Религия издревле была носительницей культурных ценностей. Она самая являлась одной из форм культуры. Величественные храмы, потрясающие воображение фрески и иконы, прекрасные литературные и философско-религиозные произведения, церковные обряды, нравственные заповеди чрезвычайно обогатили культурный фонд человечества.
Православное крещение остается одной из самых ярких страниц русской истории. Существует множество точек зрения на причины христианизации Руси. Так в арабских и византийских источниках крещение Руси связывали с женитьбой князя Владимира на принцессе Анне.
В XIY – XY веках акцентировали внимание на влиянии, которое оказали на князя Владимира княгиня Ольга, а также искусная пропаганда византийских миссионеров. Позднее подобных воззрений придерживались Н.М. Карамзин, историк церкви Филарет.
В XIX веке возникла версия, которую принимали С. М. Соловьев, С.Ф. Платонов и историк Церкви Макарий. Согласно ей, язычество по своей бесцветности не могло конкурировать ни с одной из существующих религий.
Высказывалось мнение, что крещение способствовало активизации торговых, экономических, политических и культурных отношений с Византией.
Наконец, есть мнение, что православие было принято в Киевской Руси в качестве официальной религии, потому что наилучшим образом соответствовало уже сложившемуся хозяйственному укладу: общинному землепользованию, таким коллективистским началам государственной власти, как вече.
Особенностью развития христианства на Руси явилось наложение этой новой религии на языческую основу культуры.
Актуальность избранной темы объясняется тем, что русская культура уникальна. Своеобразие русской культуры было предметом исследований многих ученых. О русской культуре было столько учений и идей, что они по объему едва ли не превосходят идейный багаж самой культуры Руси.
В истории русской культуры важное значение имеет период IX-XIII веков. Киевская Русь – это собирательное понятие восточнославянских княжеств этого периода. В первых сведениях о славянах упоминается их поселение на Дунае, оттуда они расселились в разные стороны, часть из них поселилась по Днепру, его притокам и далее к северу. Среди них были племена полян, древлян, кривичей, радимичей, ильменских славян и другие.
Выражение «русская земля» появилось в X веке. Оно имело уже географическое значение. Так называлась Киевская земля, где более густо селились пришлые варяги. Позднее Русью и русской землей стали называть государство. Эти слова приобрели политическое значение.
Это время стало временем, когда на смену язычеству приходит христианство.
Цель реферата – рассмотреть процесс принятия христианства на Руси.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить научную литературу, повествующую о принятии христианства на Руси;
- выделить истоки русского христианства;
-проанализировать природные, психологические, бытовые и социальные факторы формирования культуры Древней Руси;
-рассмотреть основные проявления материальной и духовной культуры этого периода, его особенности;
- доказать, что в результате принятия христианства произошел синтез новой религии с язычеством;
- проанализировать последствия крещения Руси для страны и всего мира.
Объектом рассмотрения в реферате будет русская история и культура.
Предметом исследования – процесс христианизации Руси.
Сложных вопросов в избранной теме много. Источники неполны, отрывочны, противоречивы. Много источниковедческих наблюдений сделано О.М. Раповым. Автор убедительно доказал, что дата крещения Руси – 988 год – признаваемая и православной церковью и различными историческими школами, является лишь датой русско-византийского договора о военной помощи грекам, а также датой крещения киевского князя.
Многие историки пытаются всячески очернить языческое христианство, утверждают, что до крещения Руси славянам был характерен низкий уровень социально-экономического и культурного развития.
В трудах других западных ученых можно встретить утверждение, что Русь первоначально приняла крещение не от Византии, а от Рима по католическому образцу и сам Владимир был крещен латинским миссионером.
Многие отечественные ученые отмечали прогрессивное воздействие на Русь принятия христианства.
Однако и до сих пор многие аспекты крещения Руси остаются мало изученными.
Энергичные поиски новых сведений по истории крещения Руси проводились выдающимся ученым XYIII века в.Н. Татищевым. Им была найдена Иокимовская летопись, содержащая не имеющие аналогий сведения о крещении Руси. Подобного же рода исследования велись Н.М. Карамзиным и м.В. Ломоносовым. Среди работ XIX – начала XX века наибольшее значение имели работы Макария , Е.Е. Голубинского, А.А. Шахматова, М.Д. Приселкова, В.А. Пархоменко, Н. Полонской.
По многим вопросам историки вели полемику, так и не достигнув единого мнения. Очевидно, что до официального крещения христианство начало пробивать себе дорогу на Русь. Даже после крещения язычество продолжало существовать на Руси. Об этом свидетельствуют памятники древнерусской письменности XI-XII веков.
Глава I. Исторические условия формирования государства и культуры Древней Руси. Истоки русского христианства
Славяно-русские племена размещались на равнинах по рекам. По большим рекам как главным торговым путям сгущалось население, принимавшее наиболее деятельное участие в торговом движении, рано здесь завязавшемся, по ним возникали торговые сосредоточения, древнейшие русские города; население, от них удаленное, оставалось при хлебопашестве и лесных промыслах, доставлявших вывозные статьи приречным торговцам (мед, воск, меха).
При таком влиянии на народнохозяйственный обмен реки рано получили еще более важное политическое значение. Речными бассейнам направлялось географическое размещение населения, а этим размещением определялось политическое деление страны.
Служа готовыми первобытными дорогами, речные бассейны своими разносторонними бассейнами рассеивали население по своим ветвям.
По этим бассейнам рано обозначились различные местные группы населения, племена, на которые древняя летопись делит русское славянство IX-X вв; по ним же сложились потом политические области, земли, на которые долго делилась страна.
Взаимная близость главных речных бассейнов равнины при содействии единообразной формы поверхности не позволяла размещавшимся по ним частям населения обособляться друг от друга, замыкаться в изолированные гидрографические клетки, поддерживала общение между ними.
Лес давал человеку многое: пропитание, строительный материал, домашнюю утварь, обувь, дрова, лучину для освещения, Он был надежным укрытием от врагов.
Степь была благодатна для хлебопашества, но оттуда постоянно исходила угроза нападения кочевых племен.
В YIII веке хазары покорили некоторые племена восточных славян. Иго не было слишком тяжелым. В некоторых отношениях оно даже представляло выгоды. Хазары стали посредниками живого торгового обмена между арабским Востоком и русскими славянами. Следствием стало возникновение древнейших городов: Киева, Любеча, Новгорода, Переяславля, Полоцка, Смоленска, Чернигова.
Возникновение городов приводило к необходимости вооружаться, опоясываться стенами, держать ратных людей. Города становились военно-промышленными центрами.
С приходом варягов защищать город стали горожане. Они оказались в найме у пришлой власти.
Природные и психологические факторы формирования культуры Киевской Руси оказались в плену у социальных факторов. Централизованное правление не могло не сказаться на развитии культуры.
Интересы развивающегося государства требовали принятия государства. Оставаться в христианском мире языческой окраиной означало изоляцию от всего европейского сообщества.
Новая религия с ее единобожием вполне соответствовала сущности нового единого государства во главе с монархом.
Христианство цементировало семью, вводило новую мораль, требовало гуманного отношения к женщине, к детям, к людям вообще.
Приобщение к христианству могло помочь в развитии культуры, духовной жизни. Христианство уже обладало хорошо разработанной философской системой, породило богатую богословскую литературу.
Вызревание на Руси новых общественных отношений, все более быстрое и глубокое социальное расслоение требовали новой идеологии. Язычество с его равенством людей перед силами природы не могло объяснить и оправдать происхождение и нарастание неравенства.
- Борзова Е.П. История мировой культуры. 2 издание. – СПб.: Лань, 2002.
- Бахрушин С.В. к вопросу о крещении Киевской Руси // Религия и церковь в истории России. – М., 1975.
3.Веремьев А.А. Введение в культурологию. – М.: Прогресс, 1997.
- Георгиева Т.С. Христианство и русская культура. Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2001.
- Головко А.Б.Христианизация восточнославянского общества и внешняя политика Древней Руси в IX- первой трети XII века // Вопросы истории, 1988, № 9.
6.Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. – М., 1990
7.История культуры России. Курс лекций для негуманитарных специальностей. – М.: Знание, 1993.
- Карамзин Н.М. История государства российского. – Тула, Приокское книжное издательство, 1990.
9.Кравченко А.И. Культурология. – М., Академический Проект, 2001.
10.Карпушкина С.В., Карпушкин В.А. История мировой культуры. Учебник для вузов. – М.: Nota Bene, 1998,
11.Культурология. / Под ред. Радугина А.А.- М., 1997.
12.Мамонтов С.П. Основы культурологии. – М., 1997.
- Макарий. История русской церкви. Т. 1. – М., 1981.
- Мелюков.Н. Очерки по истории русской культуры IX-XYII веков. – М., 1984.
15.Моця А.П. Христиане некрещенной Руси // Наука и религия, 1998, № 1.
- Рапов О.М. Русскя церковь в IX- первой трети XII века. Принятие христианства. – М.: Русская панорама, 1998.
17.Раушенберг Б.В. Сквозь глубь веков // как была крещена Русь. – М., 1988.
18.Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М., 1981.
19.Религия. История и современность // Под ред. Ш.М. Мунчаева. – М.: Культура и спорт, 1998.
19.Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. – М., 1989.
Тихомиров М.Н. Начало христианства на Руси // Тихомиров М.Н. Древняя Русь. – М., 1975