств и последующими выплатами.
В Конституции Российской Федерации 1993 года впервые было закреплено положение, в соответствии с которым Россия является (или должна являться) социальным государством, причем положение это относится к основам конституционного строя России, которым не могут противоречить никакие другие положения Конституции и которые не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации (далее – Конституция). Тем самым законодатель подчеркнул важность этого положения и его приоритет даже над иными нормами Конституции, не говоря уже об иных правовых нормах.
Все вышеизложенное обуславливает актуальность выбранной темы работы.
Цель данной работы – проанализировать пенсионное обеспечение в России и в одной из развитых страна (Японии).
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и правовые основы пенсионного обеспечения в Российской Федерации;
- рассмотреть понятие и классификацию пенсий в России;
- рассмотреть правовые способы реализации и защиты пенсионного законодательства на примере практики Конституционного Суда РФ;
- проанализировать особенности пенсионного обеспечения в Японии.
Глава 1 Пенсионное обеспечение в Российской Федерации
1.1 Понятие и правовые основы пенсионного обеспечения в Российской Федерации
Пенсионная система как правовое понятие — комплексное образование. Пенсионное право не без оснований рассматривается рядом специалистов-правоведов как подотрасль российского права социального обеспечения, имеющая относительно самостоятельный основной предмет правового регулирования — пенсионные отношения и наиболее обширный массив правовых предписаний[1].
В ее структуре выделяются основные институты или группы правовых норм, регулирующих неразрывно связанные между собой однотипные пенсионные отношения — пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии за выслугу лет, пенсии по случаю потери кормильца, социальные пенсии. Они объединяют нормы по видам пенсий. К обособленным институтам относятся правовые предписания, регулирующие процедурные отношения в сфере пенсионного обеспечения. Наиболее существенные из них — назначение и выплата пенсий, исчисление, перерасчеты, повышение и адаптация пенсионных выплат. Такие отношения затрагивают основные институты, они касаются реализации права на материальное обеспечение в виде пенсии и могут предшествовать возникновению пенсионного правоотношения либо функционировать наряду с ним.
Статья 7 Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12.12.1993, провозглашает Россию социальным государством и предусматривает установление государственных пенсий и иных гарантий социальной защиты. Статья 39 Конституции РФ конкретизирует данные нормы и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Также определяется, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Правовую основу пенсионной системы составляют федеральные законы «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
C вступлением в силу с 2002 года федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» в стране запущен механизм пенсионной реформы, являющейся одной из составляющих комплекса проводимых в России экономических реформ.
Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» изменены некоторые традиционные институты и понятия законодательства о пенсионном обеспечении, а также введены многие новые, что при концептуальном изменении основополагающих принципов пенсионной системы представляется естественным и необходимым.
Например, теперь при определении права на трудовую пенсию используется не трудовой стаж, а страховой. Принципиальное отличие второго из названных видов стажа от первого заключается в том, что в него включаются периоды работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а не просто периоды трудовой деятельности без взаимосвязи с такой уплатой, как это происходило ранее при исчислении трудового стажа.
[1] Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. — М, 2005. с. 144