Введение.
- Общая характеристика системы образования в Украине.
1.1 Современное состояние украинской системы образования.
1.2 Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования.
- Национальная доктрина развития образования Украины.
2.1 Проблемы системы образования и пути их решения.
2.2 Приоритетные направления развития образования.
2.3 Модернизация системы образования.
Заключение.
Список литературы
В современном мире, который вошел в третье тысячелетие, развитие Украины определяется в контексте европейской интеграции с ориентацией на фундаментальные ценности западной культуры: парламентаризм, права человека, права национальных меньшинств, либерализацию, свободу передвижения, ограничение роли государства в обществе и другие составляющие – неотделимые атрибуты гражданского общества.
На протяжении первых десятилетий достижения государственной независимости Украина осуществляет исторически неминуемый и необратимый переход к таким основам общественного развития. Изменения в обществе, экономике, жизненном устройстве требуют обновления социальных приоритетов личности. На смену индустриальному обществу приходит общество информационное, предопределяющее определенные социальные, производственные, экономические и политические сдвиги. Вектор развития экономики направляется на качество, обновление и расширение номенклатуры продукции и услуг. Соответственно потребностям экономического развития общества формируется рынок труда. Возрастает численность работников информационной сферы, развиваются высокие технологии, увеличивается число занятых в непроизводственной сфере услуг. Ускорение научно-технического прогресса предопределяет повышенные требования к качественному потенциалу рабочей силы, занимающейся генерированием, разработкой и внедрением новых технологических идей. При условиях трансформации украинского общества особую значимость приобретают вопросы формирования новых жизненных стратегий, компетентности, усиление гибкости и мобильности социального поведения. Чем мощнее жизненный потенциал человека, тем легче ему преодолеть кризисные ситуации, овладеть конструктивно-преобразующей позицией. Все это, бесспорно, предъявляет новые требования к интеллектуальному уровню общества, к его совершенствованию через образованность, профессионализм, многосторонность, коммуникабельность. В этих условиях для Украины особую актуальность приобретает учет факторов социально-экономического развития, среди которых значительная роль отведена человеческому фактору. Особое значение при этом приобретает система образования. Приоритетность образования может стать инструментом выхода страны из кризиса. Глобальные тенденции резкого возрастания роли человеческого фактора в развитии индустриальной, информационной цивилизации, так же как и общенациональные потребности украинского общества, связанные с его модернизацией и постепенной интеграцией в единое мировое сообщество, предъявляют новые, несравненно более высокие требования к человеку как к активному и сознательному субъекту общественной, творчески преобразующей практики. Соответственно, возрастают и требования к качеству образования.
Образование является важнейшим социально-экономическим институтом, функционирующим с целью удовлетворения общественных потребностей, гибко реагирующим на все общественные изменения и процессы. Институт образования перестает играть роль центра передачи и формирования социокультурных ценностей, а становится производителем дорогостоящего продукта, как совокупности образовательного товара и образовательных услуг, обладание которым повышает конкурентные преимущества его собственника на рынке труда, является потенциальным фактором улучшения его благосостояния и общества в целом, что способствует повышению экономического роста определенного государства.
Изучение особенностей функционирования института образования доказало, что образование на сегодняшний день – неотъемлемая часть народнохозяйственного комплекса, которая развивается в неразрывном единстве с наукой, техникой, экономикой, культурой, имеющая значительное влияние на формирование интеллектуального и научно-технического потенциала страны.
Цель данной работы – проанализировать стратегию развития образования в Украине.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- проанализировать современное состояние украинской системы образования;
- изучить основные направления государственной политики в области образования;
- рассмотреть Национальную доктрину развития образования Украины;
- проанализировать основные проблемы системы образования Украины и пути их решения.