Введение
1. Системный подход в управлении
2. Целеполагание в управлении
3. Анализ внешней и внутренней среды экономического объекта с учетом его миссии и целей
4. Природа и состав функций менеджмента
5. Проектирование организационной структуры управления
Заключение
Список литературы
Актуальность. Исследования управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Так называемый системный подход в менеджменте был связан с применением общей теории систем для решения управленческих задач. Он предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи, технология, ресурсы.
Главная идея системной теории состоит в том, что ни одно действие не предпринимается в изоляции от других. Каждое решение имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуаций, когда решение в одной области превращается в проблему в другой.
Ключевую роль в выработке и проведении политики взаимодействия организации с окружением играет менеджмент, особенно его верхний уровень. Вопросы долгосрочной стратегии взаимодействия организации со средой становятся во главу угла построения всех процессов управления. Менеджмент уже не занимается только внутренними вопросами организации. В равной, а может быть и в большей мере его взор направлен за пределы организации. Менеджмент старается строить эффективное взаимодействие организации с окружением не только путем воздействия на процессы, происходящие в организации, но и путем воздействия на окружающую среду. Стратегическое управление, решающее эти задачи, выдвигается на первый план в комплексе процессов управления организацией.
Цель - исследовать системный подход в теоретическом аспекте и на примере предприятия. Для достижения поставленной цели рассмотрим и проанализируем 5 разделов: системный подход в управлении, целеполагание в управлении, анализ внешней и внутренней среды экономического объекта с учетом его миссии и целей, природу и состав функций менеджмента, проектирование организационной структуры управления.
1. Системный подход в управлении
Теоретическая часть
Система (от греч. systema - целое, составленное из частей; соединение), множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.
Система (от греч. σύστημα, «составленный») — множество взаимосвязанных объектов и ресурсов, организованных процессом системогенеза в единое целое и, возможно, противопоставляемое среде или суперсистеме.
Система в системном анализе — совокупность сущностей (объектов) и связей между ними, выделенных из среды на определённое время и с определённой целью.
Система управления - совокупность методов и средств управления, необходимых для согласования совместной деятельности людей, управленческих звеньев, связей между ними, а также форм, с помощью которых на практике реализуется процесс управления; действия, предпринимаемые менеджерами с целью воздействия на управляемый объект.
Система в общем смысле — совокупность сильно связанных объектов, обладающая свойствами организации, связности, целостности и членимости.
Система может включать большой перечень элементов и ее целесообразно разделить на ряд подсистем[5, c. 99].
Подсистема – набор элементов, представляющих автономную внутри системы область (экономическая, организационная, техническая подсистемы).
Большие системы (БС) – системы, представляемые совокупностью подсистем постоянно уменьшающегося уровня сложности вплоть до элементарных подсистем, выполняющих в рамках данной большой системы базовые элементарные функции.
Классификация систем может быть проведена по различным признакам, однако основной является группировка их в трех подсистемах: технической, биологической и социальной.
Техническая подсистема включает станки, оборудование, компьютеры и другие работоспособные изделия, имеющие инструкции для пользователя. Набор решений в технической системе ограничен и последствия решений обычно предопределены. Например, порядок включения и работы с компьютером, порядок управления автомобилем, методика расчета мачтовых опор для ЛЭП, решение задач по математике и др. Такие решения носят формализованный характер и выполняются в строго определенном порядке. Профессионализм специалиста, принимающего решения в технической системе, определяет качество принятого и выполненного решения. Например, хороший программист может эффективно использовать ресурсы компьютера и создавать качественный программный продукт, а неквалифицированный может испортить информационную и техническую базу компьютера[1, c. 142].
Биологическая подсистема включает флору и фауну планеты, в том числе относительно замкнутые биологические подсистемы, например муравейник, человеческий организм и др. Эта подсистема обладает большим разнообразием функционирования, чем техническая. Набор решений в биологической системе также ограничен из-за медленного эволюционного развития животного и растительного мира. Тем не менее, последствия решений в биологических подсистемах часто оказываются непредсказуемыми. Решения в таких подсистемах предполагают разработку нескольких альтернативных вариантов и выбор лучшего из них по каким-либо признакам. Профессионализм специалиста определяется его способностью находить лучшее из альтернативных решений, т.е. он должен правильно ответить на вопрос: что будет, если.?
Социальная (общественная) подсистема характеризуется наличием человека в совокупности взаимосвязанных элементов. В качестве характерных примеров социальных подсистем можно привести семью, производственный коллектив, неформальную организацию, водителя, управляющего автомобилем, и даже одного отдельного человека (самого по себе). Эти подсистемы существенно опережают биологические по разнообразию функционирования. Набор решений в социальной подсистеме характеризуется большим динамизмом, как в количестве, так и в средствах и методах реализации. Это объясняется высоким темпом изменения сознания человека, а также нюансов в его реакциях на одинаковые однотипные ситуации[10, c. 45].
Социальные, биологические и технические системы могут быть: искусственными и естественными, открытыми и закрытыми, полностью и частично предсказуемыми (детерминированные и стохастические), жесткими и мягкими.
1. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М., 2007. – 560 с.
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М., 2009. – 529 с.
3. Вершигора Е..Е. Менеджмент. – М., 2009. – 283 с.
4. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М., 2009. – 480 с.
5. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. – М., 2007. – 336 с.
6. Менеджмент: Учебник / Под редакцией: Кохно П.А., Микрюков В.А., Коморов С.Е. –М.: Финансы и статистика, 2008. – 424 с.
7. Майкл Мескон и др., Основы менеджмента, - М.: Дело, 2009. – 702 с.
8. Маркова В.Д. , Кузнецов С.А. Стратегический менеджмент. – М., 2009. – 223 с.
9. Молотков Ю. И. Менеджмент. Учебное пособие - Новосибирск, 2001. – 219 с.
10. Паркинсон, С. Нортког, Рустомжи М.К. Искусство управления.- СПб.: Лениздат, 1992. – 290 с.
11. Стратегическое планирование. Учебник:/ Под ред. Уткина Э. Л.- М.: ЭКМОС, 1998. – 440 с.
12. Уинслоу Т.Ф., Менеджмент, - М.: ЭКМОС, 2002. – 375 с.
13. Шеметов П.В. Практический менеджмент: Учебное пособие. - Новосибирск, 1993. – 194 с.
14. Шеметов П.В., Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Радионов В.В.
Основы менеджмента. УМК. - Новосибирск, НГУЭУ, 2005. – 407 с.
15. Экономическая стратегия фирмы/ Под ред. А.П.Градова. – СПб., 2005. – 589 с.